Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выполнение заданий в рабочей тетради




- Назовите имена исторических личностей по их описанию в задании 1 нас. 24. (Александр Невский, Дмитрий Донской.)

- Выполняя задание 2, поработайте в парах. Назовите вы­бранные вами ответы. (Дунай, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380 г., Мамай, победой русских войск.)

- Если вы внимательно читали текст, то легко разгадаете кроссворд в задании 3 на с. 25. (По горизонтали: 6. Куликово. 9. Сергий. 10. Дмитрий. 11. Ослябя. По вертикали: 1. Челу-бей. 2. Калита. 3. Москва. 4. Донской. 5. Непрядва. 7. Мамай. 8. Пересвет.)

Викторина

1. Кто из русских князей бросил вызов Орде? (Внук Ивана Ка­литы Дмитрий Иванович перестал платить дань.)

2. Что происходило в ту пору в Орде? (Шла ожесточенная борь­ба за власть.)

3. Почему Мамай выступил против Руси? (Он решил наказать Русь за неповиновение.)

4. Когда это стало известно? (Детом 1380г.)

5. Что предпринял Дмитрий Иванович? (Разослал гонцов в раз­ные стороны Русской земли с призывом собирать силы для от­пора врагу.)

6. Кто откликнулся на этот призыв? (Всколыхнулась вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины.)

7. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? (Основатель Троицкого монастыря Сергий.)

8. Где было намечено сражение? (На Куликовом поле, между Доном и рекой Непрядвой.)

9. Когда состоялась битва? (8сентября 1380г.)

10. Как расставил свои войска князь Дмитрий Иванович? (По центру поставил передовой и большой полки, а отборная русская рать была в засаде.)

11. Где находился сам князь? (Князь в одежде простого ратника стоял в общем строю.)

12. Как проходила битва?

13. Чем закончилась битва?

14. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича? (Донским.)

Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

- Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 74 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 70-74 учебника.

2. Выполнить задание 4 на с. 26 рабочей тетради.

_________________________________

Тема: Иван Третий

Цель:сформировать представления учащихся о Москве вре­мен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Формируемые УУД: познавательные - осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами; регулятивные - понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоциональ­ного состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной работы, текст для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Индивидуальное задание на карточке

 Карточка 1

Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?

Карточка 2

Как проходила Куликовская битва?

Карточка 3

Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой?

Карточка 4

В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

Блицопрос

• Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

• Кто бросил открытый вызов Орде? (Князь Дмитрий Иванович.)

Вчем выражался этот вызов? (Он перестал платить дань.)

• Что происходило в Орде в ту пору? (Шла борьба за власть.)

• Когда стало известно, что Мамай идет с войском на Русь? (Летом 1380 г.)

С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в раз­ные стороны Русской земли? (Собирать войско для отпора.)

• Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами? (Сергий.)

• На какой реке встретились войска? (На реке Дон.)

• Когда произошло сражение? (8сентября 1380г.)

• Как называлось поле? (Куликово.)

• С чего началась битва? (С поединка богатырей.)

• Чем закончилось сражение? (Победой русских войск.)

• Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой бит­вы? (Донской.)

3. Работав парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 4 на с. 26. (На картине изображено утро перед битвой.)

III. Самоопределение к деятельности

— Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая? (Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани.)

Как вы думаете, русское государство и теперь платит дань? (Нет.)

Когда же Русь перестала быть в зависимости от монголь­ских ханов? (Мы этого еще не знаем.)

— Тема урока: «Иван Третий». Какие вопросы у вас возникли? (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Работа в группах

— Прочитайте текст о событиях того времени. Сформулируйте три вопроса. Чей вопрос окажется самым интересным? (Текст для работы в группах.)

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.

Важным событием во времена правления Ивана III было присоеди­нение Новгорода к созданному Московскому государству. Это событие готовилось предшественниками великого князя, начинавшими соби­рание русских земель. Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данни­ком Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев.

Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское вой­ско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие — пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать — хорошо вооруженная кон­ница, в походах ее поддерживала судовая рать — пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

Летом 1480 г. московский князь Иван IIIузнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени начала правления Ивана III Русь тоже изменилась — все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей.

Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тыс. человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (места, где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противопо­ложных берегах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Князь Иван убедился, что монголы че­рез Угру не перейдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда враги, страхом одержимые, побежали...» — записал летописец. Так ушли захватчики с Русской земли.

Этот день — 11 ноября 1480 г. — принято считать днем освобождения Руси от ордынской зависимости.

Игра «Ты мне, ятебе»

(Группы отвечают на вопросы друг друга.)

Работа по учебнику

С.75

— Прочитайте текст на с. 75. Какую новую информацию узна­ли из этого текста?

— Каким был Иван III? (Дальновидным, осторожным и расчет­ливым человеком.)

— Какой решительный шаг сделал Иван III? (Избавил Русь от ордынцев.)

V. Первичное закрепление

1. Сообщения учащихся(По возможности рассказ сопровождается показом слайдов.)

— Что вы знаете о Москве? (При Иване Калите Москва стала центром княжества. Иван Калита отстроил Кремль, стены которого были сделаны из дуба. А Дмитрий Донской возвел белокаменные стены. Значение Москвы возросло.)

Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присо­единив к себе большинство русских земель. Окончательное возвышение Москвы произошло при московском князе Иване III, правнуке Дми­трия Донского. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей. Современники отмечают его осторожность. Он был из тех людей, которые, принимая какое-либо важное решение, следуют пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Избегая излишней поспешности, князь в то же время был скор в своих делах и поступках, как не любил без нужды торопиться, так и не считал нужным проявлять медлительность. Иван III заботился об украшении Москвы.

Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль с его величественными зубчатыми стенами, башнями с высокими шат­ровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Всегда ли Кремль был таким? Нет, не всегда.

Первый Кремль - деревянный — был заложен по приказу Юрия Дол­горукого в 1156 г. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли. Зимой 1238 г. к Москве подступили ордынцы. Москвичи мужественно оборонялись, но дере­вянный Кремль не мог сдержать монгольских полчищ. Сожгли враги Москву. И казалось, никогда сожженной Москве не подняться из пепла, но уж очень удобное место — самое сердце Руси. Отстроили Москву, сно­ва поднялись кремлевские стены из крепкого дуба. Разрослась Москва, стала центром русских земель.

В 1365 г. случилась на Руси засуха, в церкви Всех Святых занялся по­жар, ветер быстро разнес огонь... Через 2 часа не стало Москвы — сгорела от копеечной свечки.

Но не умерла Москва — приступили москвичи к делу, доселе неви­данному: возвели на кремлевском холме стены и башни из белого камня. Не так страшны теперь пожары. Красавицей белокаменной называют теперь москвичи свой город.

Шли годы. Прогнали с Руси ордынцев. Узнали о Москве за преде­лами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных сте­нах, и в конце XV в. построили новый Кремль — из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее. Так что не зря говорят: «Москва не сразу строи­лась...»  В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала соборная площадь. В августе 1479 г. на кремлев­ском холме засиял массивный, изящный и стройный Успенский собор. Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей, оглашали самые важные указы. Его украшают фрески выдающегося русского ху­дожника Дионисия, древние иконы XI—XIII вв.

Замечательный живописец Андрей Рублев создал неповторимые ико­ны для Благовещенского собора. Сооружение это куда меньше пятигла­вого соседа — Успенского собора, но зато благодаря трехглавию, легкое, почти воздушное. Здесь, в Кремле, создавался новый стиль зодчества, который постепенно стал общерусским.

Вскоре здесь встала великолепная Грановитая палата. Ее возвели в 1491 г. итальянцы Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин, перед этим возводившие крепостные стены. Палата вместительна — ее площадь по­чти 500 м2, стены украшены фресками.

В первом десятилетии XVI в. другой итальянский зодчий — Алевиз Фрязин построил новый Архангельский собор, ставший некрополем — усыпальницей московских великих князей и царей.

Гордость площади трех соборов — колокольня «Иван Великий» вы­сотой около 80 м. На ее башне было 34 колокола общей массой свыше 16 тыс. пудов. Их звон любила вся Москва. Одновременно строили сте­ны, ворота, башни Кремля, которые в XVII в. увенчались шатрами. Был построен чудесный Теремной дворец — жилые палаты царской семьи. В XVIII в. на территории Кремля появилось строгое прекрасное здание архитектора Казакова (ныне в нем работают высшие руководители на­шей страны) и Арсенал. В следующем веке к ним прибавились Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата — один из старейших музеев нашей страны. Самый молодой в семье построек древнего Кремля — Дво­рец съездов.

Среди музейных ценностей Кремля выделяется гигант артилле­рийского производства XVI в. — Царь-пушка. Она отлита талантливым русским мастером Андреем Чоховым. Пушке не пришлось участвовать в боевых действиях, однако ее отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях. Масса Царь-пушки около 40 т, длина почти 5,5 м, а диаметр дула, т. е. калибр, составляет чуть ли не метр. Она предназначалась для стрельбы каменной картечью.

Не менее, чем Царь-пушка, известен и Царь-колокол. Отливал его Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733—1735 гг. Масса колокола 200 т.

И Царь-пушка, и Царь-колокол напоминают нам о старинных умельцах, чьи творения вызывают неизменное восхищение. Красно-кирпичный Кремль, воздвигнутый в Москве во времена великого князя Ивана III, за свою долгую историю не раз обновлялся. Реконструиро­вали его и в наши дни. Полюбоваться им ежедневно приходят тысячи экскурсантов.

Работа по учебнику

С 75-78

- Прочитайте текст. Какие изменения произошли в Москве

при Иване III? (Началась перестройка Кремля, возведены кирпичные стены и башни.)

— Вырос ли авторитет Москвы? (Стали охотно посещать Мо­скву посланцы иностранных государей из Италии, Германии, Польши.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...