Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общество как предмет философского анализа. Специфика социального познания.
Вопросы: Возможно ли научное познание общества? Каков статус социальной философии? Как различать автономные объекты социального познания? Точки зрения на 1 вопрос: * общество недоступно не познанию вообще, а познанию с позиции канонов классического естествознания. Общество можно познать с помощью других методов, которые не используются в естествознании вообще. * социокультурная реальность недоступна познанию. Главная причина сомнений – специфика повторяемости, а повторяемость – главный признак закономерности. Мера повторяемости в обществе и природе является различной. Уникальное мирно существует с повторяющимся, типичным. Точки зрения на социальную философию и социологию: · их полное различие, только социальная философия рассматривает общество как целое, · они тождественно равны, · их предметное пересечение, но при этом нет тождественности. Социальная философия – теория высшего ранга общения, которая пытается выяснить, что есть общество, человек в родовых формах своего бытия. Претендует на системный анализ общества как сложно организованного суперобъекта. Есть 2 реальности: природная и надприродная (общество). Изучает законы строения, развития, функционирования системы конкретных типов социологических объектов. Ключевые понятия: общество, социум, социокультурная реальность. Много трактовок понятия «общество». Практически все социологи и философы выступают против попыток универсализировать понятие. Общество рассматривается как сугубо специфический мир людей и созданных ими артефактов (порождённых продуктов). Выступает как социальное вообще. Любое социальное образование может быть рассмотрено как миниобщество. Другой смысл понятия: общество характеризует строго определённые формы существования социальных объектов. «Всякое общество социально, но далеко не всё, что обладает свойством социального, можно рассматривать как общество». Очевидно, что реальное существование социального возможно только в обществе в узком смысле этого слова. Общество – организационная форма действительного бытия (правила, нормы). Общество – системная, организованная форма бытия социального. Общество – система, превосходящая любую другую систему. Что объединяет людей? К.Маркс – «Люди должны постоянно воссоздавать свою жизнь в постоянном объёме и содержании». Именно человеческая деятельность является специфическим способом существования социальной действительности. Общество – динамическая саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Общественные отношения разнообразны. Люди деятельностью творят историю, развиваются и изменяются. Это определяет специфику законов общества. Они носят объективный характер. Это законы человеческой деятельности и общественных отношений. Они всегда затрагивают интересы людей. Социальные законы действуют и проявляются как господствующие тенденции. Социальное развитие осуществляется как вероятностный процесс зарождения в действительности определённого веера возможностей, выбора и реализации одной из возможностей. Процесс социального познания специфичен и отличается от процесса познания природы. Специфика определяется особенностями объектов познания. Социум (или общество) – и объект, и субъект в социальном познании (в отличие от классического естествознания). В совокупном субъекте представлены разные, порой противоположные интересы, цели, позиции познания. Ценностные установки субъекта включаются в социальное знание. Социум – самый сложный из объектов познания, высшая форма движения материи. Общее развитие по своей природе процесс вероятностный, и теоретическое отражение развития может быть только альтернативным. Невозможен однофакторный подход. Возможно ли научное познание общества? Чисто научное – невозможно. Надо отказаться от чисто теоретических, рациональных подходов. Должны взаимодействовать научное и ненаучное, рациональное и нерациональное. В социальном познании особое значение имеет соотношение истины и ценности. Классическая трактовка истины (слепок действительности) в социальном познании невозможна. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |