Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕСтр 1 из 40Следующая ⇒
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЮ
Посвящается светлой памяти основоположника отечественной нейропсихологии Александра Романовича Лурия
Шохор-Троцкая (Бурлакова) М. К. Стратегия и тактика восстановления речи. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. — 432 с, илл.
В монографии обобщен 40-летний опыт работы автора в преодолении афазии с позиций современной нейропсихологии. Стратегия восстановительного процесса опирается на привлечение сохранных при той или иной форме афазии долей мозга с учетом особенностей кровообращения левой средней мозговой артерии, обеспечивающей функционирование всех речевых зон головного мозга; и роли вертебо-бази-лярной системы кровообращения, глубинных отделов мозга, обеспечивающих тонус и бодрствование коры головного мозга и, что особенно важно, затьшочной доли левого полушария, являющейся основой прочного навыка чтения. В монографии подчеркивается особая роль мозолистого тела, связующего правое и левое полушария головного мозга, при помощи которого левое полушарие оречевляет гностические функции правого полушария, то есть все то что мы видим, слышим и чувствуем. Тактика восстановления речи при афазии зависит не только от раннего или резидуального (позднего) этапов восстановления речи, но и от формирования у больного установки на преодоление речевого недуга, а также на использование функций лобной и других сохранных долей мозга левого полушария при той или иной форме афазии. Книга адресована логопедам, студентам дефектологических факультетов педвузов, невропатологам и нейропсихологам. Автор считает необходимым принести особую благодарность за участие в создании настоящей монографии директору НИИ неврологии РАМН, академику, профессору Н.В. ВЕРЕЩАГИНУ; заведующему III сосудистым (восстановительным) отделением, д.м.н. А.С. КАДЫКОВУ; старшему научному сотруднику III сосудистого отделения Л.А. КАЛАШНИКОВОЙ; сотрудникам научной библиотеки НИИ неврологии РАМН Т.А. ЛИСОВОЙ и Н.В. КАЛЫГИНОЙ, содействующим в сборе специальной литературы по сосудистой неврологии и нейрофизиологии; зав. кафедрой логопедии дефектологического факультета МПГУ д.м.н. Л.И. БЕЛЯКОВОЙ и к.п.н. С.Н. ШАХОВСКОЙ за предоставленную возможность вести в течение почти 40 лет лекционную работу со студентами факультета по темам «Афазия», «Основы нейропсихологии», а также написания XIII главы «Афазия» в учебнике «Логопедия» под ред. Л.С. ВОЛКОВОЙ; старшему преподавателю кафедры логопедии МПГУ Р.Е. ИДЕС за помощь в оформлении книги.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние десятилетия XX века в нескольких изданиях вышел новый учебник «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, в котором глава XIII посвящена проблеме описания и преодоления всех форм афазии. Это позволяет нам надеяться на то, что логопеды отчасти знакомы с формами афазий по классификации основоположника современной нейропсихологии А.Р. Лурия. В 1997 и 2000 годах вышел наш Сборник упражнений «Коррекция сложных речевых расстройств», в котором приведены типовые задания по преодолению высших психических функций (ВПФ) при каждой из шести форм афазии. Сборник упражнений рассчитан не только на логопеда, но и на больного и его родственников, помогающих больному преодолеть возникшие у него нарушения речи. Однако, с нашей точки зрения, настало время на базе работ А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской и других нейропсихологов МГУ, а также неврологов, физиологов, патологоанатомов, клиницистов познакомить следующие поколения логопедов, а возможно, и всех дефектологов с основами нейропсихологии и подготовить их к освоению проблемы «перестройки» нарушенных ВПФ при афазиях. О «перестройке» ВПФ неоднократно писали И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, Л.С. Цветкова, не раскрывая ее «механизмов». Как показал наш 40-летний опыт работы по преодолению афазий у 3000 больных, спонтанной «перестройки», спонтанного восстановления нарушенных ВПФ у больных, перенесших инсульт (инфаркт мозга), не происходит (за исключением полного и очень быстрого восстановления ВПФ у левшей и частично при парциальном левшестве). В связи с этим, обобщая свой многолетний практический и научный опыт работы логопеда-афазиолога, мы в настоящей книге позволяем себе раскрыть найденные нами «механизмы», а точнее, стратегию и тактику перестройки нарушенных ВПФ при афазиях, восстановления у них понимания речи, вариантов нарушения устной речи, чтения, письма и счета. При этом мы опирались на работы отечественных нейропсихологов МГУ, научных сотрудников НИИ неврологии РАМН, в котором нам посчастливилось работать почти всю жизнь, а именно на работы всех трех директоров института неврологии, академиков Н.В. Коновалова, Е.В. Шмидта, Н.В. Верещагина, докторов наук, профессоров Э.С. Бейн, Л.Г. Столяровой, а также сотрудников других научно-исследовательских институтов Москвы и Санкт-Петербурга — Г.И. Полякова, СБ. Дзугае-вой, Д.А. Фарбер, СМ. Блинкова, Н.А. Бехтеревой, Н.Н. Трауготт и других. В настоящей работе мы позволили себе кратко осветить проблему воспитания у больного установки на восстановление нарушенных у него ВПФ, формируемых у человека с самого раннего детства. Таким образом, как нам представляется, нам удалось разработать тактику и стратегию перестройки и восстановления нарушенных после инсульта ВПФ. Предлагаемая нами стратегия и тактика преодоления афазий основана на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках. Наш подход к проблеме «перестройки» мы назвали «плазным» (от фр. plasse — место), а точнее, «плазной разметкой». Этот термин заимствован нами из теории планирования судостроения. «Плазная разметка» разрешает проблему произвольной, привнесенной извне, теоретически и практически разрешающей процесс «перестройки» нарушенных ВПФ взрослого человека. «Плазная разметка» основана не только на теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках, но и на учете цитоархитектоник ядерных и внеядерных зон (первичных, вторичных и третичных полей) II и III функциональных блоков (ФБ), сохранности или нарушения ВПФ обоих полушарий головного мозга, а также на учете огромной системы проводников, а точнее, проводящих путей, опоясывающих системами ассоциативных и комиссуральных проводящих путей не только поверхностную часть коры головного мозга, но и все без исключения ее извилины, проводящие, ассоциативные и комиссуральные пути, — осуществляющие взаимодействие обоих полушарий мозга через систему мозолистого тела и проводящие восходящие и нисходящие пути I функционального блока, тонизирующие кору головного мозга. Рисунки первой части монографии подобраны нами в такой последовательности, чтобы их можно было как бы наложить друг на друга, сравнить и увидеть основы «плазной разметки». И наконец, во многих разделах настоящей работы мы так или иначе останавливаемся на вопросах формирования ВПФ у здоровых детей, поскольку нейропсихологические исследования детей с «отклоняющимся развитием», проводимые ней-ропсихологами МГУ, пока что находятся в стадии становления.
ЧАСТЬ I НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |