Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социопатогенная семья и ее типы




В зависимости от того, какой фактор неблагополучия является исходным и определяющим дезорганизацию семьи вы­деляют следующие типы социопатогенной семьи: проблемные, конфликтные, педагогически несостоятельные, семьи с мещанско-потребительской психоло­гией и неполные семьи.

Наиболее многочисленную группу составляют проблемные се­мьи. Для них типична напряженность внутрисемейных взаимоотношений, что дополняется конфликтом с другими социальными инсти­тутами (неадаптированность родителей к труду, алкоголизм, пьянство). Деморализующая среда этих семей, ориентация на псевдоценности концентрирует в себе одновременно комплекс отрицательных факто­ров, таких, как пьянство, хулиганские выходки, нецензурная брань, проявле­ние жестокости членов семьи по отношению друг к другу, чаще всего отца к детям и жене. Социально-психологическая атмосфера в такой семье всегда напряженная, а следствием этого является отсут­ствие позитивных эмоциональных связей между детьми и родителями. Ос­новной метод воспитания в таких семьях - угрозы и телесные наказания. Со­ответственно и дети относятся к родителям с неприязнью, презрением. Дети данной категории семей отличаются повышенной нервозностью, раздражи­тельностью, агрессивностью. Чтобы выжить им приходится быть грубыми, лживыми, жестокими, замкнутыми, трусливыми. Со временем эти качества превращаются в привычку и выражаются в таких отклонениях в поведении, как бегство из дома, бродяжничество, воровство, употребление спиртных напитков.

Этот тип семей наиболее опасен тем, что разрушение социально ценностных связей, как с семьёй, так и с окружающей средой обуславливает нравственно-психологическую деформа­цию личности детей и во многом предопределяет их противоправное поведение. При этом, чем более семья не благополучная, тем более она изолирована от социального воздействия извне. Социальный опыт молодого человека склады­вается преимущественно из представлений, отражающих быт этих семей.

Вторую группу составляют конфликтные семьи, в которых между родителями посто­янны конфликты, вызванные различием взглядов, интересов, утратой чувств, что, деформирует личность всех ее членов. Конфликты, ссоры вынуж­дают супругов сосредоточить своё внимание на урегулирование своих отно­шений, что, несомненно, ослабляет эмоциональные и интеллектуальные кон­такты родителей с детьми. Нередко дети становятся средством в руках кон­фликтующих сторон, каждый из родителей апеллирует к ребенку, стараясь привлечь их на свою сторону, при этом не редко прибегают к некоторым безнравственным средствам: задабриванию, подкупу ребенка, выставляют проти­воположенную сторону в самом невыгодном свете. Подросток быстро при­спосабливается к сложившейся ситуации и начинает использовать подобное положение в семье с выгодой для себя, а с возрастом все более отдаляется от обоих родителей. Напряженная психологическая атмосфера в семье толкает молодого человека на улицу, где он нередко вступает в группы с асоциальной направленностью.

 Во внешне благополучных семьях могут вырасти дети, имеющие в своем поведении отклонения от нормы. Чаще всего это связано с педагогической беспомощностью родителей, их пассивностью, неумением, а порой и нежеланием осознавать всю сложность воспитательных задач, стоя­щих перед ними. Педагогически несостоятельные семьи, характеризующиеся утратой контакта с детьми и контроля над ними. Речь идёт о семьях, в которых нет очевидных источников негативного влияния на детей, но в силу недос­татка образования, отсутствия педагогической культуры, а также загружен­ности на работе либо плохого состояния здоровья родители не могут пра­вильно воспитывать детей.

Один из педагогических просчетов в этих семьях - односторонность воспитания, освобождение детей от каких-либо обязанностей перед семьей, формирование потребительского отношения к семье. Для родителей этой категории семей характерны такие черты, как мягкость, неумение или не способность руководить детьми. Требования таких родителей не настойчивы, а их распоряжения и просьбы дети не редко игнорируют. Зачастую родители удовлетворяют завышенные материальные потребности детей, забывая о том, что ребенок вырастает полноценным человеком тогда, когда он сам проявляет душевную заботу о близких. В результате у детей формируется устойчивое стремление требовать любой ценой, отсут­ствует привычка к самоограничению.

Не менее ошибочным является авторитарный тип семейного воспитания, который выражается в чрезмерной опеке детей, ограничивая их само­стоятельность и инициативу, в требовании со стороны родителей неукосни­тельного выполнения всех их распоряжений. Зачастую эти требования обле­каются в форму грубого подавления подростка, оскорбления его достоинства, частых наказаний. В переходном возрасте обостренное чувство гордости уже не позволяет подростку унижать себя и порождает явное не подчинение родителям, открытый протест, который возникает систематически и по любому поводу. У детей из семей с авторитарными методами воспитания формули­руются такие негативные черты, как лживость, замкнутость, жестокость по отношению к слабым и угодничество перед сильными. Они часто уходят из дома, бродяжничают. Оппозиция подростка по отношению к родителям опасна тем, что негативное отношение к ним начинает переноситься на всех взрослым.

Встречается также педагогическая пассивность родителей, вызванная их чрезмерной занятостью на работе, достижением успехов во внешней деятельности, продви­жением по службе, личным творчеством. Детям предоставляется чрезмерная свобода. В этом проявля­ется скрытая или явная беспечность родителей, граничащая с безответствен­ностью. Свою любовь к детям родители выражают преимущественно с по­мощью дорогих подарков. По их мнению, предоставление детям больших материальных возможностей означает воспитание, участие в жизни сына или дочери. Теряя эмоциональные и духовные контакты с родителями, дети оказываются предоставлены сами себе и нередко оказываются лёгкой добычей порочных соблазнов: дурных компаний, хулиганских по­ступков, воровства, употребления спиртных и наркотических веществ. Контакты таких родителей с детьми но­сят случайный характер, хотя внешне создается впечатление хороших отно­шений.

Семьи с ориентацией на потребительство и материальные ценности стали составлять значительную часть наших семей. Членов семьи объединяет забота и согласие, но все содержание семейной жизни их ограничено узкими эгоистическими мо­тивами, не выходящими за рамки домашнего благополучия и устроенности. Негативное влияние взрослых членов семьи на молодое поколение проявля­ется в основном косвенным путём: нездоровые разговоры в семье в присут­ствии детей о том, что окружающие люди легко преступают этические нор­мы и законы, если уверены в своей безопасности. Этой семье присуще насто­роженное, недоверчивое отношение к окружающим, лицемерие и неискрен­ность. В таких семьях высоко ценят предприимчивость и ловкачество, ради денег здесь готовы на любые действия. Они гордятся своим материальным достатком и с пренебрежением относятся к тем, кто его не имеет. Имеет место и пассивное потребление культурных ценностей. Молодому человеку, воспитанному в такой семье, где приобщение к культуре осуществляется в основном по престижным соображениям, чужд реальный смысл возвышен­ных чувств. Расчетливость в подходе к человеческим отношениям, завышенная самооценка и неумение соотносить свои действия с нравственными ценностями, принятыми в обществе толкают подчас несовершеннолетнего на противоправные поступки.

Неполные семьи становятся все более распространенными, восновном это материнские семьи. Причиной непол­ноты семей может быть пьянство, ал­коголизм и аморальное поведение отца и мужа, пребывание его в местах лишения свободы, смерть отца. 1/3 подростков - правонарушителей формиро­валась в неполных семьях. Воспитательные возможности непол­ной семьи в сравнении с полной и благополучной ограничены: в условиях неполной семьи объективно затруднен контроль за подростком, не редко та­кая семья испытывает и материальные трудности. Отсутствие отца (матери) лишает детей возможности знакомиться с различными вариантами социального опы­та и может повлечь за собой односторонний характер их нравственного раз­вития.

Отсутствие отца в семье - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения молодого человека. Она действует не сама по себе, а в со­четании с другими: длительным воздействием конфликтной ситуации на детей до развода родителей, аморальным поведением матери или отца, их низким профессиональным и культурно-образовательным уровнем, материально-бытовыми трудностями семьи, её слабой связью с родными, со школой.

Все типы социопатогенной семьи нуждаются в юридическом воздействии, активной социальной помощи по налаживанию отношений между супругами, родителями и детьми, психологическом сопровождении детско-родительских отношений. 

 

Асоциальная семья

К асоциальным семьям относят: семьи с пьющими родителями - (одним или обоими) - алкоголиков; семьи наркоманов; семьи, где применяется насилие над членами семьи (обычно женщины, дети, старики); семьи бомжей, аморальные семьи.

В асоциальной семье нарушается нормальный ритм жизни. Например, наркозависимые родители теряют контроль над собой, не соблюдают нормы поведения при детях, постоянно вступают в конфликт между собой и даже в драки. Дети живут в стрессовых ситуациях, порою испытывают страх и ужас перед родителями. Такие дети унижены и оскорблены.

Грубость и насилие в отношении детей ожесточает их, тормозит физическое, психическое, духовное развитие. В попытке каким-либо образом приспособиться к трудной ситуации, избежать жестокости старших, подростки прибегают ко лжи, хитрости, лицемерию. Но зачастую дети подражают родителям и ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, бродяжничают, ссорятся, совершают хулиганские поступки.

В аморальной семье отсутствуют зоны согласия, стремление к общим целям. Более того, сам конфликт и есть та цель, ради которой люди живут вместе. При этом все происходит по прин­ципу «чем хуже, тем лучше». Формы поведения и отношений в такой семье самые резкие, негативные.

Причины появления асоциальных семей представляют интерес ввиду их все большей распространенности. Психологи и психоаналитики считают, что действует комплекс причин:

1) Родительское программирование: судьба каждого человека, в том числе и пьющего, во многом определяется тем, какой жизненный план сло­жился у него в подсознании в раннем детстве. Дети, выросшие в семьях, например, алкоголи­ков и запомнивших как их родители начинали улыбаться, петь и смеяться и ласкать их после того, как появлялась заветная бутылка, т.е. вырабатывается формула «пить – хорошо» и дети запоминают именно это. Взрослея, люди повторяют судьбу родителей, зачастую на бессознательном уровне, и если они не становятся пьяницами, то жить хорошо им все равно не удается, многочисленные проблемы сопровождают их. Другие сценарии бывают редкими.

2) Жизненные обстоятельства. Их влияние на человеческую судьбу ог­ромно. Обстоятельства могут быть благополучными или нет, подталкиваю­щими или удерживающими от асоциального поведения. Здесь и неспособ­ность бороться с неудачами и личные драмы, и профессиональные неудачи.

Чаще всего асоциальные семьи составляют люди со слабой, неустой­чивой психикой, любые сложности и трудности для которых - толчок к зло­употреблению спиртных напитков. Неумение разобраться в самом себе и ок­ружающих заставляет постоянно ссориться, разводиться. Из-за этого растет число одиноких матерей и их детей.

3) Условия жизни - это третий и весьма важный причинный фактор появления асоциальных семей. Условия жизни могут напрямую влиять на злоупотребление алкоголем: жизнь в коммунальной квартире или бараке совсем не та, что в благоустроенном частном доме или собственной квартире. К условиям жизни можно также отнести и неудовлетворенность тру­дом, низкую заработную плату, неумение использовать свободное время, не­хватка средств. Важны еще и конкретные социальные, экономические и поли­тические перемены в жизни общества.

Особо необходимо остановиться на семьях, в которых есть алкоголик. Алкогольные проблемы универсальны, не знающие ни националь­ных особенностей, ни географических различай и границ.

На первый взгляд семьи с алкоголиком или пьяницей могут отличаться друг от друга во всех отношени­ях, там происходят разные события. Но психологически и по поведению членов семьи они сходны. Ложь пронизывает внутрисемейные отношения и проникает дальше, за­хватывая круг друзей, соседей. Увёртки, обман, воровство средств семьи ради приобретения спиртного становятся обычными ком­понентами жизни. Дети всеми силами стремятся скрыть «позор семьи2.

В таких ситуациях нередко присутствует насилие, оскорбления, даже изощренные пытки, что вызывает психоневротические состояния у детей, женщин, ведет к заниженной самооценке, которая может сохраниться в течение всей жизни.

Типология семей, в которых есть лица с алкогольной зависимостью:

1) Семьи с пьющими отцами. Таких семей большинство, гораздо больше семей с пьющими матерями. Они отличаются тем, что отношения между их членами напряжены, дети обычно или очень боятся своих пьющих отцов и делают все, чтобы угодить им и не вызвать гнев, а отцы могут заниматься рукоприкладством, избивать своих детей, выгонять их из дома или заставлять выполнять непосильную работу по дому и хозяйству, или же, напротив, дети в таких семьях растут без присмотра, отцов не уважают и не бояться, грубят им и мстят всевозможными способами за унижения и обиды, публично высмеивают их и унижают. И в одном, и в другом случае сложное отношение вырабатывается у детей к матерям. Многие жалеют их и пытаются помочь, другие, напротив, обвиняют в существующем положении именно матерей, считая, что они не сумели наладить семейные отношения. Женщи­ны, сталкиваясь с пьянством мужа, всегда испытывают стрессы, многие те­ряют уверенность в себе, в жизни, в завтрашнем дне. Всегда часты ссоры, конфликты, побои, насилие. Не всегда есть возможность разойтись из-за русской жалости или жилищной ситуации.

Семьи с пьющим родителем - матерью. Положение здесь еще хуже. Женщине изначально отведена роль хранительницы очага, домохозяйки. Пьющие матери забрасывают, как правило, все свои домашние обязанности (или выполняют их частично), мало внимания уделяют детям, мужу, не заботятся о них, порождая неправильное понимание и восприятие детьми семей­ного уклада, социальных ролей мужчины и женщины. Дети вырастают, не зная заботы и ласки, постоянно испытывая чувство стыда, злости, разочаро­вания и унижения. У мальчиков, выросших в таких семьях, наблюдается неадекватное отношение к девочкам, в зависимости от отношения к матери. Обычно у детей из таких семей развивается комплекс неполноценности, по­этому они обычно очень управляемы, ведомы и зависимы, или, наоборот, жестоки и злы.

3) Семьи с пьющими обоими родителями. В семьях, где пьют оба роди­теля все изложенные ранее негативные факторы усугубляются в несколько раз и отношения как между супругами в семье, так и между ними и детьми, ними и родственниками носят напряженный характер. Дети растут неуправ­ляемыми, предоставленными сами себе, часто «уличными» подростками, у них сдвинуты рамки понимания хорошего и плохого, нет морально-этических принципов и устоев.

 В результате в семьях, где есть лица с алкогольной зависимостью, у всех ее членов может возникнуть изменение личности, рассматриваемое как сопротивление: истериче­ское, психопатическое, шизоидное и т.д. Нередко измучившись от совместной жизни с алкоголиками, другие члены начинают пить, потреблять наркотики или становятся на путь преступлений. Лучшим вариантом является понимание, что такая семья губит человека, что необходим развод. Но наиболее тяжелое положение родителей, если их дети пьют, ведь с детьми не разведешься.

Следовательно, во всех рассмотренных типах семей наблюдается деструкция брачно-семейных отношений, ссоры, разводы, болезни и всевозмож­ные негативные последствия как для самих членов семьи, так и для всего общества в целом.

Следующий тип семей – семьи, в которых применяется насилие, что порождает социально-психологические проблемы. На данный момент в нашем обществе сложилась такая обстановка, при которой люди, подвергавшиеся насилию в собственной семье, собственном доме, практически не могут найти помощи. Преступления на бытовой почве, совершаемые в семье, в том числе и убийства, составляют до 30% от общего количества. Объектом насилия может стать каждый член семьи.

Виды насилия, совершаемого в семье: физическое, сексуальное, психологическое, экономическое (С.Иванченко, Г.Силласте, Л. Олефир).

Физическое насилие совершается в виде избиения, пыток, принуждения бить других. Жестокость порождает жестокость, а она выплескивается из семьи в общество. Недаром 95% людей, содержащихся в колонии, говорят о том, что в детстве испытывали насилие или были его свидетелями в семье. Это лишь маленькая часть свидетельств преступлений, совершаемых в семье, касающаяся детей и только физического насилия. Специальной статистики случаев насилия в семье у нас не существует.

Сексуальное насилие чаще всего совершается родителем над несовершеннолетним ребенком. Во всех существующих ныне мировых культурах инцестные сексуальные отношения строго запрещены. Этот запрет сложился в древнейшем обществе и имеет, прежде всего, социально-психологическое обос­нование. К инцестным относят сексуальные отношения между родителями и детьми, взрослыми детьми и младшими (инцест первого порядка), между отчимом и падчерицей, сводными сестрами и братьями, которые не являются кровными родственниками (инцест второго порядка). Есть «сексуальное контактное насилие», «сексуальные оскорбления», демонстрация своего обнаженного тела. В 90% актов агрессоры - это мужчины.

Среди родственников наиболее частыми фигурами, применяющими насилие, выступает отец, отчим, опекун. Реже, но также достаточно часто это брат, дедушка, дядя. Вовсе не обязательно инцестное насилие осуществляют алкоголики и им подобные. Нередко насильниками оказываются вполне бла­гопристойные люди. Девочки подвергаются сексуальному насилию чаще, чем мальчики, но по отношению к мальчикам насилие сопровождается, как правило, более сильной агрессией и ведёт к тяжёлым психологическим и фи­зическим последствиям.

В семье с инцестом отсутствует обычная привязанность и взаимное до­верие. Это семьи без настоящей любви. Роль матери в се­мье пассивна: она отсутствует либо физически, либо психологиче­ски (всегда и во всем соглашается), поэтому с ней никто не считается. Часто мать знает об инцесте, но молчит или соглашается с этим. В таких семьях много секретов друг от друга, шантажа и запугивания. Ужасны психологические последствия содеянного для будущей жизни такого ребёнка. Будучи взрослыми, такие женщины боятся обнять своего ребёнка, а в отношениях с мужчинами, в том числе и с мужем, всегда напряжены. Такие напряженные установки не могут ста­билизировать семейные отношения. Все эти последствия сопровождают че­ловека на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Экономическое насилие заключается в контроле одним из членов семьи всех финансовых, материальных ресурсов и оставлении других без средств, кроме самых необходимых, плохое питание, обособление пожилых. Так, жена берет всю зарплату мужа и выдает ему ограниченную сумму, родители не дают своим детям карманных денег. У людей есть разнообразные потребности, и если они не удовлетворяются, то возникает психологическое напряжение, озлобленность. Дети чувствуют свою неполноценность, если у них нет того, что имеет большинство сверстников, они становятся изгоями.

Психологическое насилие – это давление на человека, оскорбления его, подчеркивание имеющихся или мнимых недостатков, эксплуатация. Физической акции часто предшествует словесное оскорбле­ние в виде уничтожающей его человеческого достоинства брани. Жертвам внушается чувства бесполезности, не компетентности, не привлекательности, не значительности и их не полноценности. Психологическое насилие может снизить самооценку жертвы и вынудить её признать свою вину, в насилии совершенным над нею же

Термин «домашнее насилие» означает агрессивные насильственные действия, совершаемые соз­нательно в отношении членов семьи или других домочадцев. Угрозы, побои, сексуаль­ные домогательства и даже убийства постепенно становятся атрибутами семейно-бытовых отношений многих семей. Семья перестаёт быть гарантом безопасно­сти для стариков, женщин и детей. Она превращается в опасную зону пре­ступлений против личности. Жизнь в семье в соответствии с традицией протекает за закрытыми дверями и вторжение в неё рассматривается как посягательство на частную жизнь.

Следовательно, поведение в семье менее всякого другого доступно механизмам общественно­го контроля.

На отношение общества к домашнему насилию оказывает влияние и особенности восприятия. Общественное мнение весьма противоречиво, часто возлагает вину на жертву, которая подвергается насилию и проявляет пассивность. Повсеместно наибольшее сочувствие вызывают са­мые беспомощные жертвы. В эту категорию попадают младенцы и дети младенческого возраста, поскольку совершенно ясно, что они не в состоянии се­бя защитить. Взрослые люди - жертвы насилия имеют возможность выбора, смены опасного места пребывания, обращения за помощью.

Типичная модель семейной жестокости представляет собой применение силы по отношению к самому слабому. Сила может быть физической или опреде­лятся статусом. Оба эти вида превосходства имеют место в случаях семейного насилия над взрослыми. В большинстве случаев ни избитые женщины, ни избитые пожилые люди не обладают физической силой, достаточной для то­го, чтобы вступить в борьбу или сопротивляться своим тиранам. Следует учесть, что не все обладают способностью быстро восстанавливать физические и душевные силы, а стало быть, выздоравливать.

 Случаи домашнего насилия характерны для всех социально-экономических слоев населения, для всех этнических и профессио­нальных групп. Большинство жертв составляют незамужние женщины, которые испытывают насилие со стороны сожителя. Многие жертвы насилия имеют физи­ческие и умственные недостатки, что делает их полностью зависимыми от других членов семьи, ибо сами они не в состоянии обеспечить себя питанием, лекарствами и т.д.

Каждый, кто живет в доме, где господствует насилие, не чувствует себя в безопасности. Домашний террор оказывает влияние на всех членов семьи, независимо от того, касается он их лично или нет. Все должны к нему как-то приспосабливаться. Последствием такого террора могут стать страх, подавленность, подозрительность, эмоциональная и физическая отчужденность и удушающая атмосфера в семье, особенно при расхождении во мнениях.

С домашним насилием наиболее часто связывают четыре социально-психологических фактора, имеющих отношение ко всем жертвам семейного насилия, а именно стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную подверженность насилию. Остановимся на их характеристике.

Стресс вызывает множество проблем, способных повысить уровень напряженности и привести к жестокости. Это разногла­сия в воспитании детей, неудача супружеских отношений, безработица, болезни и необходимость медицинской помощи, попытки добыть средства на алкоголь или наркотики. Тип и источник стресса не менее важен, чём его интенсивность. Связанность семейными обязанностями, неучастие в делах социума и наличие ограниченной системы социальной поддержки, отсутствие возможности во внешней среде обозначить свою проблему увеличивают риск насилия.

Изоляция истязаемых, избиваемых женщин, детей, пожилых состоит в ограничении их контактов с окружающими, контро­ле за всеми их контактами с родными и друзьями, запрете на обу­чение или работу.

Алкоголизм (наркомания) вызывает попытки добыть деньги для покупки наркотиков и алкоголя путем обмана, воровства или физического насилия.

Изначальная приверженность насилию сложилась в тех семьях, где воспроизводится стереотип насильственных действий, полученный с детства. Жизнь человека может сопровождаться руганью, оскорблениями, избиениями, принуждением. Полученный социальный опыт негативного характера преодолевается волевыми усилиями, но многим проще решать свои проблемы через насилие.

Почему существует домашнее насилие? Одни объясняют это национальными традициями воспитания и взаимоотношений супругов, другие тем, что личность может утвердиться, стать авторитетной в семье благодаря насилию.

Психологическую, юридическую и материальную помощь семьям, женщинам, пожилым и детям, подвергшимся насилию, оказывают учреждения социальной зашиты: реабилитационные службы центров социальной помощи семьям и детям и центров социального обслуживания, кризисные центры и т.д. