Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выполнение заданий в рабочей тетради




— Что такое пергамен? (Материал для письма из телячьей кожи.)

— А что такое береста? (Материал для письма из коры.)

— А для чего служит бумага? (Для письма.)

— Какое общее название можно дать этим словам? (Писчий материал.)

Запишите этот ответ в задании 1 на с. 28.

— Работая в парах, выполните задание 2. Если вы внимательно читали текст учебника, то вам легко будет разгадать кросс­ворд. (По горизонтали: 6. Первопечатники. По вертикали: 1. Федоров. 2. Апостол. 3. Гутенберг. 4. Мстиславец. 5. Мо­сква.)

— Самостоятельно выполните задание 3 на с. 29. (Авторы учеб­ников: а) Василий Бурцов; б) Мелетий Смотрицкий; в) Карион Истомин.)

— Прочитайте русскую пословицу XVII в. (Слово ветер, а письмо — век.)

2. Мозговой штурм

1. Кто повелел открыть типографию в Москве? (Царь Иван Грозный.)

2. Где она находилась? (Около стены Китай-города.)

3. Кто был первопечатником России? (Иван Федоров.)

4. Какую первую книгу он выпустил? («Апостол».)

5. Опишите ее. (Книга имела тяжелый переплет из досок, об­тянутых кожей. Четкий шрифт, красивые заставки в виде трав, веток, шишек и листьев.)

6. Что еще напечатал Иван Федоров? (Первый русский букварь.) 7. Как он был составлен? (Составлен так, чтобы сделать об­учение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. В букваре приводились изречения, начинающиеся на каждую букву, тексты для чтения?)

8. Где установлен памятник Ивану Федорову? (В Москве, около места, где была расположена первая типография.)

9. В каком столетии в России стало больше грамотных людей? (В XVII столетии.)

10. Кто обучался грамоте? (Не только знать и служители цер­кви, но и горожане.)

11. Кого обучали чаще всего? (Учились только мальчики, среди женщин было немного грамотных, это были представитель­ницы знати.)

12. Как бедняки использовали свои знания грамоты? (За плату писали письма, составляли различные документы.)

13. Кто был автором первого русского букваря? (Василий Бур­цов.)

14. Кто был автором «Грамматики»? (Мелетий Смотрицкий.)

15. Кто постигал азы премудрости много лет спустя по этим книгам? (М.В. Ломоносов.)

16. Как он называл свои первые учебники? («Врата учености».)

Творческое задание

— Сочините обращение к ученикам школы от имени Ивана Федорова о бережном отношении к книге.

(Эта работа может быть индивидуальной, групповой, парной.)

Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

— Удалось ли достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 86 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Закончите, пожалуйста, высказывания.

• Сегодня на уроке я узнал...

• Мне очень понравилось...

• Я особенно запомнил...

• Меня удивило...

• Об этом я расскажу дома...

— Кого можно поблагодарить за урок?   (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 82—86 учебника, выполнить задания.

Дополнительный материал

Когда на Руси стали печатать книги?

Тяжелым был труд переписчика книг. Писали гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался специальным ножичком — перочинным. Первую букву каждого абзаца рисовали с помощью кисточ­ки красной краской (вспомним выражение «писать с красной строки»). Не один год уходил на переписку книги. Потом листы сшивали, делали де­ревянные переплеты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными кам­нями. Можно представить, как мало было книг, как дорого они стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги более деше­выми, доступными, как ускорить процесс их создания. В XV в. немец Иоганн Гутенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них ма­стер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось в Ев­ропе. За первые 50 лет в 260 городах Европы открылись полторы тысячи типографий (мастерских, где печатали и переплетали книги), выпустили они примерно 10 млн книг. Среди первых печатных книг было много учебников.

Когда царь Иван Грозный решил завести в Москве «печатную избу», он поручил это дело Ивану Федорову. 1 марта 1564 г. была выпу­щена в этой типографии религиозная книга «Апостол». На ее создание ушел целый год, зато вторая книга была отпечатана всего за два месяца. В 1574 г. в Львове Иван Федоров написал и отпечатал первый русский букварь — по нему долгое время дети учились грамоте.

Умер Иван Федоров во Львове в 1583 г. Там его и похоронили. Но не умерло его дело — свидетельство тому книга, которую вы держите в руках.

 

 

______________________________

Тема: Патриоты России

Цели: познакомить учащихся с понятиями «патриот», «па­триотизм», со значением народного ополчения; формировать представления о патриотизме.

Формируемые УУД: познавательные — воспроизводить по па­мяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные — участ­вовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — целостно воспринимать окружающий мир.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, на доске даты, слайд (иллюстрация) «Памятник Минину и Пожарскому», толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний 1. Разминка

- Соотнесите дату и событие.

Дата Событие
1147 г. 1237 г. 1380 г. 1480 г. Первое упоминание о Москве в летописи Вторжение на Русь ордынцев Куликовская битва Конец зависимости Руси от Золотой Орды

Блицопрос

• В каком веке на Русь напали степные кочевники? (ВXIIIв.)

Имя хана, возглавившего первый поход на Русь. (Мамай.)

Какой русский город оказался первым на пути монголов? (Рязань.)

• Почему монголам удалось завоевать русские земли? (Русь состояла из множества княжеств, княжества враждовали между собой, не было единого правителя.)

• Чем запомнился Иван Калита? (При нем центром Руси стала Москва.)

• А какой вклад внес Дмитрий Донской? (Донской сумел на­нести сокрушительный удар ордынцам в Куликовской битве, перестал платить дань, после этого началось освобождение русских земель.)

При каком князе Русь полностью освободилась от Орды? (При Иване III.)

Индивидуальное задание на карточке

Карточка 1

Расскажите об Иване Федорове и его типографии.

Карточка 2

Перечислите русские учебники ХУЛ в. и их авторов.

Карточка 3

Каково значение начала книгопечатания в России?

Карточка 4

Что могут узнать современные ученые, изучая старопечатные

книги?

III. Самоопределение к деятельности

- Как можем назвать Александра Невского, Дмитрия Дон­ского? (Защитники, воины.)

— А еще мы их можем назвать патриотами. Почему? Узнаем на уроке. Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Па­триоты России».)

Сегодня мы познакомимся с еще одной героической страни­цей истории нашего Отечества.

(Демонстрация слайда «Памятник Минину и Пожарскому».)

— Какие вопросы у вас возникли? (Кто такие Минин и По­жарский ? За какие подвиги воздвигли им памятник ? Что сде­лали Минин и Пожарский для России ? За что благодарят их потомки ? Можем ли мы их назвать патриотами России ?)

(Учитель записывает вопросы на доске.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...