Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ «ЧЕРНО-БЕЛЫЙ» БЕСКОМПРОМИССНЫЙ
ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ Если вы замечаете, что близкий человек допускает «черно-бе лые», то есть бескомпромиссные, утверждения, мягко укажите ему на это. Бывшим культистам требуется время, чтобы понять, что в мире существуют «полутона», а также тысячи цветов и оттенков! Мягко укажите на другие возможности, если видите, как бывший культист ищет очередной набор абсолютных отве тов, чтобы заполнить пустоту, созданную участием в культе.
НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ДУХОВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Родным и друзьям следует быть осторожными, чтобы никогда не отвергать, не преуменьшать и не подавлять так называемые «духовные» переживания. Более эффективная реакция — обсу ждение их альтернативных трактовок. Покажите, как другие бывшие культисты, с которыми вы разговаривали или о которых слышали, смогли разобраться в культовых переживаниях с пози ции своего нынешнего взгляда на мир.
ОКРУЖАЙТЕ ЗАБОТОЙ ПОДЛИННОЕ "Я"
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 297
Семьям следует поощрять бывших культистов восстанавли вать свое подлинное «я», его истинные ценности, верования и убеждения, мечты и цели. Если человек осуждает свое докульто вое «я», то, вероятно, только потому, что это подлинное «я» еще не было им полностью осознано. В таких случаях кто-то из членов семьи способен помочь близкому человеку построить новую лич ность, которой тот сможет гордиться. Восстановление подлинной личности частично связано с пре одолением тоски по причастности к элитной группе. Бывшим культистам часто не хватает своеобразного «кайфа», связанного с верой в то, что они спасают мир, создают Царство Небесное на земле или достигают просветленности. Однако существуют здо ровые заменители эмоционального «кайфа», переживаемого не которыми культистами. Когда энергия и энтузиазм бывшего участника культа направляются в позитивное русло, его нередко посещает истинное удовлетворение. Можно найти, например, благотворительную организацию, реально достигающую таких целей, которые в свое время побудили этого человека присоеди ниться к культу. При обсуждении таких возможностей постарай тесь придавать особое значение целостности, искренности, ду ховности, идеям гуманистического служения. Бывшим культистам необходимо знать, что в них нет ничего «дефективного». Им нужно как можно чаще напоминать, что они разумны и что существуют миллионы других, прошедших через подобный опыт. Им следует понять: присоединившись к группе, они сделали то, что в тот момент, по их мнению, было наилучшим выбором. Теперь они знают больше, разбираются в контроле сознания, понимают, что такое манипулирование. Они знают, какие вопросы надо задавать, за каким поведением следить и как полагаться на друзей и семью для проверки реальности. Помоги те им понять, что новые ресурсы, информация и перспективы позволят изменяться и двигаться в нужном направлении.
МОДЕЛИРОВАНИЕ Моделирование может дать человеку возможность исследо вать и менять поведение, помогая идентифицировать различные модели и психологические помехи, возникающие в случае их применения. Полезно, например, уметь признавать и ясно фор мулировать различие между тем, чего вы не хотите (заурядная работа), и знанием того, что вам нужно (карьера, приносящая полное удовлетворение). Это различие связано с мотивационным стилем человека, который, как мы выяснили, может быть или защитным (избегание негативного), или ассертивным (стремле ние к позитивному). Обе стратегии являются естественными и
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 298
полезными, но ассертивная мотивация гораздо лучше подходит для того, чтобы вырвать человека из привычной рутины и дать ему возможность личностного роста. Следует предложить быв шим участникам культов определить свой собственный стиль и поработать над его развитием в духе "стремления к позитивно му". При постановке задач (что вы хотите сделать и чего хотите избежать) неплохо было бы продумать ближайшие и долгосроч ные последствия каждого выбора. Когда бывший культист чувствует себя в тупике, это ощущение часто связано с его личностным локусом контроля. Руководству ется ли он в жизни внешней или внутренней компетенцией? Другими словами, зависит ли он в большей степени от мнения авторитетного лица, или его больше волнует свое собственное? Даже когда бывший последователь культа отвергает руководство своей группы, он все же способен подсознательно хранить вер ность лидеру или замещающим его авторитетным фигурам. Со вершенствование внутреннего локуса контроля, дающего челове ку возможность делать выбор на основе полученной информаци и, — это необходимый шаг на пути к свободе от культового кон троля сознания. Еще один аспект, который следует продумать бывшим культи стам, — это ориентация во времени. Человек не сможет вернуть ся к нормальной жизни, если чувствует, что застрял в прошлом (воспоминания о культовой жизни) или в настоящем (приспособ ление к послекультовой жизни). Членам семьи следует дать ему возможность видеть жизнь с точки зрения не только настоящего, но и будущего, как ближайшего, так и более отдаленного. Визуа лизация позитивных вариантов в том и другом поможет ему определить реальные цели, заслуживающие внимания. Озарение может быть достигнуто в ходе работы с различными фрагментами личности данного человека или с его так называе мые «субличностями», использованными ранее для создания культовой личности. Если идеалистическое «я» бывшего адепта использовалось, чтобы манипулировать им, он может занять по сле выхода из культа крайне циничную позицию, если этой суб личностью пренебрегли. Отыскивая в себе и принимая во внима ние другие субличности, бывший участник культа может начать процесс самооткрытия, общаться с ними, познавать их. Напри мер, бывший адепт, чье «героическое» «я» было поглощено куль том, должен научиться ценить его хорошие стороны, такие, как борьба за убеждения. С этой позиции он может начать интегри ровать «героя» в посткультовую личность.
