Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа со справочной литературой




— Посмотрите, как толкуется слово «растениеводство» в сло­варе С.И. Ожегова? (Растениеводство наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)

— Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли де­лится растениеводство. (Растениеводство делится на не­сколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.)

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Полеводство

Цветоводство

Овощеводство

Плодоводство

Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль. (Высказывания детей.)

В каждом крае растениеводство зависит от природных усло­вий и имеет свои особенности. Как же человек сделал дикорасту­щие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты.

— Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель с поля (огорода), а что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают лучшие клубни на семена для посадки в следующем году.)

Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хоро­ший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

— Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства. Как удобнее работать? (Удобно поработать в группе, чтобы узнать обо всех отраслях.)

Сколько будет групп? (Четыре - по количеству отраслей.)

V. Первичное закрепление

Работа в группах

Полеводство.Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, их зерна, зерна кукурузы, под­солнечника, картофель; пользуются учебником (с. 189-190).

Овощеводство.Дети получают муляжи овощей. Пользуются учебником (с. 190-191).

Плодоводство. Дети получают муляжи фруктов, иллюстрации ягодных культур. Пользуются учебником (с. 191).

Цветоводство.Дети получают иллюстрации цветов, атлас-определитель. Пользуются учебником (с. 192).

(Ученики готовятся в группах, выполняют записи на с. 86 ра­бочей тетради.)

Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

Полеводство. Эти растения выращивают на полях, значит, это поле­вые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти расте­ния отличаются по форме колосков, у ржи - длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу. У гречихи зерна коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу.

— А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса — пшено.)

— Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и се­мечки.)

— А из льна? (Льняное масло.)

Из льна еще получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. И сегодня одежда из льна очень востребована.

— А картофель? (У него используют в пишу подземные части клубни. Еще из картофеля получают крахмал.)

Овощеводство. Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Ово­щи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в теплицах. Овощные культуры — это капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук и др. Овощи играют огромную роль в питании человека.

Такие овощи, как лук и чеснок, способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их реко­мендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Показ муляжей.)

Игра «Узнай меня»

(С закрытыми глазами учащиеся должны узнать овощ на ощупь.)

Плодоводство. Эта отрасль растениеводства занимается выращивани­ем плодовых культур: яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина. Они полезные и вкусные. (Показ муляжей и рисунков.)

Игра «Узнай меня»

(С закрытыми глазами учащиеся должны узнать фрукт на ощупь и по вкусу.)

Цветоводство.Одни цветы выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, а третьи — в комнате. В теплицах и комнатах цветы выращи­вают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. Мир цветов поразительно разнообразен и красив. (Показ иллюстраций.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Беседа

— Какие отрасли развиты в нашем крае? (Предположения детей.)

— Откуда мы можем получить точный ответ на поставленный вопрос? (Из справочной литературы, краеведческой литера­туры, ресурсов сети Интернет, узнать у взрослых.)

(Ученики узнают, какие отрасли растениеводства развиты в их крае.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполним задание 2 на с. 87.

— Какие культуры относятся к полевым? (Овес, подсолнечник.)

— Какие культуры относятся к плодовым? (Яблоня, малина.)

Какие культуры относятся к овощным? (Чеснок, свекла.)

Какие культуры относятся к цветочным? (Калла, ромашка.)

Выполните задание 3 на с. 87. Объясните свой выбор. (От­вет. В первой строчке лишнее слово «морковь». Это овощ­ная культура среди полевых культур. Во второй строчке лишнее слово «слива». Это плодовая культура среди овощ­ных культур. В третьей строчке лишнее слово «кукуруза». Это полевая культура среди плодовых культур. В четвертой строчке лишнее слово «огурец». Это овощная культура сре­ди цветочных культур.)

Игра «Узнай растение»

Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, ко­торая занимается его выращиванием.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь, овощеводство.)

На сучках висят шары,

Посинели от жары. (Слива, плодоводство.)

Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат. (Подсолнечник, полеводство.)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.)

В поле — метелкой,

В мешке — жемчугом. (Рожь, полеводство.)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство.)

Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь —

Всю руку обдерешь. (Крыжовник, плодоводство.)

Конкурс пословиц

— Вспомните пословицы и поговорки о хлебе.

• Хлеб — всему голова.

• Без хлеба и медом сыт не будешь.

• Без соли, без хлеба — половина обеда.

• Был бы хлеб, а каша будет.

Горька работа, зато сладок хлеб.

• Хлеб — батюшко, вода — матушка.

• Хлебом люди не шутят.

Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, ово­щеводство, плодоводство и цветоводство.)

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 192 учеб­ника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

(Оценивание работы группы.)

— Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

— Что помогло?

— Что помешало?

— Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

— Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

— Как вы оцениваете свою работу в группе?

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 187— 194 учебника.

2. Выполнить задание 4 на с. 88 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщение на тему «Культурные растения мо­его края».

_______________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...