Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Открытие нового знания 1. Работа со словарем




— Что означает слово «патриот»? Где можем узнать? (В словаре.) В словаре русского языка СИ. Ожегова дается толкование слова «патриот» — это человек, одушевленный патриотизмом, патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя инте­ресов своей Родины.

Патриотичный человек — тот, кто любит свое Отечество, пре­дан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов

своей Родины.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей при­надлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Работа по учебнику

С. 87

— В начале XVII в. полякам удалось войти в Москву. Почему?

Где об этом можем узнать? (В учебнике.) (Чтение статьи учебника, ответ на поставленный вопрос. Опорные слова: опустел престол, беспорядки, предательство

бояр, народные волнения.)

— Что еще нового узнали из этой статьи? Сформулируйте свои вопросы. (Примерный ответ. К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин? Кто занимался каз­ной? Кто встал во главе собравшейся рати? Когда народное ополчение двинулось к Москве? С кем произошел бой око­ло Москвы? Чем закончилась эта схватка? Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе? Чем все закончилось? Почему Минина и Пожарского называют па­триотами России?)

Работа с картой

Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей стра­ны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили патриотизм.

— Рассмотрите карту на с. 92—93 учебника. Прочитайте назва­ние народов, населявших Сибирь.

(Ученики работают по карте.)

— Чем испокон веков занимались люди, населявшие эти тер­ритории? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здрав­ствуй, Сибирь-матушка!» и подготовите ответы на вопросы.

(Вопросы на доске или на карточках.)

1. Кто прокладывал дорогу в Сибирь?

2. Почему казаки отправились в Сибирь?

3. Кого называли землепроходцами?

(Самостоятельная работа с текстом на с. 90—91 учебника, от­веты на вопросы.)

Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России — мыс Дежнева. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабаро­ва — Хабаровск. История присоединения Сибири к России — это история героических подвигов русских землепроходцев, про­мышленных и служилых людей. На протяжении всего XVII в. они осваивали и заселяли просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совер­шали великие географические открытия. Началось все с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали.

V. Физкультминутка

VI. Включение нового знания в систему знаний

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполняя задание 1 на с. 30, сформулируйте определение понятия «народное ополчение». (Народное ополчение — это добровольцы, готовые постоять за родную землю.)

Кого мы называем патриотом? Запишите ответ на с. 31. (Патриот — человек, который любит свою Родину и предан своему Отечеству.)

Выполняя задание 4 на с. 31, подчеркните нужное для рас­сказа о России начала XVII в. (Народное ополчение, борьба за независимость, Кузьма Минин, Нижний Новгород, Китай-город, 1612 г., Дмитрий Пожарский.)

Когда в России стали править цари из рода Романовых? (В 1613 г.)

- Подсчитайте, сколько лет царской династии.

Викторина

1. Почему престол опустел? (У царя Федора не было детей. Цар­ская корона несколько раз переходила из рук в руки.)

2. Как полякам удалось войти в Москву? (При поддержке бояр-изменников они укрылись за стенами Кремля и Китай-города.)

3. Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Торговый человек Кузьма Минин.)

4. В каком городе это произошло? (В Нижнем Новгороде.)

5. Что создали для борьбы с врагами? (Народное ополчение.)

6. Где брали средства для вооружения? (Русские люди отдава­ли, что могли. Первым сделал взнос Кузьма Минин.)

7. Кого пригласили возглавить народное ополчение? (Во гла­ве собравшейся рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский.)

8. Только ли из Нижнего Новгорода был народ? (Люди шли и из других городов.)

9. Когда народное ополчение двинулось к Москве? (Это было в 1612 г.)

10. С кем произошел бой около Москвы? (С польским войском, которое спешило на помощь к своим соотечественникам.)

11. Чем закончилась эта схватка? (Русские разбили польское войско.)

12. Что стало с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-горо­де? (Они оказались в безвыходном положении.)

13. Что предложили им русские люди? (Сдаться.)

14. Какой ответ дали поляки? (Поляки ответили отказом.)

15. Чем все закончилось? (Вскоре враги сложили оружие.)

16. Как отблагодарил русский народ своих патриотов? (Спу­стя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник.)

17. На чьи деньги он был поставлен? (Деньги собирала вся страна.)

18. Кто был избран на престол в 1613 г.? (Михаил Федорович Романов.)

19. Можно ли К. Минина и Д. Пожарского назвать патриотами России? Почему? (Ученики читают вопросы рубрики «Обсудим!» на с. 89 учеб­ника, высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения.)

Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

В годы Великой Отечественной войны воинов вдохновляли подвиги Пожарского и Минина, Невского и Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом, и силы им давали подвиги предков и родная земля.

Ты воюй, солдат, воюй,

Ты воюй, солдат, толково

Там, где ты сейчас стоишь,

Там и поле Куликово.

М. Матусовский

И действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизни за свободу и независимость Родины.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами

ответили? (Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

VIII. Рефлексия

— Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность. (Ответы детей.)

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал...»

— Кого можно поблагодарить за урок?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 87—91 учебника.

2. Выполнить задание 2 на с. 30 рабочей тетради.

3. Привести примеры патриотизма в наше время.

4. Написать сочинение-рассуждение: «Могу ли я себя назвать патриотом России?»

 

___________________________________

Тема: Петр Великий

Цель:формировать представления учащихся о времени прав­ления Петра I, его реформах.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно выде­лять и формулировать познавательные цели, осознанно и про­извольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование:электронное приложение к учебнику, материал для работы групп, портрет Петра

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Блицопрос

• Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVII в.

• Что такое народное ополчение?

• Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дми­трий Пожарский?

• В каком году первый из династии Романовых был избран на царство?

Тест

1. Кто создал народное ополчение и повел его на борьбу с врагом?

а) царь Федор Иванович

б) торговый человек Кузьма Минин

в) князь Дмитрий Иванович Пожарский

2. В каком году польские захватчики были разгромлены и из­гнаны из Москвы?

а) в 1612 г.             б) в 1613 г.            в) в 1818 г.

3. Какой праздник отмечается в современной России в память о событиях 1612 г.?

а) День России — 12 июня

б) День народного единства 4 ноября

в) День Конституции — 12 декабря

4. Когда в России начали править цари из рода Романовых?

а) в 1564 г.            б) в 1612 г.            в) в 1613 г.

3. Работав парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 2 на с. 30. Чье описание памятника вам понравилось больше других?

4. Сообщения учащихся(Чтение сочинений-рассуждений. Ученики приводят свои примеры патриотизма.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...