Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отказ от имущества и денежных средств.




(Пример: "Она отдала группе все свои деньги, и стереоаппара­

туру, и автомобиль! " или: "Он тратит свои сбережения на органи­

зуемые культом занятия и мероприятия".)

Проблемы зависимости.

(Пример: "Он должен просить у группы деньги на проезд на

автомобиле. У него вообще нет собственных денег, хотя он рабо­

тает по двадцать часов в день".)

 

РАДИКАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Внешность.

Изменения в одежде, прическе, весе, диете.

Выражение лица, точно у одурманенного наркотиками, без­

жизненный пристальный взгляд.

Личность.

Изменения в построении речи, мимике или манерах.

Пониженное чувство юмора.

Скрытное, уклончивое или оборонительное поведение.

Осуждающее отношение к членам семьи.

Фанатичность — всегда стремится обращать в свою веру.

Превращение из экстраверта в интроверта или наоборот.

Подмена аналитического мышления магическим.

Превращение ленивого в трудолюбивого.

Изменения представлений о честности.

Отсутствие интереса к прежним хобби.

Личные привычки.

Превращение безответственного в ответственного.

Превращение неряшливого в опрятного.

Превращение несобранного в пунктуального.

Стиль общения.

Уклончивость, оборонительность, трудности в общении.

Использование жаргона "для посвященных", механическое по­

вторение заученных постулатов механическим же голосом (как

монотонный дикторский текст в магнитофонной записи).

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 111


 

 


Отношения.

Изменение ключевых взаимоотношений.

Семья и друзья являются объектами проповеди, как будто ну­

ждаются в спасении.

Давление с целью получить деньги для личных нужд или в

пользу группы.

Утрата связи с семьей и друзьями (лично, по телефону, по по­

чте).

Уклонение от физических контактов — меньше объятий и по­

целуев или их отсутствие.

Изоляция, навязанная самому себе.

Семейные события (не посещаются или не признаются рожде­

ния, дни рождения, крещения, конфирмации, бар/бас мицвах,[34]

помолвки, свадьбы, памятные даты, болезни, смерти и похороны).

Большая часть времени проводится с новой группой или орга­

низацией.

Философия

Изменение политических убеждений.

Изменение религиозных верований.

Перемены в текущем образовании (переход с дневной формы

подготовки к занятиям без отрыва от работы, смена предмета

специализации, прекращение учебы).

Карьера.

Резко обрывает карьеру.

Раздает деньги.

Тратит большие суммы денег.

Радикальная смена ориентиров.

Отношение к здоровью и медицине.

Игнорирует признаки возможной болезни.

Не ходит к врачу.

Игнорирует советы врачей.

Ходит в бесплатные клиники.

Изменение жизненных условий.

Переезжает в новый дом (общежитие, коммуна).

Переселяется на новое место жительства.

Поселяется вместе с "посторонними людьми".

Что следует делать?

— Запишите, что вас не устраивает в том, что близкий вам

человек участвует именно в этой группе.

— Что вас в этом тревожит в общем и целом?

— Какой род специфического поведения вызывает возраже­

ния?

— Составьте список тревог, соблюдая последовательность их

появления. Растут ли они со временем?

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 112


 

 

— Расположите список в порядке предпочтения. Какие три за­

боты являются наиболее важными?

— Составьте список проявлений нетипичного поведения.

— Оцените, будут ли сообщения о ваших тревогах эффективны.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 113


 

 



Глава 5

 

 

Создание команды

 

Когда друзья и члены семьи, побуждаемые любовью, начнут

работать сообща, они обнаружат, что их возможности безгранич­

ны. Конечно, вполне естественно сомневаться в себе и своих си­

лах, если пытаться помочь адепту в одиночку, особенно если он

взрослый человек, уверенный в своей счастливой участи. Вам

может показаться, что культы имеют большие преимущества в

том, что касается денег и людских ресурсов. Это действительно

так. Однако если близкий вам человек не представляет какого-то

особого интереса для лидеров культа, они не будут беспокоиться

из-за него так, как это делаете вы. Отдельные члены группы не

привлекают пристального внимания со стороны высших лиде­

ров, занятых, как правило, "более важными" проблемами. Если

для создания эффективной команды вы привлечете как можно

больше друзей и родственников, ваши преимущества не замед­

лят проявиться.

Команда, избравшая подход стратегического взаимодействи­

я, — это сеть поддержки не только для члена культовой группы,

но и для каждого, кому небезразлична его судьба. Команда соби­

рается затем, чтобы вступать в контакт с культистом, способство­

вать организации мини-взаимодействий и воздействий на эмо­

циональном и других уровнях и в конечном счете помочь исце­

лению адепта от последствий контроля сознания. Каждый случай

— это уникальный комплекс проблем, и каждый человек, участ­

вующий в процессе стратегического взаимодействия, вносит свой

существенный вклад в процесс исцеления. При наличии у членов

семьи гибкости и хорошего воображения самые неожиданные и

удивительные события могут работать на благо. Работая вместе

и поддерживая друг друга, члены команды получают возмож­

ность перестроить семейную систему так, чтобы сделать жизнь

каждого человека лучше.

 

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО

Я часто удивляюсь, насколько быстро команда ПСВ, будучи

приведенной в движение, может осуществлять в своем роде уни­

кальную и полезную деятельность. Несколько лет назад, после

лекции в центре "Нью Эйдж", расположенном в одном из районов

Бостона, ко мне подошла женщина лет двадцати с небольшим и

спросила, что я думаю о некоей группе, возглавляемой женщи­

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 114


 

 

ной-гуру.[35] Я ответил, что серьезно озабочен данной группой, и

рассказал о странице в Интернете, созданной бывшим членом

группы с семнадцатилетним стажем. Моя собеседница со своей

стороны рассказала, как десять лет назад ребенком была введена

в эту группу собственной матерью. Она даже провела пару лет в

Индии, где испытала множество разочарований, в связи с чем

приняла решение оставить группу. Помимо собственных про­

блем, она также переживала внутренний конфликт из-за матери,

которая пользовалась авторитетом как один из лидеров амери­

канской ветви организации. Рассказав это, молодая женщина

взяла мой номер телефона и позже позвонила с просьбой о кон­

сультации. Мы приступили к консультированию, после чего она

попросила, чтобы я поработал с ее матерью.

Поскольку они с матерью всегда были очень близки, она чув­

ствовала, что взаимопонимания хватит, чтобы прямо обратиться

к матери и предложить трехдневную встречу. В ходе подготовки

к воздействию она осведомилась, следует ли ей вступать в кон­

такт с братом. Конечно, я предложил с ним связаться, тем более,

что, по ее сведениям, он всегда был критически настроен в отно­

шении их участия в группе. Они с братом отдалились друг от

друга, им было труднее ладить, чем прежде. Я сказал ей: "Ваша

мать все еще в этой группе, и мы знаем, что вашему брату это не

нравилось. Сообщите ему, что вы замышляете, и посмотрите, го­

тов ли он участвовать в запланированном нами воздействии". К

счастью, он оказался более чем готов.

Спустя несколько дней после этого воздействия ее брат позво­

нил мне. Он казался смущенным и потрясенным, говорил, запи­

наясь и заикаясь на каждом слове. После длительного молчания

я спросил, о чем же он хотел поговорить. Он принялся рассказы­

вать, как испытал настоящий шок, вдруг обнаружив, что группа,

в которой он состоял Уже несколько лет, является в высшей сте­

пени закрытым культом, применяющим контроль сознания. Он

просил меня ничего не говорить сестре или матери, — что я, разу­

меется, пообещал. Как он рассказал, его группа малочисленна,

насчитывает приблизительно сто мужчин и женщин, и никто из

посторонних не знает о ее существовании. Даже его невеста, уже

несколько лет жившая с ним, находилась в полном неведении.

Когда она спрашивала о частых собраниях, он говорил, что ходит

на специальные занятия по актерскому мастерству и что ему

совсем не хочется их обсуждать. Как оказалось, его причастность

к культу была главным источником трений в их отношениях, так

как женщина чувствовала, что часть личности любимого челове­

ка остается для нее недоступной.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 115


 

 

Я попросил рассказать подробнее об этой группе. Ее лидеры

утверждали, что следуют учениям Гурджиева и Успенского.[36]

Предварительно я поговорил с людьми, участвовавшими в дру­

гой культовой группе, предположительно основанной на той же

самой философии. Молодой человек попросил провести с ним

несколько сессий, в результате которых ему удалось разобраться

со своим опытом. (Позднее он женился на своей невесте, и теперь

у них двое прекрасных детей.)

