Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура общества и основные типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации




Общ-во- соц. система, самоупорядоченная, самоуправляемая целостность мн-ва разнообр. обществ-х отн-ний, носителем кот-х явл-ся индивид и те соц. группы, в кот. он включен.

Осн. подсистемы: эк-кая, соц., политич., духовная.

Соц. структура- опр-ный способ связи эл-тов, индивидов, занимающих опр. соц. позиции и вып-щих опр. соц. роли в соотв. с принятой в дан. общ-ве системой норм и ценностей.

Соц. структура обеспеч. устойчив. функционир-я. соц. систем. Подструктуры: этнич-я, демографич-я, поселенч-я, классовая, профф-образоват-я и т.п. Сущ. также группы или общности подвижного хар-ра.

В зап. фил. существует понятие «стратиф-я» (от лат. страто-слой, пласт).

Социальная стратификация– существование структурированного неравенства между социальными группами в обществе, касающегося доступа к материальным или иным благам. Стратификации существуют во всех обществах, но с развитием государства различия в богатстве и власти (наряду с различиями в профессии, образовании и престиже) особенно усиливаются. В современных обществах наиболее характерной формой социальной стратификации является классовое деление.

Страта вкл. в себя множ-во людей с некот. опред. статусными признаками своего полож-я. (Например, люди, принадлеж к разным классам, могут оказат-ся в одной страте по признаку образования). Для выд-я страты использ-ся только статусный признак, кот. объективно приобретает в дан. общ-ве ранговый хар-р.

Страта выдел. на основе особозначимых хар-к. В современной теории страт-ции эти признаки: тип профессии, уровень дохода, образ-е.

Поэтому особое знач. в теории соц. стат-ции приобрет. понятие «статус»- опр-ное полож. ч-ка в с-ме правовых отн-ний. Соврем. понимание- соц. позиция ч-ка, кот. личность занимает в стр-ре общ-ва в соответствии с:

· соц-эк. положением

· демографич.

· профессией

· облад. полит. властью

Понятие соц. статус. хар-ет полож. чел. в общ-ве, оценку этого места с поз-ии др-х людей и выраж. как: авторитет; престиж. Каждому чел-ку присущ статусный набор, котор. определ. манеру пов-я, круг общ-я. Соц. статус может быть предписанный (вне завис. от чел-ка) и достигаемый (благодаря собств. усилиям). Каждый статус имеет оценку авторитетности (признание за индивид-м права на принятие отв. реш-я) и престижности (социально санкционир. форма значимости тех или иных статусов или соц. ролей). Представл-е о престиж-ти меняется.

Соц. роль- соц. фун-я индивида, кот. связ. с набором норм, согл. кот исполнитель должен вести себя в опред. ситуациях.

Соц роль уже привязана к опред. статусу. Кажд. статус обслуж-ся веером ролей.

Современные концепции социальной стратификации:

- веберовская

- Сорокина

Согласно Сорокина под соц. мобильностью поним. любой переход индивида, ценности от одной соц. поз-ии к др-ой, в результ-те чего меняется соц. полож-е индивида или группы.

Горизонт-я моб-ть – переход от одной соц. поз-ии к др-ой на одном уровне.

Верт-я моб-ть – переход индивида из одного слоя в др.

Маргинальные слои – индивиды, кот утратили свой прежний статус.

Питирим Сорокин дал научное определение социальной стратификации в работе «Социальная стратификация и мобильность». Он выделял четыре фактора, выступающих объектом социального неравенства:

- права и привилегии,

- обязанности и ответственность,

- социальное богатство и нужда,

- власть и влияние.

Вебер предложил многомерную структуру стратификации, определив три ее компонента:

- классовый (экономическое положение)

- статусный (престиж) – не зависит от богатства.

- партийный (власть) – носит полит. хар-р. Это спос-ть проводить в жизнь планы.

В Америке распространена теория классов Уорнера, делящее американское общество на три основных класса – высший (14%), средний (70%) и низший (16%).

В Англии система Стивенсона составляет пять классов:

· Профессионалы

· Руководящий персонал

· Квалифицированные работники

· Частично квалифицированные работники

· Неквалифицированные работники.



Проблема факторов, субъекта и источников социальной динамики.

Счит-я, что источником раз-я общ-ва явл. потребности и интересы. В Гегелевском – притивор-е; в Зап. – конфликты.

Потребность – св -во всего живого. Бывают матер-е, дух-е, общ-е, личн-е. Непоср. продуктом общ. разв-я явл. интерес как осознанная потребность, идеи – источник действия соц-х групп.

Проблема фак-ов разв-я: эк-е факт-ры, демографич., поличит., географич.

Человеч. фактор выст. гл. инструментом, кот. детерминир. осущ. того либо иного действия. Традиционно в мире пробл. факторов рассматр. как: объект. законы разв-я, субъект. фактор.

Объект. фактор – не зависящ. от воли и созн-я людей обстоят., кот. необх. для порожд-я того либо иного явл-я.

Субъект. факт. – сознат-я, целенаправл-я деят-ть групп, масс, полит. партий, кот. направл. на измен-е, сохр-е или развитие сущ. усилий.

Взаимоотнош. субъект. и объект. нах. свое выраж. в том, что историю творят люди, но не по своему произволу, а будучи впис. в определ. объективн. условия.

Законы общ-ва и природы носят всегда объект. хар-р.

Проблема субъекта – Кто важнее личность или массы?

Долгое время в Евро фил абсолютизир. роль личности, роль личн. в истории. К народу относ. лиц занятых в сфере мат-ого пр-ва.

Хар-ки народа: общая историч-я судьба, вера, национ-я идея, историч-я память народа.

Вебер ввел понятие «харизма» (божеств. дар) – некот. спос-ть, кач-во индивида, кот. выдел. его из др-х.

 



Развитие общества как цивилизационный процесс. Типы цивилизаций в истории общества.

Термин «цивилизация» появл. в сер. 18 в. Когда утверждаются просветительские идеи (Мирабо). Линейная концепция развития. Цивилизация – культурный рубеж, опред. этап господства разума, следующий за этапами: дикость и варварство (амер. Морган).

Осн. критерии цивилизац. развития:

- технологическое освоение природы

- совершенствование регуляции соц. отношений (письменность, юр. норм, гос-во, возн-е денег, рынка, соц. стратификация).

В нач. 19 в. новый смысл цивилизации, как о мн-ве цивилизаций. В рамках этого: цивилизация – качеств. своеобразие соц-эконом и культурных характеристик того или иного общ-ва или группы стран.

3 технологии, которые изменили 20 в.: телефон, телевизор, реактивная авиация.

3 символа 20 в.: автомобиль,Ю самолет, компьютер.

В западной философии цивилизации:

1) Доиндустриальные (аграрные) символ: мотыга

2) Индустриальные (техногенные) символ: конвеер

3) Постиндустриальные символ: компьютер

Доиндустриальные – на базе аграрно-ремесленного произ-ва, до 17-18 вв., ручные орудия труда. Все усилия в сельском хозяйстве. Жизнь базируется на личных связях, доверии. Нет категории честно нажитого богатства. Здесь полагают, что не богатство дает власть, а наоборот. Нет представления об инновациях. Высоко ритуализировано, человек следует предназначенной ему роли.

Индустриальная – техногенная цивилизация, в основе машинный тип произ-ва, основана на распр. Крупного промышленного пр-ва, урбанизация и утверждение рыночных отношений. Прогрессивность общества – в уровень промыш пр-ва. В промышленности основная масса людей. Возник особый тип – homo ekonomikus.

Индустриализация:

- английский вариант – не затронул основ полит власти

- французский радикальный

- большевистский

Постиндустриальное общество – термин рождается в САШ в 50-х гг.

Капитализм середины века принципиально отличается от кап-ма до 1933г.

Деятели – Белл, Бжезинский, Тоффлер.

Ведущую роль приобретает сфера услуг, наука, образование.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...