Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системный и многоуровневый характер сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное.




Возникн-ние С. связано с формир-ем кул-ры, с необх-стью закрепления навыков, способов, норм практически-преобразоват. общест. деят-сти людей. С. обеспечивает ч-ку прояснение смысложизненных проблем: для чего (и достойно ли) он живет, есть ли цель в его сущ-­нии. Через С. ч-к выделяет себя из природы, из сообщества др. людей. У ч-ка С. выраж-ся в его действиях. Ими он поддерживает свое сущ-ние, преобразуя вещество и энергию природы, а также регулируя отношения с другими людьми. С. выполняет функции оценки ситуации, соц. памяти чел-ва, обобщения и воспроизв-ва на основе информац. отражения накопл. опыта. С. – целостная мыслительно-эмоционально-ценностно-волевая жизнь.

В процессе функционирования сознание проявляет основные свои свойства.

1. Его идеальность – способ воспроизв-ния реальности, когда объекты осваиваются первоначально без физического на них воздействия, духовно. 2. Интенциональность - придание смысла предмету. Передачу смысла от поколения к поколению осущ-ют язык, разн. формы иск-ва, нормы нрав-сти, техника. 3. Идеаторность – спос-сть творить и воспроизводить идеи, без чего невозможны рост и обогащение сознания. 4–5. С. универсально, т.е. потенциально способно отражать люб. свойства предметов. Универ-сть С-я сочетается с его реал. ограниченностью в отражении вещей и процессов в конкр. пространственно-врем. координатах. 6. Объективность, т.е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действ-сти. 7. Субъективность. Отражение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситуацию, но и личнос. собств. интерпретация этой ситуации. 8-9. С-ю присуща спос-сть целеполагания, предварительного создания идеал. проекта буд. рез-та. Целенапр-сть С-я соч-тся с его стихийностью. 10-11. С. «осваивает» вещи, явления, объекты не только ради любопытства, но и в практ. для человека значении. 12-13. С. потенциально «заряжено» творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового. 14. С. обладает неразр. связью с языком. Посредством языка С. раскрывает себя и свою работу.

Структура С-я: 1. Сфера телесно-перцептивных спос-стей знания, получаемого на их основе ощущения, восприятия, конкр. представления, с помощью кот. ч-ек получает первич. чувственную инф-ию. Главная цель - полезность и целесообразность бытия тела ч-ка

2. Сфера логико-понятийных компонентов С-я связана с мышлением, кот. выходит за пределы чувствен. данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, док-ств. Глав. целью этой сферы сознания является истина. У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой.

К самосознанию ч-ек приходит только через социализацию. Ч-к осознает себя через осознание собст. деят-сти, в процессе самосознания ч-ек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания свид-ет о рефлексивной функции его по отношению к сознанию. Исходя из рассмотренного представления сознания, можно выделить функции С-я: 1.Познавательная. 2. Прогноза, предвидения, целеполагания. 3. Доказательства истинности знания. 4. Ценностная. 5. Коммуникативная. 6. Регулятивная.

Касс-но стр-ры сознания, необх-мо отметить сущест. роль бессознательного. В область бессознательного входят:

- Психич. явления, возник-е во сне (сновидения). Если посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это состояние хар-тся отключенностью сознания, в снах содержится неискаженная сущность чел-ка, правда, завуалированная различными образами.

 - Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции). Например, одни реагируют головными болями на магнитные бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.

- Бессознательное запоминание фактов и событий, сопров-ся сильным эмоц. резонансом. А также бессознательное забывание безразличной и бесполезной нам информации.

- Движения, бывшие в прошлом сознат-ми, но благ-я повторению автомат-ся и поэтому более неосознаваемые. Сюда относятся слож. профес. движения машинистки.

- Некоторые побуждения к деят-сти, в кот. отсут-т сознание цели. Напр., было доказано влияние гипноза как мощ. фактора побуждения к, казалось бы, беспол. действию.

- Нек. патолог. явления, возник. в психике больн. ч-ка: бред, галлюцинации и т. д. Они м. возникать при сил. возд-ях на нерв. сис-му – болезнью, психотроп. или галюцин. вещ-ом.

- Состояния, не связ. с серьез. психич. нарушениями, напр. навязчивые мысли (обсессии).

Бессознательное - это столь же специфически чел-ое психич. проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как неконтролируемые, полностью или частично неосознаваемые действия.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Продолжая тему, можно отметить, что бессознательное - это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, во многом определяющей жизнь и поступки людей.

Фрейд выделял: сознание, бессознательное, предсознательное (между двумя первыми), надсознательное (высшие установки общества).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...