Таким образом, в ходе воздействия на мать обратившейся ко

мне женщины мы выяснили, что ее брат был связан с другой

деструктивной группой. Я порекомендовал ему раскрыть сестре

и матери, а также отцу, уважаемому буддистскому учителю, свое

участие в культе. Мать в итоге предпочла оставить группу, и

семья сплотилась как никогда. Духовный путь членов семьи тем

не менее продолжался: например, мать начала помогать другим

людям, попавшим в сходную беду. Она даже помогла мне кон­

сультировать женщину из Аум Синрике, так называемого буд­

дистского культа, на котором лежит ответственность за преступ­

ления с использованием нервно-паралитического газа зарина в

Японии в 1994 и 1995 годах.

Примерно через год мне позвонила женщина, увидевшая мое

имя в статье, посвященной сайентологии и Интернету, в газете

"Бостон глоб".[37] Ее жених только что разорвал помолвку, пото­

му что отказался говорить о своих секретных собраниях. Она

думала, что у него роман или что он уже был ранее женат, но по

прочтении статьи она точно услышала щелчок и связалась со

мной. Все это в значительной мере напомнило мне о прежней

истории. Я позвонил молодому человеку, брату моей клиентки, и

выяснилось, что он знает жениха обратившейся ко мне женщи­

ны, поскольку состоял с ним в одной организации. Я проинструк­

тировал ее, и двое мужчин поговорили друг с другом по телефону.

Вместе с ней мы вскоре встретились с ее женихом и провели

совместное консультирование. Он также предпочел оставить

группу, и они сейчас вместе.

Культы хорошо скоординированы как системы влияния. Они

добиваются успеха потому, что организуют адептов с целью ока­

зывать давление на новичков и ловят их в западню всеобъемлю­

щего контроля. Но согласованный униформизм культа является

также и одной из его слабостей, так как делает его стратегию и

тактику в высшей степени предсказуемой. Команда ПСВ, с другой

стороны, может быть творческой, гибкой и непредсказуемой. Чем

больше вы найдете людей, желающих участвовать в команде, тем

большим числом вариантов вы будете располагать.

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 116


 

 

Когда вы начнете искать подход к потенциальным членам ко­

манды, некоторые из них могут отказаться участвовать или даже

будут возражать против применения ПСВ как такового. Часть

людей полностью отрицает существование данной проблемы.

Отрицание проблемы защищает семью и друзей культиста от

неприятной необходимости что-нибудь делать. Психологический

механизм отрицания может действовать и при других серьезных

проблемах типа алкоголизма, наркотической зависимости или

болезненного влечения к азартным играм. Начать работу с отри­

цанием следует со сбора информации. Поговорите с бывшими

членами культов, экспертами, другими семьями, оказавшимися

в сходной ситуации, а также с членами семьи и друзьями, обеспо­

коенными данной проблемой.

Спросите человека, занимающего позицию отрицания: "Какие

тебе нужны доказательства, чтобы убедиться в существовании

проблемы?" Как только критерии будут сформулированы, вы

сможете предпринять необходимые шаги, чтобы предоставить

требуемую информацию или поделиться опытом.

Многие потенциальные члены команды, когда вы начнете под­

ходить к ним, обнаружат недостаточные знания о деструктивных

культах или вовсе их отсутствие. Может статься так, что члены

семьи и друзья не пожелают занять конструктивную позицию, а

продемонстрируют ошибочные убеждения, блокирующие путь к

какому бы то ни было содержательному диалогу или плодотвор­

ному действию. Некоторых Из друзей близкого вам человека,

возможно, оттолкнула его культовая личность. Одни родственни­

ки начнут говорить, что "не хотят вмешиваться", другие — что не

верят в реальность контроля сознания. Но эти трудности разре­

шимы. При соответствующем обучении и поддержке многие из

этих людей станут эффективными членами команды.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...