Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ошибочное представление № 3




"ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ? ОН ГОВОРИТ, ЧТО СЧАСТ­

ЛИВ!»

Члены культа Врат Небес по очереди записывали на видеомаг­

нитофон прощальные заявления, объяснявшие причину, по кото­

рой они решили покинуть свои «оболочки» и совершить само­

убийство. Все они утверждали, что действуют по доброй воле и

счастливы принять это радикальное решение.

Принимать за чистую монету убеждение культиста в том, что

он «счастлив», — значит принимать желаемое за действитель­

ное. В культе счастье нередко переоценивается как жертва или

страдание. Счастье в группе Врата Небес определялось как пре­

одоление «индивидуальности» и «человечности», а самоубийство

трактовалось как переход на следующий уровень существования.

Проглатывание роковых пилюль, запиваемых яблочным соком и

водкой, и натягивание полиэтиленовых пакетов на головы рас­

сматривалось как необходимая стадия метаморфозы. Культовая

личность была «счастлива» умереть. Для членов Врат Небес отказ

умирать считался подлинным самоубийством, поскольку озна­

чал отказ от перехода на более высокий уровень.

Но, как мы знаем, культовая идентичность создается изощрен­

ными методами контроля сознания. Она не тождественна лично­

сти в целом. Тем, кого обманула культовая личность, можно

предложить заглянуть за улыбающуюся маску. Помните, что

культистов учат подавлять отрицательные мысли и эмоции лич­

ного характера. Они натренированы говорить о своем участии в

культе только положительно. Когда адепт заявляет, что «счаст­

лив», за него говорит культовая личность. Культовое «я» делает

то, чему было обучено.

В свою бытность адептом культа я заявлял всем, что был счаст­

ливее, чем когда-либо ранее в моей жизни. Среди мунистов пре­

бывание рядом с Богом приносит «счастье», а Бог определяется

как страдающий родитель. Следовательно, чем сильнее вы спо­

собны ощутить страдающее сердце и жертву Бога, тем счастливее

вы будете. По этой логике, напоминающей сюжеты Дж. Оруэлла,

счастье есть страдание. Как мунистов, нас учили подавлять все

отрицательные чувства и мысли, так что мы обязаны были чув­

ствовать себя счастливыми. Нам не разрешалось чувствовать се­

бя как-то иначе. Если же иные чувства все-таки украдкой прони­

кали нам в душу, нас наказывали и отправляли на переподготов­

ку.

Заявления культиста нельзя принимать без исследования бо­

лее глубоких вопросов. Тут приходит время для проверки реаль­

ности. Если у потенциальных членов команды имеются сомне­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 122


 

 

ния на том основании, что член культа заверяет всех в том, что

счастлив, необходимо предложить им задавать членам культа

следующие дополнительные вопросы.

— Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что счастлив? — Если

бы ты был несчастным, смог бы ты в этом признаться самому

себе?

— Сказал бы ты нам о своем несчастье?

— Что должно случиться с тобой, чтобы заставить почувство­

вать себя достаточно несчастным для добровольного ухода из

группы?

 


Ошибочное представление № 4

"ОН — ВЗРОСЛЫЙ. МЫ НЕ ИМЕЕМ НИКАКОГО ПРАВА ВМЕШИ­

ВАТЬСЯ"

Сопротивляться вмешательству в жизнь взрослых родственни­

ков или друзей — нормальное явление. В самом деле, закон утвер­

ждает, что, как только люди достигают совершеннолетия (обычно

восемнадцати лет, но в некоторых странах — двадцати одного

года), они сами отвечают за свои действия. Однако культовый

контроль сознания ослабляет способность человека к принятию

зрелых решений. Члены семьи и друзья осознают, что что-то

неправильно, особенно на начальной стадии вовлечения. Но они

часто отступают, когда взрослый участник культа говорит: "Не

указывайте, что мне делать. Я — взрослый человек. Не пытайтесь

контролировать мою жизнь". Люди не понимают, что это — так­

тика, нацеленная на нейтрализацию возражений и стимулирую­

щая пассивное принятие сложившегося положения вещей. Куль­

тисты часто угрожают отказаться от любых контактов, если с

ними не будут "обращаться как со взрослыми".

Тот факт, что человек достиг совершеннолетия, еще не означа­

ет, что он действует с присущей взрослому человеку ответствен­

ностью. Например, под гипнозом человека можно вернуть в дет­

ство. Он думает, чувствует и действует как ребенок. Это становит­

ся его «реальностью». Лидерам множества культов свойственно

требовать от своих адептов, чтобы они стали подобными "детьми

Бога". В самом деле, существенный аспект культовой идентично­

сти заключается именно в обретении наивности. Преклонение

ребенка перед фигурой родителя — это как раз то, что необходимо

лидеру культа, стремящегося полностью контролировать ситуа­

цию. Эксплуатируя миф о детской невинности, культовый кон­

троль сознания подрывает нормальные ресурсы зрелого рассуд­

ка.

Если обеспокоенный друг или член семьи подвергает сомне­

нию собственное право вмешиваться, напомните ему, что любовь

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 123


 

 

дает право быть заинтересованным лицом. Если близкий человек

находится во власти деструктивного контроля сознания, род­

ственники и друзья имеют право и даже просто обязаны предпри­

нять меры по пресечению этих процессов, дабы вернуть человеку

способность думать независимо. Как только у члена культа по­

явится возможность узнавать признаки контроля сознания, под­

мечать характерные черты деструктивного культа и встречаться

с бывшими адептами и экспертами, он будет в состоянии сделать

свой выбор на основе адекватного владения информацией.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...