Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов




Цель: формировать у учащихся представления о жизни и дея­тельности М.В. Ломоносова.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять из­вестное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотруд-« ничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, кар­точки для индивидуальной работы и для игры «Домино», портрет М.В. Ломоносова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке Карточка 1

Почему России нужен был флот?

Карточка 2

Расскажите о детстве Петра I.

Карточка 3

Чем царь Петр I отличался от других европейских правителей?

Карточка 4

Какие главные перемены произошли в России при Петре I?

Игра «Домино»

(Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)

1721г. Город на Неве Санкт-Петербург Главная улица Петербурга
       
Невский проспект Самое высокое здание в России в XVII в. Петропавлов­ский собор Построена в честь Алек­сандра Нев­ского
       
Александро-Невская лавра Строительство Петербурга начиналось Петропавлов­ская крепость Празднование Нового города
       
1 января Первый музей Кунсткамера Первая русская газета
«Ведомости» Дедушка русского флота Ботик Россия стала империей

(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.)

Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 6 на с. 34—35 рабочей тетради. Чем воспользуемся для про­верки? (Учебником.)

Сообщения учащихся

(Ученики рассказывают о Петре I.)

III. Самоопределение к деятельности

— По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ

(Донской, Невский, Петр, Ломоносов.)

— Какое из этих слов лишнее? Почему? (Лишнее слово Ломо­носов, потому что о нем мы еще не говорили.)

Какая тема урока? («Ломоносов».)

Что вы уже о нем знаете?

— Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

— Пользуясь текстом учебника, составьте план рассказа о М.В. Ломоносове.

(Ученики работают в парах. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

Работа в группах

— Восстановите деформированный план рассказа о М.В. Ло­моносове.

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно-греко-латинской академии.

В Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Работа в парах.)

— Если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд на с. 36. (По горизонтали: 2. Компас. 7. Ломоносов. 8. Астрономия. 9. Баренцево. 10. Универси­тет. По вертикали: 1. Холмогоры. 3. Академия. 4. Венера. 5. Латинский. 6. Москва. 9. Белое.)

— В каком веке был открыт Московский университет? (ВXVIII.)

— В каком веке было изобретено книгопечатание? (ВXV.)

— В каком веке создавалась «Повесть временных лет»? (ВXII.)

В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина? (В XVII)

В каком веке в России произошло открытие Академии наук? (ВXVIII.)

Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с. 37.

Конкурс «М.В. Ломоносов»

(Учитель задает вопросы по рядам. За правильный ответ ряд получает очко.)

1. В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711 г. не­подалеку от города Холмогоры.)

2. Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком.)

3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова? («Чайка».)

4. Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда поверну­та на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

5. Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет.)

6. Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

7. Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Граммати­ка» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)

8. Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отпра­виться в Москву постигать науки.)

9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, на­правлявшихся в Москву.)

10. Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

11. Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко-латинскую академию.)

12. Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

13. Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним по­тешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.)

14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Пе­тербург, потом в Германию.)

15. Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он про­славился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астро­ном, географ, историк.)

17. Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

18. Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабора­торию, фабрику цветного стекла.)

19. Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдаю­щиеся работы в области естественных наук? (Золотая ме­даль имени М.В. Ломоносова.)

Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

— Что для вас было самым интересным на уроке?

— О чем захотелось еще узнать?

— Что было трудным?

— Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 101—104 учебника.

Дополнительный материал

Детство Ломоносова.

Родился М.В. Ломоносов в 1711 г. в Архангель­ской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, пред­приимчивым, первым в том крае построил и оснастил по-европейски на реке Двине парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библио­тека. Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Годы учебы.В декабре 1730 г. Михайло, имевший максимально воз­можное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Мо­скву. В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В те­чение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов и в декабре 1731 г. был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он академию в 1735 г. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка — на хлеб, 1 копейка — на квас, 1 копейка — на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время про­водил в библиотеках, читая научные труды.

В Петербурге.В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горно­го дела, и в 1736 г. трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела.

Возвращение в Россию.В Россию вернулся в 1741 г. сформировав­шимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 г. адъюнктом физики — это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 г. получил звание про­фессора химии.

Открытия Ломоносова.

1. Вобласти литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;

б) выпустил «Риторику»;

в) в 1751 г. вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Ми­хаила Ломоносова».

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

2. В области физики:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

3. В области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки — физической химии.

4. В области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

5. В области географии:

а) составил «Полярную карту»;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. В области геологии:

а) создал теорию о возникновении металлов и минералов;

б) написал сочинение «О причине землетрясений».

7. В области истории:

а) закончен 1-й том Российской истории;

б) составил «Краткий летописец с родословием».

8. Ломоносов-просветитель:

а) написал статью о должности журналистов;               

б) составил проект учреждения Московского университета;

в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет. 340

Страницы истории России

9. Ломоносов-художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) создал 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавская битва»;

в) избран почетным членом Петербургской академии художеств.

 

_______________________________

Тема:  Екатерина Великая

Цель:сформировать представления о жизни в России во вре­мена правления Екатерины П.

Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произволь­но строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Екатерины Великой, кросс­ворд.

Ход урока

I. Организационный момент










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...