Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выполнение заданий в рабочей тетради




— Рассмотрите изображения печатей в задании 2 на с. 27. Най­дите среди них печать Ивана III.(2.)

— Прочитайте имена, выполняя задание 4 на с 27. Найдите одно лишнее. Докажите. (Лишнее хан Батый, остальные русские люди.)

Викторина

1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребо­валось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависи­мости? (Еще сто лет.)

2. Кто тогда правил на Руси? (Иван III.)

3. Каким он был человеком? (Дальновидным, осторожным и расчетливым.)

4. Какие изменения к этому времени произошли? (Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.)

5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? (Иван IIIотказался платить дань.)

6. Где встретились русская рать и ордынское войско? (На реке Угре.)

7. Когда это произошло? (В 1480г.)

8. Что произошло на реке Угре? (Несколько раз ордынцы пыта­лись переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстре­ливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.)

9. Какое значение это имело для истории? (Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.)

10. О чем еще заботился Иван III? (Об укреплении Москвы.)

11. Какие изменения произошли в Москве? (Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.)

12. С какими реками соединялись рвы вокруг Кремля? (С Мо­сквой-рекой и с рекой Неглинкой.)

13. Какие оборонительные сооружения имел Кремль? (Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.)

14. Какие архитектурные сооружения были построены в Мо­скве? (Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, построенная для почетных го­сударевых приемов.)

— Прочитайте текст на с. 79—81. О ком этот текст? (Об Ива­не IV.)

— Что интересного о нем вы узнали? (Это был первый царь на Руси.)

Почему его прозвали Грозным? (Он был лют да скор на рас­праву.)

Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? (Узнать, кто такой Иван Третий.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказы­вания детей.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 75—81 учебника.

2. Выполнить задания 1, 5 на с. 26, 28 рабочей тетради.

 

 

_____________________________________

Тема: Мастера печатных дел

Цель:сформировать представления о появлении первой пе­чатной книги на Руси, книгопечатания.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познаватель­ную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять из­вестное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотруд­ничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование:электронное приложение к учебнику, кросс­ворд, тест.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Тест

Вариант 1

1. Какой монгольский хан привел свои войска к реке Угре?

а) Мамай                б) Батый                 в) Ахмат

2. Около какой реки происходила Куликовская битва?

а) Угра                   б) Дон                     в) Волга

3. Сражение на Куликовом поле состоялось:

а) 8 сентября 1380 г.

б) летом 1380 г.

в) 8 сентября 1480 г.

4. Главный храм на Руси:

а) Троицкий монастырь

б) Грановитая палата

в) Успенский собор

Вариант 2

1. Русь освободилась от ордынского ига:

а) в 1480г.              б) в 1380 г.              в) в 1242 г.

2. При каком князе Русь полностью освободилась от от ор­дынского ига?

а) при Иване Калите

б) при Дмитрие Донском

в) при Иване Третьем

3. Были возведены новые кирпичные стены и башни Кремля при:

а) Иване Калите

б) Дмитрии Донском

в) Иване Третьем

4. Объединение разрозненных княжеств — эта задача стояла в период правления:

а) Дмитрия Донского

б) Ивана Калиты

в) Ивана Третьего

Тест

(Учитель может использовать задания теста 11 «Трудные вре­мена на Русской земле» из пособия «Окружающий мир. Разно­уровневые задания. 4 класс».)

Работа в парах

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 1, 5 ,  нас. 26, 28.

Дополнительные сообщения

(Прослушивание рассказа о Москве, составленного от имени иноземного купца, приехавшего по делам в Москву.)

Кроссворд

 

    1              

 

2        

 

 

 

 

  3                
    4            

 

 
  5              

 

 

 

6          

 

 

7          

 

 

 

    8              

 

 

9        

 

 

 

10          

 

 

 

 

 

11            

 

 

12            

 

 

13                

 

1. Богатырь, которого Сергий отправил в помощь князю Дмитрию Ивановичу. (Пересвет.) 2. Один из городов в северо­восточной части русских земель. (Тверь.) 3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV в. (Троицкий.) 4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.) 5. Поле, на котором происходила битва с войском Мамая. (Кули­ково.) 6. В Москву переселялись..., ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой. (Купцы.) 7. Крепость, обнесенная дубовыми стенами. (Кремль.) 8. Татарский воин, уча­ствовавший в единоборстве перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.) 9. Хан, который привел свое войско на Куликово поле. (Мамай.) 10. Мешок, кошель с деньгами, который носили на поя­се. (Калита.) 11. Прозвание князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле. (Донской.) 12. Кто благословил Дми­трия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.) 13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)

— Итак, какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.)

III. Самоопределение к деятельности

— Кого мы можем так назвать — первопечатник? Что вы об этом уже знаете? (Ответы детей.)

- Отгадайте загадку.

Хоть не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. (Книга.)

- О чем же пойдет сегодня речь на уроке? (Высказывания детей.)

- Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мастера печатных дел».)

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради, работать в парах, группах, думать, рассуждать, доказывать свою точ­ку зрения.)

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1.Беседа «Что мы знаем?»

- Назовите материалы, из которых делали древние книги. (Глина, шелк, папирус, железо, пергамен, береста, воск.)

- Вспомните орудия для письма древних книг. (Заостренная камышовая тростинка, писало, костяные или металлические перья, птичье перо, перочинный ножик, чернила.)

- Как назывались книги, написанные пером и чернилами? (Рукописные.)

- Кто записывал, переписывал рукописные книги? (За­писывали монахи, жившие в монастырях, при княжеских дворцах.)

- Какие еще мастера трудились над созданием книги? (Пере­писчики текста, художники, переплетчики.)

Книга - это настоящая драгоценность, над ее созданием в те­чение долгих 10 и более лет трудилось столько людей. Раньше в семье могла быть всего одна книга, по ней учились все дети. Отсюда и пошла поговорка: книга тысячу людей учит.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую мо­сковскую типографию. Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания. (1445г.)

- Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг.)

- Что размещалось в наборной кассе? (Металлические бук­вы — литеры.)

— Почему возникла необходимость в другом способе создания книг? (Рукописные книги были дороги, их очень долго писали; после крещения на Руси стала распространяться грамота.)

2. Работа в группах

(Ученики читают задание на с. 82 учебника и выполняют его.)

V. Первичное закреплениеСообщения учащихся

(Выступления групп. Учитель дополняет рассказы детей.)

Первым выпустил книгу на русском языке Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Труд­но было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к жившим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печа­тают книги. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопе­чатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типо­графии; но она была открыта только в 1563 г., когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года они кончили печать «Апостол». Тотчас же по выходе «Апостола» начались гонения со стороны переписчиков на печатников, и Иван Фе­доров и Петр Мстиславец должны были бежать из Москвы. Их радушно принял гетман Ходкевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» (1568). Любя свое дело, Иван Федоров с целью продолжения его переселился в Львов и здесь в основанной им типографии напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в город Острог, где он напечатал по поручению князя знаменитую «Острожскую библию», первую полную Библию на славяно-русском языке.

— Каково значение начала книгопечатания в России? (В Рос­сии стало больше грамотных людей.)

Игра на внимание

• Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чер­нилами, назывались рукописными.

• Встаньте те, кто знает, что переписывали книги монахи.

• Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги ша­риковыми ручками.

• Встаньте те, кто знает, что перочинный Ножик был необхо­дим для заточки пера.

• Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро.

• Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год на­зывается летописью.

• Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изго­тавливают из древесного волокна.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...