МОЩНЫЙ МЕТОД САМОИСЦЕЛЕНИЯ
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 299
Я считаю, что для исцеления от деструктивного контроля со знания нужно научиться управлять собственным сознанием. В настоящее время я пишу вспомогательное руководство, в котором излагаю методы возвращения психического самоконтроля, при менявшиеся мной как для собственного исцеления, так и в ходе консультирования бывших участников культов. А пока предла гаю следующее упражнение. Это — один из самых существенных и эффективных методов самоисцеления, которые мне когда-либо встречались. Проделывайте его поэтапно. ШАГ ПЕРВЫЙ Сначала бывший культист пишет подробный очерк о получен ном опыте, охватывая период времени от вербовки до ухода из группы. Это последовательное изложение должно включать в себя как позитивные, так и негативные события, а также людей, места и виды занятий. Он сумеет лучше разобраться в характере своего участия в культе, излагая свои воспоминания письменно. Как только очерк готов, бывшему адепту следует внимательно просмотреть свои записи, чтобы пробудить воспоминания о до полнительных положительных, отрицательных, курьезных или «странных» переживаниях. Цель состоит в том, чтобы восстано вить те мысли, чувства и аспекты поведения, которых он, будучи в культе, не замечал или подавлял, и проанализировать ценности и верования, искаженные лидерами и группой. ШАГ ВТОРОЙ Пользуясь этим очерком как ориентиром, бывший участник культа мысленно представляет себе сцену вербовки с диссоции рованной точки зрения, то есть как «наблюдатель», видящий себя по телевидению. Это резко отличается от воспоминаний с «ассо циированной» точки зрения, то есть от включенного пережива ния того, что он видел и чувствовал в то время. Знание о подкон трольности своих воспоминаний и произвольности их воспроиз ведения действует очень сильно. Бывший культист осознает, что нет нужды мучить себя, вновь переживая свое культовое «я» всякий раз, когда к нему приходят воспоминания. Точка зре ния наблюдателя должна "по умолчанию" автоматически возни кать в качестве фона для его культового опыта. Если человек хочет заново пережить культовые мысли и чувства, все, что от него требуется, — это вновь «шагнуть» в картину. ШАГ ТРЕТИЙ Следующий шаг, возможно, представляет собой наиболее важ ный этап исцеления. Я предлагаю клиенту вернуться к ключевым моментам его причастности к культу и заново их «переделать», воспользовавшись новой информацией, ресурсами и перспекти вами, которые у него теперь есть. Он может говорить или делать
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 300
то, что сделал бы, если бы знал тогда то, что знает теперь. В ходе зтого упражнения он должен иметь в виду, что: — Эти негативные события случились с его прежним, более молодым "я". — Он поступил наилучшим образом, основываясь на тех зна ниях и способностях, которыми тогда обладал. — Теперь он старше, мудрее и у него гораздо больше знаний о контроле сознания и культовых практиках. Бывший адепт может интегрировать в культовую личность новые знания и навыки, представляя, как бы он действовал ина че. Например, адепт может вообразить другой ответ культовому вербовщику. Вместо того чтобы говорить: "Это звучит захватыва юще!" — он может сказать ему: "Мне это не интересно!", "Оставьте меня в покое!" или "Убирайтесь, пока я не разоблачил вашу груп пу публично!". В моем собственном исцелении решающим было мысленное возвращение и «переделка» эпизода с выступлением Муна перед своими заместителями, когда он сказал, что настанет время, "когда в Конституцию будет внесена поправка, согласно которой секс не с теми людьми, кто назначен друг другу,[59] будет считаться преступлением, заслуживающим смертной казни". Вместо того чтобы всем сердцем согласиться с Муном, мне сле довало при свидетелях сказать ему, что он безумен, что я никогда не буду участвовать в массовом геноциде и потому покидаю груп пу. Было так здорово вообразить, как бы я противостоял Муну и как бы смог убедить других лидеров уйти вместе со мной. Это помогло мне изменить и интегрировать культовую личность в докультовое и нынешнее "я". Эта методика мысленного представления актуальных в про шлом проблем с добавлением знаний и навыков настоящего очень эффективная и мощная. Культисты, которых мучают про блемы, возникшие в детстве, могут представить, как их младшее «я» находит силы действовать так, как они хотели бы. Если это необходимо, можно проработать главные стадии развития, чтобы добиться позитивных переживаний. Можно даже вернуться к прошлому опыту с помощью матери, отца, родных братьев и сестер, друзей и знакомых таким образом, чтобы суметь научить ся принимать ошибки прошлого. Ключ к этой методике заключа ется в освоении знаний и навыков и усилении умения справлять ся с проблемами.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |