Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Растениеводство в нашем крае




Цели: сформировать представления учащихся о растениевод­стве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; рас­ширить знания о растениях.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно нахо­дить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные — проводить самооценку своих действий.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых куль­тур, раздаточный материал для опроса, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Кроссворд

 

1            

 

 

  2      

 

 

 

3                  
4                  

 

  5                

 

        6        

 

1. Растение с плавающими на поверхности водоема листья­ми и желтыми цветами, занесенное в Красную книгу. (Кубышка.) 2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку. (Бобр.) 3. Детеныш лягушки. (Головастик.) 4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими на­конечниками. (Стрелолист.) 5. Грызун, хорошо плавает и ныряет. (Ондатра.) 6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Рогоз.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: болото.)

Надо ли охранять болота? (Ответ ученика, дополнения.)

— Человек всегда должен задумываться о последствиях своей деятельности. В природе нет ничего лишнего. Докажите на примерах, что водоем является природным сообщест­вом. (Ответы детей.)

—  Расскажите о правилах поведения у водоема. (Ответы детей.)

Тест

1. К искусственным водоемам относятся:

а) реки, моря, океаны

б) водохранилища, пруды, каналы

в) ручьи, реки, озера, моря, океаны

2. Растения водоема — это:

а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник

б) брусника, черника, мох

в) кувшинка, ряска, тростник

3. Санитарами пресных водоемов считают:

а) рака, беззубку

б) прудовика, катушку

в) клопа-водомерку, жука-плавунца

4. Живым фильтром называют:

а)головастиков

б) раков

в) двустворчатых моллюсков

5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются:

а) люди                б) ондатры           в) бобры

6. С водоемами связана жизнь:

а) зябликов, трясогузок, соек

б) цапель, уток

в) лебедей, тетеревов, сов

7. Водоем называют природным сообществом, потому что:

а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным

б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой

в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные жи­вые организмы

8. Болота - это:

а) ненужная и вредная часть природы

б) природное хранилище чистейшей воды

в) место жизни многих растений и животных

9. Хищниками пресных водоемов являются:

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки

б) караси, мотыли, раки

в) циклопы, прудовики, головастики

10. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, по­тому что:

а) это плавает ряска

б) много микроскопических водорослей

в) на дне много ила

(Также учитель может использовать задания теста 6 «Чем бо­гат наш край?» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс».)

Работа в группах

(Класс делится на 4 группы. Каждая группа вытягивает по жребию карточку с вопросом, который обсуждает. Далее перед классом зачитывают вопрос, и группа отвечает на него. Учитель предлагает карточку с правильным ответом. Ученики зачитывают его вслух, делают вывод о правильности своего ответа.)

1. То, что щука — хищник, известно всем. В меню этой пресновод­ной рыбы входят головастики, лягушки, рыбы, небольшие птицы. Она может закусить и своими неосторожными собратьями. Но почему же щуку называют санитаром пресных вод? (Добычей щуки в первую очередь становятся слабые, больные животные. Так хищница-щука помогает очи­стить водоем.)

2. Лягушки - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей, мол­люсков. Головастики питаются подводными растениями, они «грызут» их роговыми зубчиками. Но увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Почему? («Пьет» лягушка кожей своего тела — впитывает воду сквозь кожу.)

3. Водолюбы, водомерки... Почему так называют этих животных? (Водолюбы — жуки, любящие воду. Водомерки скользят по поверхности воды, словно меряют ее.)

4. Почему ряска занесена в Книгу рекордов Гиннесса? (Это самое маленькое цветковое растение в мире.)

Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2,3,5 на с. 82—84 рабочей тетради.

— Какие возникли вопросы?

Сообщения учащихся

— Какое сообщение о бобрах вы подготовили? (Проверка задания 8 на с. 85 рабочей тетради. Выступают же­лающие ученики.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте два определения одного и того же понятия. О чем идет речь? (О растениеводстве.)

1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений.

2) Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декора­тивных, целей.

— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Растение­водство в нашем крае».)

— Что вам уже известно по этой теме? (Ответы детей.)

— Что вам еще хотелось бы узнать? Сформулируйте свои во­просы.

 (Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Рассказ учителя

Вдалекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов при­роды: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала лю­дям зерна и корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, вы­росли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это про­росли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна — получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выра­щивать растения рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой ее поросят. Детенышей помещали в загон, кор­мили их, растили. Так возникли земледелие и скотоводство. Время шло, развивался человек, совершенствовалось земледелие — все разнообразнее становились растения, которые он выращивал. Вы­растить хороший урожай — дело непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созрев­шие плоды. Так образовалась наука — растениеводство.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...