Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ
ПО ВЫХОДЕ ИЗ КУЛЬТА Процесс исцеления у каждого человека протекает по-разному. Для некоторых людей хорошим решением будет скорейшее воз вращение к работе или учебе. Для большинства, однако, лучше всего потратить некоторое время на проработку своих проблем. Благодаря поддержке семьи и друзей им не требуется чрезмерно ускорять процесс лечения. Многие бывшие культисты хотят по мочь друзьям, все еще остающимся в культах, а также другим семьям, столкнувшимся с данной проблемой. Несмотря на проте сты моих родителей, я сразу после освобождения от мунистов решил помогать другим людям в переоценке их участия в куль тах. Оказание помощи другим реально помогало моему собствен ному исцелению. В течение первого года я понемногу все более и более освобождался от стереотипов, привитых мне в группе. Вы слушивая других людей, изливающих ту же самую мунистскую риторику, я чувствовал, как выхожу из сферы влияния культа. Я доволен тем, что не только сумел обратить негативный личный опыт себе на пользу, но и помог многим товарищам по несчастью. Я надеюсь, что чтение этой книги вдохновит других бывших культистов исцелиться и предложить помощь другим.
ДЕПРЕССИЯ, КОШМАРЫ, ПРИСТУПЫ ПАНИКИ Обращение к культовым проблемам может травмировать даже спустя годы после ухода из группы. Бывшие культисты страдают от самых разнообразных трудностей, порожденных культовыми манипуляциями. Большинство из них в течение первых несколь ких месяцев после выхода переживают депрессию. Некоторые сравнивают это с ситуацией, когда человек влюбляется без памя
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 291
ти и вдруг в какой-то момент понимает, что возлюбленная дву лична и всего лишь использовала его. Другие уподобляют свое участие в культе духовному и душевному изнасилованию. Без соответствующего консультирования у них сохраняются нетро нутые фобии и чувство ущербности собственного "я". Ночные кошмары — обычное явление среди бывших культи стов. В серьезных случаях человек испытывает панику, у него случаются приступы тревоги, может возникнуть одна из форм посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Еще более осложняют ситуацию такиепсихосоматические признаки, как головные боли, аллергии и астма. Бывшие адепты, которых муча ют приступы паники, расстройства сна, нарушения питания и навязчивые кошмары, определенно должны как можно скорее обратиться к специалисту за дополнительными консультациями. Бывшие участники культов, как правило, чувствуют, что их обманули, использовали в чужих интересах, заставили потерпеть психологическое крушение. Их боль может быть настолько ин тенсивной, что будет блокировать всякую надежду на лучшее будущее. Члены семьи должны помочь близким пройти через этот период оплакивания прошлого, поощряя взвешенные и оп тимистические мысли о будущем. Пусть бывшие адепты помнят, что другие люди прошли через столь же тяжелые, а возможно, и более болезненные ситуации. Не забывайте поощрять все пози тивное, что звучит в речи бывшего культиста. Покажите, как можно использовать накопившийся опыт для того, чтобы стать сильнее и мудрее. Будьте терпеливы. Не пытайтесь заставлять человека идти быстрее, чем он может. Семья обычно хочет, чтобы человек просто "преодолел это". Это исцеляется не так быстро. Каждый должен двигаться с собственной скоростью.
СПОСОБСТВУЙТЕ НЕЗАВИСИМОМУ ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ Лидеры культов настраивают приверженцев на то, чтобы те отказались от автономии. Они нередко должны просить разреше ния, чтобы воспользоваться душем или ванной. В результате бывшие культисты могут мучиться над принятием самых мало значительных решений, вроде того, что и есть, надевать, читать и когда спать. После проведения воздействия они иногда перено сят поклонение лидеру культа на консультанта или другого чле на команды. Друзья и семья должны проявить чувствительность к подобным склонностям и по возможности пресекать проявле ния нездоровой преданности. Для бывших участников культов характерно стремление про сить руководства и совета. Они нередко попадают в капкан к самим себе, стремясь во что бы то ни стало найти "единственно
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 292
правильное решение". Поскольку одна из ваших задач заключа ется в том, чтобы помочь близкому человеку действовать незави симо, проявляйте чуткость и мягко поощряйте его делать соб ственный выбор. При этом лучше избегать соблазна прямых ре комендаций. Вместо этого спросите: "Что ты хочешь делать?" или "Какой вариант выбора, по-твоему, наилучший? Почему?". Облег чайте процесс принятия решения, поощряя лишь самостоятель ность человека и способность учиться на собственном опыте. Со временем семья поможет бывшему члену культа вернуть способность принимать собственные решения, а не зависеть от чьих-то советов и руководства. Люди должны учиться принимать своевременные решения и жить с их последствиями. Они долж ны вырабатывать уверенность в том, что могут отвечать за свой выбор и могут принимать во внимание неудачный опыт. Напри мер, если они делают неправильный выбор, заказывая еду в ре сторане, самое плохое, что может случиться, — им не понравится вкус пищи, заболит желудок и деньги будут истрачены впустую. Здесь все сложнее. Каждый делает ошибки, — человеку свой ственно ошибаться, — но хотелось бы надеяться, что этот опыт не проходит впустую.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИЛА Культисты с большим стажем нередко чувствуют ослабление таких психологических способностей, как концентрация внима ния и память. Сразу после того, как я покинул культ Муна, мне было трудно даже просто читать книгу. Я вынужден был заново тренировать свой мозг и самостоятельно обрабатывать информа цию, читая и перечитывая текст, разыскивая в словаре забытые слова. Подобно атрофированным мышцам, мое сознание нужда лось в упражнениях, чтобы восстановить прежний уровень спо собностей.
ДОВЕРИЕ Другая широко распространенная проблема — недостаток до верия. Бывшие культисты иногда чувствуют, что они никогда больше не смогут никому доверять — и меньше всего самим себе. Они боятся близости и избегают привязанности к людям, работе и даже хобби, потому что боятся еще одного эмоционального риска. Им нужны инструменты для оценки новых людей и ситуа ций и понимание того, что, когда их вербовали в культ, у них этих инструментов не было. Им необходимо понять, что они были открыты для негативного влияния культа, потому что не разби рались в тонкостях контроля сознания и обманом были втянуты в группу. Теперь они лучше осведомлены. Им следует простить
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 293
самих себя и верить, что они располагают новыми инструмента ми для принятия правильных решений.
СТЫД И ЧУВСТВО ВИНЫ У бывших участников культов, как правило, сильны чувства стыда и вины. Я чувствовал себя полным идиотом, когда осознал, что произошло, и поначалу бросился скрывать свое мунистское прошлое. Я также чувствовал себя виноватым во всей лжи, кото рую я произносил в качестве вербовщика, чувствовал свою вину перед завербованными мной людьми. Мне было тяжело столк нуться с тем, сколько боли я причинил своей семье и друзьям. Бывших культистов необходимо заверить, что совершенно нор мально сожалеть об участии в таких пагубных и незаконных действиях, как обман, воровство, мошенничество и проституция, однако не стоит преувеличивать масштабов собственной вины. Им следует также понять, что это обычное явление — сожалеть о некоторых сторонах жизни в группе, будь то оставшиеся там друзья, или витавший над всем ореол «особенности», исключи тельности. Желание помогать людям, оставшимся в группе, долж но быть уравновешено потребностью продолжать собственную жизнь. Бывшим культистам необходимо создавать в душе мощ ное обоснование своей правоты, чтобы уже ничто не могло затя нуть их обратно.
СТРАХ Некоторые культы приучают своих приверженцев к мысли, что люди, покинувшие группу, являются врагами и им нужно причинять вред. Хотя подобный шантаж и нужно принимать всерьез, реальные случаи насилия редки. Боязнь плохой славы обычно удерживает группу от мести. Бывшим адептам необходи мо реалистично оценивать потенциал культа и его реальную способность к возмездию. Здесь можно опереться на обсуждение фобий в главе 10. Кроме того, я рекомендую прочесть книгу Гэви на Де Беккера "Дар страха". Автор, эксперт по насилию и пробле мам безопасности, учит оценивать предупреждающие сигналы в опасных ситуациях и рекомендует людям обращать внимание на интуицию "страха".
"ПЛАВАНИЕ" ("FLOATING") Царящий внутри личности хаос, который вызван пребыванием в культе, может годами преследовать бывшего адепта, вызывая срывы в прошлое, в продолжение которых человек «плывет» на зад, к периоду своего пребывания в группе. Стимул, служивший орудием манипулирования, — в виде образа, звука или запаха, —
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 294
может в одно мгновение «включить» культовую личность. В течение первого года жизни вне культа (1976 г.) слово «луна» (moon) вызывало у меня обычную ассоциацию с Отцом, заставля ло видеть образ Сан Мьюнг Муна и начинать размышлять с пози ции культовой личности. Это диссоциативное состояние, известное как «плавание», мо жет оказаться существенным препятствием для бывших культи стов. Периоды непроизвольного «плавания» наиболее широко распространены среди тех людей, которые подвергались воздей ствию методик, вызывавших состояние транса (монотонное скан дирование, медитация, "говорение на языках"). «Плавание» осо бенно тревожит тех, кто недостаточно разбирается в контроле сознания. Это переживание нередко приводит в замешательство и пугает людей, покидающих культы без консультирования. Они начинают испытывать иррациональные чувства вины и страха из-за того, что ушли из группы.
ДЕМОНТАЖ "ПУСКОВЫХ МЕХАНИЗМОВ" Частично снять первоначальную панику, вызванную столкно вением с «плаванием», можно твердым напоминанием самому себе, что это — естественный симптом контроля сознания, кото рый поддается лечению. Чтобы добиться контроля над «плавани ем», человеку следует сначала определить спусковой механизм ("триггер"), который может быть как внутренним (мысль или мысленный образ), так и внешним (человек или место). Следую щий шаг заключается в обучении новой реакции на действие пускового механизма путем систематического вызова данного стимула и создания другой ассоциативной связи. Например, мне нужно было вновь и вновь повторять слово «луна», мысленно представлять себе луну и говорить самому себе: "У Земли имеется только один естественный спутник, Луна". Подкрепляя реальное значение слова «луна», а не культовые коннотации, я сумел ней трализовать триггер, заставлявший меня «плавать», и связал его с другой ассоциацией. Триггер — это якорь опыта; он может включать в себя одно или несколько чувств. К счастью, сознание способно обучиться с од ной попытки, и бывшие культисты могут использовать эту спо собность, чтобы демонтировать культовые триггеры. Все, что им нужно, — это просто осознать, как они обрабатывают информа цию при помощи пяти чувств: 1. Визуальные образы могут быть ассоциированными (вклю ченное участие) или диссоциированными (наблюдение со сторо ны). Их можно видеть как цветные или черно-белые, сфокусиро ванные или нечеткие, двух- или трехмерные, отличающиеся раз
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 295
личной перспективой — больше (ближе), меньше (дальше), сни зу, сверху. Чтобы нейтрализовать визуальный триггер, например фотографию лидера культа, бывший адепт может вообразить себя смотрящим на нее (диссоциированный образ), а не смотреть на нее непосредственно (ассоциированный образ). Можно также практиковаться в подборе цвета, фокусировки и размера. 2. Слуховая информация включает слова, громкость, тон, ско рость речи, тембр голоса. Некоторые бывшие культисты не могут слушать отдельные музыкальные произведения, например сона ты Моцарта, которые играли на занятиях в группе. Еще некоторое время после ухода от мунистов я не мог слышать корейский акцент в речи собеседника, не выходя из душевного равновесия. Ключ к уничтожению слуховых триггеров заключается в том, чтобы, во-первых, осознать их, а во-вторых, строить на их основе здоровые ассоциации, например, сходить на концерт Моцарта с хорошими друзьями или поговорить с корейцами, которые не имеют отношения к культовым группам. 3. Кинестетическая информация (информация от внутренних ощущений) отмечается как удовольствие или боль, жара или холод, гладкое или шероховатое, внутреннее или внешнее. Кине стетическим триггером может оказаться поясной поклон или мо литва на коленях. Это может быть что-то из йоги, например, когда человек сидит в позе лотоса. Путем осознания и формирования новых ассоциаций-выполнения тех же действий в новой окружа ющей обстановке и с иной установкой сознания — можно ней трализовать и такие триггеры. 4. Обонятельная информация (запах) может быть положитель ной или отрицательной, в более частном случае — острой или пресной, сладкой или кислой, и т. д. Обонятельные триггеры включают в себя запах пищевых продуктов, благовония (фимиам, ладан), ароматизированные свечи. Если участник культа работал на заводе по переработке рыбы, это может быть запах рыбы. 5. Вкусовая информация (вкус) может быть положительной или отрицательной, в частности ароматной, пряной или успока ивающей, мягкой, сладкой или кислой. Участники культов часто проявляют отвращение к пищевым продуктам, которые они обычно ели в период пребывания в группе. Для меня это продук ты забегаловок, вроде «бит-маков» из Макдоналдса и корейских блюд типа ким чи. Идентифицировать обонятельные и вкусовые триггеры и создавать новые ассоциации можно так же, как и с первыми тремя ощущениями. Техника демонтажа «триггеров» особенно важна в примене нии к культовому "передернутому языку". Порекомендуйте близ кому человеку записывать наиболее часто встречающиеся куль
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 296
товые слова, которые он использует. Затем попросите его обра титься к хорошему словарю и прочитать реальные определения этих слов. (Для бывших сайентологов поиски слов в словарях могут сыграть роль негативного триггера, поскольку ритуал по иска слов в словаре является частью применяемого этой группой метода реорганизации мышления. Я убедился тем не менее, что для исцеления сайентологов абсолютно необходимо поощрять их стремление вернуться к использованию нормативного языка.) Бывшие культисты освободятся гораздо скорее, если смогут созда вать новые ассоциации, а не просто избегать «проблемных» слов «новояза». Нейтрализация культовых терминов и использование нормальных слов для описания «реальности» поможет ускорить процесс исцеления тех, кто пробыл в культах многие годы. Бывшим участникам культов полезно также стараться созна тельно применять конструктивные высказывания. Даже полный лучших побуждений внутренний диалог, такой, например, как: "Не думай, что ты глуп" или "Не бойся, что тебя хотят схватить", — может породить противоположный эффект в зависимости от формулировки. Более эффективный подход состоит в том, чтобы мыслить позитивно, вспоминая, к примеру, о своих интеллекту альных достижениях или подбадривая себя знанием навыков Самозащиты.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |