Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отказ от имущества и денежных средств.
(Пример: "Она отдала группе все свои деньги, и стереоаппара туру, и автомобиль! " или: "Он тратит свои сбережения на органи зуемые культом занятия и мероприятия".) Проблемы зависимости. (Пример: "Он должен просить у группы деньги на проезд на автомобиле. У него вообще нет собственных денег, хотя он рабо тает по двадцать часов в день".)
РАДИКАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Внешность. Изменения в одежде, прическе, весе, диете. Выражение лица, точно у одурманенного наркотиками, без жизненный пристальный взгляд. Личность. Изменения в построении речи, мимике или манерах. Пониженное чувство юмора. Скрытное, уклончивое или оборонительное поведение. Осуждающее отношение к членам семьи. Фанатичность — всегда стремится обращать в свою веру. Превращение из экстраверта в интроверта или наоборот. Подмена аналитического мышления магическим. Превращение ленивого в трудолюбивого. Изменения представлений о честности. Отсутствие интереса к прежним хобби. Личные привычки. Превращение безответственного в ответственного. Превращение неряшливого в опрятного. Превращение несобранного в пунктуального. Стиль общения. Уклончивость, оборонительность, трудности в общении. Использование жаргона "для посвященных", механическое по вторение заученных постулатов механическим же голосом (как монотонный дикторский текст в магнитофонной записи).
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 111
Отношения. Изменение ключевых взаимоотношений. Семья и друзья являются объектами проповеди, как будто ну ждаются в спасении. Давление с целью получить деньги для личных нужд или в пользу группы. Утрата связи с семьей и друзьями (лично, по телефону, по по чте). Уклонение от физических контактов — меньше объятий и по целуев или их отсутствие. Изоляция, навязанная самому себе. Семейные события (не посещаются или не признаются рожде ния, дни рождения, крещения, конфирмации, бар/бас мицвах,[34] помолвки, свадьбы, памятные даты, болезни, смерти и похороны). Большая часть времени проводится с новой группой или орга низацией. Философия Изменение политических убеждений. Изменение религиозных верований. Перемены в текущем образовании (переход с дневной формы подготовки к занятиям без отрыва от работы, смена предмета специализации, прекращение учебы). Карьера. Резко обрывает карьеру. Раздает деньги. Тратит большие суммы денег. Радикальная смена ориентиров. Отношение к здоровью и медицине. Игнорирует признаки возможной болезни. Не ходит к врачу. Игнорирует советы врачей. Ходит в бесплатные клиники. Изменение жизненных условий. Переезжает в новый дом (общежитие, коммуна). Переселяется на новое место жительства. Поселяется вместе с "посторонними людьми". Что следует делать? — Запишите, что вас не устраивает в том, что близкий вам человек участвует именно в этой группе. — Что вас в этом тревожит в общем и целом? — Какой род специфического поведения вызывает возраже ния? — Составьте список тревог, соблюдая последовательность их появления. Растут ли они со временем?
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 112
— Расположите список в порядке предпочтения. Какие три за боты являются наиболее важными? — Составьте список проявлений нетипичного поведения. — Оцените, будут ли сообщения о ваших тревогах эффективны.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 113
Глава 5
Создание команды
Когда друзья и члены семьи, побуждаемые любовью, начнут работать сообща, они обнаружат, что их возможности безгранич ны. Конечно, вполне естественно сомневаться в себе и своих си лах, если пытаться помочь адепту в одиночку, особенно если он взрослый человек, уверенный в своей счастливой участи. Вам может показаться, что культы имеют большие преимущества в том, что касается денег и людских ресурсов. Это действительно так. Однако если близкий вам человек не представляет какого-то особого интереса для лидеров культа, они не будут беспокоиться из-за него так, как это делаете вы. Отдельные члены группы не привлекают пристального внимания со стороны высших лиде ров, занятых, как правило, "более важными" проблемами. Если для создания эффективной команды вы привлечете как можно больше друзей и родственников, ваши преимущества не замед лят проявиться. Команда, избравшая подход стратегического взаимодействи я, — это сеть поддержки не только для члена культовой группы, но и для каждого, кому небезразлична его судьба. Команда соби рается затем, чтобы вступать в контакт с культистом, способство вать организации мини-взаимодействий и воздействий на эмо циональном и других уровнях и в конечном счете помочь исце лению адепта от последствий контроля сознания. Каждый случай — это уникальный комплекс проблем, и каждый человек, участ вующий в процессе стратегического взаимодействия, вносит свой существенный вклад в процесс исцеления. При наличии у членов семьи гибкости и хорошего воображения самые неожиданные и удивительные события могут работать на благо. Работая вместе и поддерживая друг друга, члены команды получают возмож ность перестроить семейную систему так, чтобы сделать жизнь каждого человека лучше.
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО Я часто удивляюсь, насколько быстро команда ПСВ, будучи приведенной в движение, может осуществлять в своем роде уни кальную и полезную деятельность. Несколько лет назад, после лекции в центре "Нью Эйдж", расположенном в одном из районов Бостона, ко мне подошла женщина лет двадцати с небольшим и спросила, что я думаю о некоей группе, возглавляемой женщи
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 114
ной-гуру.[35] Я ответил, что серьезно озабочен данной группой, и рассказал о странице в Интернете, созданной бывшим членом группы с семнадцатилетним стажем. Моя собеседница со своей стороны рассказала, как десять лет назад ребенком была введена в эту группу собственной матерью. Она даже провела пару лет в Индии, где испытала множество разочарований, в связи с чем приняла решение оставить группу. Помимо собственных про блем, она также переживала внутренний конфликт из-за матери, которая пользовалась авторитетом как один из лидеров амери канской ветви организации. Рассказав это, молодая женщина взяла мой номер телефона и позже позвонила с просьбой о кон сультации. Мы приступили к консультированию, после чего она попросила, чтобы я поработал с ее матерью. Поскольку они с матерью всегда были очень близки, она чув ствовала, что взаимопонимания хватит, чтобы прямо обратиться к матери и предложить трехдневную встречу. В ходе подготовки к воздействию она осведомилась, следует ли ей вступать в кон такт с братом. Конечно, я предложил с ним связаться, тем более, что, по ее сведениям, он всегда был критически настроен в отно шении их участия в группе. Они с братом отдалились друг от друга, им было труднее ладить, чем прежде. Я сказал ей: "Ваша мать все еще в этой группе, и мы знаем, что вашему брату это не нравилось. Сообщите ему, что вы замышляете, и посмотрите, го тов ли он участвовать в запланированном нами воздействии". К счастью, он оказался более чем готов. Спустя несколько дней после этого воздействия ее брат позво нил мне. Он казался смущенным и потрясенным, говорил, запи наясь и заикаясь на каждом слове. После длительного молчания я спросил, о чем же он хотел поговорить. Он принялся рассказы вать, как испытал настоящий шок, вдруг обнаружив, что группа, в которой он состоял Уже несколько лет, является в высшей сте пени закрытым культом, применяющим контроль сознания. Он просил меня ничего не говорить сестре или матери, — что я, разу меется, пообещал. Как он рассказал, его группа малочисленна, насчитывает приблизительно сто мужчин и женщин, и никто из посторонних не знает о ее существовании. Даже его невеста, уже несколько лет жившая с ним, находилась в полном неведении. Когда она спрашивала о частых собраниях, он говорил, что ходит на специальные занятия по актерскому мастерству и что ему совсем не хочется их обсуждать. Как оказалось, его причастность к культу была главным источником трений в их отношениях, так как женщина чувствовала, что часть личности любимого челове ка остается для нее недоступной.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 115
Я попросил рассказать подробнее об этой группе. Ее лидеры утверждали, что следуют учениям Гурджиева и Успенского.[36] Предварительно я поговорил с людьми, участвовавшими в дру гой культовой группе, предположительно основанной на той же самой философии. Молодой человек попросил провести с ним несколько сессий, в результате которых ему удалось разобраться со своим опытом. (Позднее он женился на своей невесте, и теперь у них двое прекрасных детей.) Таким образом, в ходе воздействия на мать обратившейся ко мне женщины мы выяснили, что ее брат был связан с другой деструктивной группой. Я порекомендовал ему раскрыть сестре и матери, а также отцу, уважаемому буддистскому учителю, свое участие в культе. Мать в итоге предпочла оставить группу, и семья сплотилась как никогда. Духовный путь членов семьи тем не менее продолжался: например, мать начала помогать другим людям, попавшим в сходную беду. Она даже помогла мне кон сультировать женщину из Аум Синрике, так называемого буд дистского культа, на котором лежит ответственность за преступ ления с использованием нервно-паралитического газа зарина в Японии в 1994 и 1995 годах. Примерно через год мне позвонила женщина, увидевшая мое имя в статье, посвященной сайентологии и Интернету, в газете "Бостон глоб".[37] Ее жених только что разорвал помолвку, пото му что отказался говорить о своих секретных собраниях. Она думала, что у него роман или что он уже был ранее женат, но по прочтении статьи она точно услышала щелчок и связалась со мной. Все это в значительной мере напомнило мне о прежней истории. Я позвонил молодому человеку, брату моей клиентки, и выяснилось, что он знает жениха обратившейся ко мне женщи ны, поскольку состоял с ним в одной организации. Я проинструк тировал ее, и двое мужчин поговорили друг с другом по телефону. Вместе с ней мы вскоре встретились с ее женихом и провели совместное консультирование. Он также предпочел оставить группу, и они сейчас вместе. Культы хорошо скоординированы как системы влияния. Они добиваются успеха потому, что организуют адептов с целью ока зывать давление на новичков и ловят их в западню всеобъемлю щего контроля. Но согласованный униформизм культа является также и одной из его слабостей, так как делает его стратегию и тактику в высшей степени предсказуемой. Команда ПСВ, с другой стороны, может быть творческой, гибкой и непредсказуемой. Чем больше вы найдете людей, желающих участвовать в команде, тем большим числом вариантов вы будете располагать.
Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 116
Когда вы начнете искать подход к потенциальным членам ко манды, некоторые из них могут отказаться участвовать или даже будут возражать против применения ПСВ как такового. Часть людей полностью отрицает существование данной проблемы. Отрицание проблемы защищает семью и друзей культиста от неприятной необходимости что-нибудь делать. Психологический механизм отрицания может действовать и при других серьезных проблемах типа алкоголизма, наркотической зависимости или болезненного влечения к азартным играм. Начать работу с отри цанием следует со сбора информации. Поговорите с бывшими членами культов, экспертами, другими семьями, оказавшимися в сходной ситуации, а также с членами семьи и друзьями, обеспо коенными данной проблемой. Спросите человека, занимающего позицию отрицания: "Какие тебе нужны доказательства, чтобы убедиться в существовании проблемы?" Как только критерии будут сформулированы, вы сможете предпринять необходимые шаги, чтобы предоставить требуемую информацию или поделиться опытом. Многие потенциальные члены команды, когда вы начнете под ходить к ним, обнаружат недостаточные знания о деструктивных культах или вовсе их отсутствие. Может статься так, что члены семьи и друзья не пожелают занять конструктивную позицию, а продемонстрируют ошибочные убеждения, блокирующие путь к какому бы то ни было содержательному диалогу или плодотвор ному действию. Некоторых Из друзей близкого вам человека, возможно, оттолкнула его культовая личность. Одни родственни ки начнут говорить, что "не хотят вмешиваться", другие — что не верят в реальность контроля сознания. Но эти трудности разре шимы. При соответствующем обучении и поддержке многие из этих людей станут эффективными членами команды.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |