Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
У ИСТОКОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В 1952 году в НИИ неврологии АМН СССР было создано первое пособие по восстановлению речи при афазии. Альбом: Восстановление речевых процессов при травматических афазиях. Составители Э.С. Бейн, О.П. Кауфман, под ред. проф. А.Р. Лурия /Институт неврологии АМН СССР. /Директор чл.-корр. АН СССР, действ, член АМН СССР Н.И. Гращенков. Отдел психофизиологии и патологии мозговой деятельности. Списано дословно: стр. 1. «Необходимость специально организованного восстановительного обучения диктуется тем, что до 60% случаев левой гемисферы (у правшей) влекут за собой стойкие нарушения психических функций (в частности — речи), не дающих обратного развития в течение длительного времени с момента травмы». Рис. 1. Азбука (тетрадь, книга для чтения, ручка, чернильница и зонды) Рис. 2. Схема мозга. Количество афазий при различной локализации ранений: лобно-височные — 32%; передневисочные — 12%; задневисочные — 38%; семантические (нижнетеменные) — 12%; височно-теменные — 27%; теменно-затылочные — 40%; тем. — верхние — 26%; затылочные — 38%. «Нередко наблюдается спонтанное восстановление нарушенных функций. Нередко встречаются запущенные, стойкие речевые расстройства». «С другой стороны, своевременное специальное вмешательство ускоряет естественный процесс перестройки функции, вместе с тем направляет его по наиболее целесообразному пути. Этим самым обеспечивая отсутствие вторичных речевых дефектов, неизбежных спутников самовосстановления функции». «В процессе восстановления теснейшим образом переплетаются внешнее воздействие и естественный ход обратного развития патологических симптомов. Задача обучения сводится к рациональной организации средств, направленных к стимуляции компенсаторных процессов и восстановлению нарушенной функции. Восстановительное обучение — одна из форм педагогического воздействия. Педагог со всем арсеналом средств организует личную активность человека на использование сообщаемых приемов и творчество новых, на активную деятельность по преодолению дефекта. Чем более эта деятельность есть сознательная деятельность, чем более больной осознает мотивы, цели и средства ее — тем успешнее результат» (рис. 3. Сюжетные рисунки и зеркало).
стр. 2. ПУТЬ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - ЭТО ПУТЬ ОПОСРЕДОВАННОГО КОМПЕНСАТОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ Работая над пораженной функцией, мы стремимся перестроить ее с максимальным использованием сохранных психических предпосылок и упражнением основного поврежденного звена. При «постановке звука» используются сохранные звенья акустического восприятия, оптического и тактильного контроля. Создается, таким образом, обобщенное представление о звуках и их сочетаниях путем новых афферентаций: двигательной реализации речи. Этот процесс перестройки обязательно протекает на уровне сознательного контроля. Этапы процесса восстановительного обучения 1. В результате травмы автоматизированная у человека пси- 2. Восстановительное обучение перестраивает функцию, 3. В результате восстановительного обучения перестроенная функция претерпевает вторичную автоматизацию. Отпадает необходимость сознательного контроля по мере заканчивания процесса компенсации и перестройки. 4. Восстановленная функция всегда оказывается, таким образом, функцией, созданной на новых основах, признаками чего является значительная произвольность и осознанность в ее протекании.
Восстановление акустико-гностических процессов В результате травмы кортикальных систем левовисочной области больной теряет возможность восприятия фонематических различий между звуками речи. Звуки речи в восприятии больного теряют свои обобщенные, независимые от условий звучания, константные признаки. Звуковой строй языка в целом перестает восприниматься как постоянная дифференцируемая система языка. При предъявлении на слух пар звуков больные резко затрудняются в их различении: па-ба=баба; да-та=тадя; ка-ча=чача; за=ша=сяша; ба-па=папа; шкаф... ее... ггаф, да?; дрова — «трава»; самолет — «заморет, замород, а летит»; лампа — «ронба, ранба»; ковер — «гафер, говер»; стена — «едена, зтена»; гроза — «коса»; одеяло — «атианра»; диван — «тифан». При предъявлении звучащего слова больные затрудняются в его повторении, в улавливании его звукового состава, в постоянстве схватывания его смыслового содержания. Те же явления закономерного распада звукового состава слова имеют место и в письме. (Методики Э.С. Бейн) «Сохранные предпосылки, используемые для перестройки нарушенной функции: 1) оптическое, предметно-смысловое восприятие; 2) кинестетическое ощущение, артикуляция звуков речи. В Для этого на определенную букву и соответственно звук подбираются слова, содержащие его в начале, в конце и в середине слова. И внимание больного фиксируется на начальном, конечном и среднем звучании слов. В результате больной приучается вычленять звук независимо от условий звучания и воспринимать звук через посредство осмысления предмета. Создаются предпосылки обобщенного представления о звуке: новый звук «Л»: Л... Л... Л... Люба, Лида, лом, лодка, полка» и т.д. (К — соответствующие рисунки.) класс, кот, картина — глаз, год, гардина тень — день палка, пашня, пол — балка, башня, боль Через оптико-предметные различия обходным путем больной научается схватывать фонематические признаки (глухость—звонкость, твердость—мягкость). Научается противопоставлять друг другу звуки. Через призму предметных различий путь поисков приводит к нахождению адекватного звучания». (Фото. Работа перед зеркалом.) «В создании обобщенного представления о звуке немалую роль играет использование сохранной двигательной формулы звука. В процессе обучения педагог делает осознанным способ производства того или иного звука (перед зеркалом). Буквенное обобщение (разные шрифты) — мощный фактор фиксации звука. Больной: «К.. К... К...Д.. нет... Г... К... X... нет К... К. Ну, вот!» От буквы, через букву, наряду с предметно-смысловым образом и артикуляторной формулой больной приходит к звуку речи — к фонеме и, наконец, графеме». «Борьба с «телеграфным стилем» приводится в виде упражнений на заполнение пропусков во фразе: Миша ... в мяч Кошка лежала ... крыше Мы ... на реке Книги хранятся ... шкафу Маша ... печку Сапоги стоят ... кроватью и т.д. Для развития развернутой фразы приводятся упражнения на обогащение фразы новыми словами путем стимулирующих вопросов. Какой дом горит? Деревянный дом горит. Где горит деревянный дом? Деревянный дом горит в деревне».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 373. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |