Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Михаил Васильевич Ломоносов
Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотруд-« ничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром. Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы и для игры «Домино», портрет М.В. Ломоносова. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний 1. Индивидуальное задание на карточке Карточка 1 Почему России нужен был флот? Карточка 2 Расскажите о детстве Петра I. Карточка 3 Чем царь Петр I отличался от других европейских правителей? Карточка 4 Какие главные перемены произошли в России при Петре I? Игра «Домино» (Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек.)
(Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.) Работа в парах — Давайте проверим друг у друга выполнение задания 6 на с. 34—35 рабочей тетради. Чем воспользуемся для проверки? (Учебником.) Сообщения учащихся (Ученики рассказывают о Петре I.) III. Самоопределение к деятельности — По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью. ДНСКЙ НВСКЙ ПТР ЛМНСВ (Донской, Невский, Петр, Ломоносов.) — Какое из этих слов лишнее? Почему? (Лишнее слово Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили.) — Какая тема урока? («Ломоносов».) — Что вы уже о нем знаете? — Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы. (Учитель записывает вопросы на доске.) IV. Открытие нового знания — Пользуясь текстом учебника, составьте план рассказа о М.В. Ломоносове. (Ученики работают в парах. Заслушать рассказы 2—3 пар.) V. Физкультминутка VI. Включение нового знания в систему знаний Работа в группах — Восстановите деформированный план рассказа о М.В. Ломоносове. Возвращение в Россию. Учеба за границей. Детские и юношеские годы. Учеба в Славяно-греко-латинской академии. В Петербургской академии наук. Учеба в Петербургской академии. Выполнение заданий в рабочей тетради (Работа в парах.) — Если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд на с. 36. (По горизонтали: 2. Компас. 7. Ломоносов. 8. Астрономия. 9. Баренцево. 10. Университет. По вертикали: 1. Холмогоры. 3. Академия. 4. Венера. 5. Латинский. 6. Москва. 9. Белое.) — В каком веке был открыт Московский университет? (ВXVIII.) — В каком веке было изобретено книгопечатание? (ВXV.) — В каком веке создавалась «Повесть временных лет»? (ВXII.) — В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина? (В XVII) — В каком веке в России произошло открытие Академии наук? (ВXVIII.) — Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с. 37. Конкурс «М.В. Ломоносов» (Учитель задает вопросы по рядам. За правильный ответ ряд получает очко.) 1. В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711 г. неподалеку от города Холмогоры.) 2. Кем был отец Ломоносова? (Рыбаком.) 3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова? («Чайка».) 4. Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью. Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.) 5. Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11-12 лет.) 6. Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.) 7. Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.) 8. Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отправиться в Москву постигать науки.) 9. Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.) 10. Сколько лет ему тогда было? (19лет.) 11. Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко-латинскую академию.) 12. Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.) 13. Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.) 14. Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию.) 15. Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.) 16. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.) 17. Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.) 18. Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.) 19. Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.) 20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова.) Работа с CD (Просмотр презентации.) VII. Подведение итогов урока — Какова была цель урока? — Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) — На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.) VIII. Рефлексия — Что для вас было самым интересным на уроке? — О чем захотелось еще узнать? — Что было трудным? — Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? Домашнее задание Прочитать текст на с. 101—104 учебника. Дополнительный материал Детство Ломоносова. Родился М.В. Ломоносов в 1711 г. в Архангельской губернии. Отец Василий Дорофеевич Ломоносов был умным, предприимчивым, первым в том крае построил и оснастил по-европейски на реке Двине парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей. По некоторым данным, отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Мать Елена Ивановна умерла очень рано. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Узнавать новое ему очень нравилось, и он не расставался с книгами. Годы учебы.В декабре 1730 г. Михайло, имевший максимально возможное для тех мест образование, с рыбным обозом отправился в Москву. В январе 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию, начав учиться в младшем классе, так как не знал латинского языка. В течение первого года обучения он в совершенстве усвоил материал трех классов и в декабре 1731 г. был переведен в 4 класс. Всего классов было 8, и закончил он академию в 1735 г. Все эти годы Михайло жил в страшной бедности, на 3 копейки в день: 1 копейка — на хлеб, 1 копейка — на квас, 1 копейка — на обувь, одежду и все остальное. Все свободное время проводил в библиотеках, читая научные труды. В Петербурге.В ноябре 1735 г. в числе 12 лучших учеников Михаила Ломоносова отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Россия в то время очень нуждалась в специалистах горного дела, и в 1736 г. трех лучших учеников академии направили на обучение в Германию в город Марбург для изучения химии и горного дела. Возвращение в Россию.В Россию вернулся в 1741 г. сформировавшимся ученым. Начал работать в Петербургской академии наук в 1742 г. адъюнктом физики — это был самый низкий чин. Создал там хорошие химическую и физическую лаборатории. В 1745 г. получил звание профессора химии. Открытия Ломоносова. 1. Вобласти литературы, поэзии: а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»; б) выпустил «Риторику»; в) в 1751 г. вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова». Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут. В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. 2. В области физики: а) открыл закон сохранения материи; б) сконструировал термометр; в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений. 3. В области химии: а) открыл первую в России химическую лабораторию; б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс; в) разработал принципы новой науки — физической химии. 4. В области астрономии: а) открыл атмосферу на Венере; б) построил телескоп. 5. В области географии: а) составил «Полярную карту»; б) разработал приборы для морского кораблевождения; в) доказал возможность Северного морского пути в Индию. 6. В области геологии: а) создал теорию о возникновении металлов и минералов; б) написал сочинение «О причине землетрясений». 7. В области истории: а) закончен 1-й том Российской истории; б) составил «Краткий летописец с родословием». 8. Ломоносов-просветитель: а) написал статью о должности журналистов; б) составил проект учреждения Московского университета; в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет. 340 Страницы истории России 9. Ломоносов-художник: а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин; б) создал 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавская битва»; в) избран почетным членом Петербургской академии художеств.
_______________________________ Тема: Екатерина Великая Цель:сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины П. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — проявлять внимание, желание больше узнать. Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, портрет Екатерины Великой, кроссворд. Ход урока I. Организационный момент |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |