Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ




Вам понадобится направить свои силы на опровержение не­

правильных представлений окружающих. В конечном счете вы

должны будете ясно сформулировать эти проблемы и для самого

адепта. Чтобы облегчить этот процесс, я выделил десять наиболее

типичных ошибок, касающихся культов, в которых применяется

контроль сознания.

 

Ошибочное представление № 1

"НИКАКОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ"

Люди, с порога отвергающие существование контроля созна­

ния, обычно имеют искаженное представление o нем. "Никто не

может стереть вашу личность и превратить вас в зомби с промы­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 117


 

 

тыми мозгами" — таково обычное убеждение. Однако, как мы

уже могли убедиться, контроль сознания не стирает подлинное

«я» человека, а формирует доминанту в виде культового «я», по­

давляющего свободную волю. В разговоре с человеком, подверга­

ющим сомнению контроль сознания, можно обсудить, как куль­

товая личность не допускает возможности думать, чувствовать

или вести себя вразрез с доктриной культа. Понимание культово­

го контроля сознания зависит от проведения этого решающего

различия между двумя личностями одного и того же человека —

культовой и подлинной.

Изучив вторую главу настоящей книга, вы вооружаетесь тремя

действенными моделями объяснения того, что подразумевается

под термином "контроль сознания". Также полезно сослаться на

пособие к лекциям, написанное профессором Стэнфордского уни­

верситета Филиппом Зимбардо и озаглавленное "Психология кон­

троля сознания". Как упоминалось ранее, диагностический спра­

вочник Американской психиатрической ассоциации включает в

себя категорию "Нетипичное диссоциативное расстройство

300.15", где используются такие слова, как «культы» и "промыва­

ние мозгов".

Справедливо также и то, что контроль сознания не всегда дей­

ствует с равной силой на всех людей. Те, кто участвует в одном и

том же культе, могут испытывать на себе совершенно разные

уровни контроля сознания. Некоторые адепты будут похожи на

зомби с безжизненным взглядом, однако это крайние случаи,

нередко являющиеся результатом недостатка сна или недоеда­

ния. Намного чаще культовая личность хоть и выглядит хорошо

развитой, но на самом деле вбирает в себя таланты и навыки

подлинного «я». В итоге для нетренированного взгляда культисты

могут казаться вполне нормальными. Единственный способ оце­

нить степень контроля сознания заключается в задавании вопро­

сов, помогающих проверить мышление и свободную волю чело­

века.[38]

Некоторые утверждают, что раз люди могут расстаться с куль­

тами, значит, контроля сознания не существует. Но, как правило,

истина заключается в том, что они заболели, разочаровались или

их изгнали. Тот факт, что люди сами уходят из культов, не озна­

чает, что контроля сознания не существует, — он означает толь­

ко, что контроль сознания не абсолютен. Поскольку контроль

сознания не стирает подлинное «я» человека или его душу, воз­

можность побега и освобождения остается всегда.

Зачастую контроль сознания понимается неправильно из-за

того, что относительно немного людей имели опыт непосред­

ственного общения с культами, хотя большинство из нас так или

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 118


 

 

иначе сталкивались с ситуациями контроля сознания. Если по­

тенциальному члену команды трудно понять сущность контроля

сознания, нижеследующие наводящие вопросы помогут опреде­

лить, с какими другими аналогичными процессами ему доводи­

лось сталкиваться. — Выражал ли ты когда-либо доверие и лю­

бовь тому, кто лгал, манипулировал тобой и эксплуатировал те­

бя?

— Поддерживал ли ты когда-либо с кем-либо такие отношения,

при которых чувствовал, что тебя контролируют, пренебрегая

твоей волей?

— Гипнотизировали ли тебя когда-нибудь? Был ли ты когда-ни­

будь свидетелем гипноза, направленного на других людей?

— Делал ли ты когда-нибудь то, чего не хотел делать, вслед­

ствие внешнего давления (отдавал деньга, занимался сексом, ку­

рил, употреблял наркотики)?

— Покупал ли ты когда-нибудь продукт, в котором не нуждал­

ся, после чего осознавал, сколько рекламы этого предмета тебе

пришлось увидеть и услышать?

Задавая некоторые из этих вопросов, можно побудить человека

сравнить подобный опыт с проблемой контроля сознания в куль­

те. Так как процессы влияния можно рассматривать как изменя­

ющиеся по степени воздействия, будет легче увидеть, как чрезвы­

чайные условия, задаваемые культами, способны порождать са­

мые удивительные результаты.

 



Ошибочное представление № 2

"ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЕМ СОЗНАНИЯ"

Ход мысли здесь следующий: контроль сознания существует

повсюду — например, в психотерапии, рекламе, образовании и в

армии, — поэтому без него не обойтись. Когда мы допускаем

подобные обобщения, любые различия утрачиваются. Мы не до­

стигаем никакой ясности. Более продуктивна модель, в соответ­

ствии с которой проявления контроля сознания и отношения к

нему распределяются в некоем пространстве, на одном полюсе

которого будет влияние квалифицированное, тактичное, ценя­

щее индивидуальность и способствующее личностному росту; а

на другом — исповедующее негативные ценности, такие, как

конформизм адепта, его рабская зависимость от группы, полное

подчинение авторитарному лидеру.

Деструктивным контролем сознания может пользоваться прак­

тически любой социальный институт и организация, а также

любой человек. Институты (организации) и систематические со­

циальные программы влияния следует оценивать каждый раз

конкретно. Некоторые из них вполне позитивны; другие — более

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 119


 

 

или менее безопасны; третьи — пагубны. Хотя процессы влияния

существуют во всех областях человеческой деятельности, культо­

вый контроль сознания — это особый феномен, однозначно отно­

сящийся к деструктивному полюсу.

 


Психотерапия

Профессиональные психотерапевты используют полученные

сведения о сознании, чтобы влиять на клиентов в процессе лич­

ностного роста и связанных с этим изменений. Локус контроля в

ходе лечения должен оставаться у клиента, а не у тераписта.

Верно, что многие люди, находящиеся под воздействием психи­

ческой болезни, нуждаются в авторитетной помощи в принятии

решений. Другие, возможно, так и не достигли уровня зрелой

личности в своем развитии; иными словами, они все еще дей­

ствуют как дети, а не как взрослые. Если человек сильно страдает

от психического заболевания или какой-то значительной психо­

логической проблемы, ему, возможно, бывает необходима зави­

симость от авторитета до тех пор, пока он сам не станет сильным.

Конечно, встречаются и плохо подготовленные, а также неэтич­

ные тераписты, способствующие развитию зависимости по ко­

рыстным причинам.

 

Реклама

Реклама оказывает глубокое экономическое, культурное и со­

циальное воздействие на нашу жизнь. Специалисты по рекламе

применяют изощренные психологические методы для манипу­

лирования нашими желаниями, мыслями и поведением. Цель

нередко заключается в том, чтобы создать потребность на пустом

месте или же искусственно усилить ее, стремясь превратить всех

без исключения людей в потенциальных покупателей. Как стало

ясно на примере рекламной тактики табачных компаний, неко­

торые формы рекламы приносят вред и вводят в заблуждение.

Это не отменяет существования хороших рекламных объявлений,

предназначенных информировать и убеждать людей, мотивируя

развитие ответственности за собственную жизнь и жизнь согра­

ждан. Наиболее эффективные способы свести к минимуму отри­

цательные последствия рекламы — осознание ее власти и следу­

ющая за этим смена канала или же полное отключение телевизо­

ра или радио.

 

Образование

Без сомнения, некоторые образовательные системы предназна­

чены скорее для индоктринации, чем для обучения. Они требуют

конформизма и повиновения. На их фоне существуют другие

образовательные системы, поощряющие самостоятельное мыш­

ление учащихся, творческий подход к делу, уважение к себе и

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 120


 

 

другим. Образовательные системы, манипулирующие чувствами

страха и вины, — в том числе и те, что сосредоточиваются на

воспитании конкуренции и конформизма, — порождают готовых

кандидатов в деструктивные культы. Учащихся следует обучать

навыкам критического мышления и поощрять их стремление

противостоять слепому конформизму. Образование должно так­

же развивать умение учащихся думать с различных точек зрения

в целях более глубокого понимания жизни.

 


Армия

Армия — пример жестко структурированной пирамидообраз­

ной организации. Здесь главенствует строгий иерархический

принцип. Солдатам присваиваются номера, предписывается но­

шение униформы и определенной прически, их учат особым спо­

собам речи, ходьбы, маршировки и борьбы.

Специфика военной карьеры заключается в большей ограни­

ченности личного выбора по сравнению с обществом в целом. В

ходе обучения в лагерях для новобранцев, особенно в морской

пехоте, в SEAL[39] и других специальных видах вооруженных сил,

использование методов контроля сознания считается необходи­

мым для создания личности элитного солдата.[40]

Но в противоположность деструктивным культам, военные

признаны и ценятся обществом. При демократии военачальники

несут ответственность перед другими ветвями власти, в не мень­

шей, если не в большей степени руководствуясь этическим ко­

дексом и принципами внутриструктурной взаимозависимости и

взаимоограничения. Люди становятся военными на заранее ого­

воренный период времени, за что получают зарплату и социаль­

ные привилегии. В идеале военные не применяют обман при

вербовке. Становясь военными, люди, как правило, знают, что их

ожидает. Солдат поощряют поддерживать контакт с семьями и

друзьями, им ежегодно предоставляется отпускное время.

Когда люди выдерживают суровую подготовку в медицинских,

юридических, военных учебных заведениях или в семинариях,

они делают сознательный выбор, стремясь стать врачами, адво­

катами, солдатами или священниками.

Это обучение повышает чувство их самоидентичности, предла­

гает знание и навыки и предоставляет множество преимуществ.

Когда же человека обманом вербуют в деструктивный культ, ли­

деры немедленно начинают процесс разрушения и перепрограм­

мирования подлинной идентичности человека с целью дальней­

шего отказа от нее. Человек утрачивает свободную волю. Он не

получает никаких личных преимуществ. В его распоряжении нет

узаконенного способа уйти с честью.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 121


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...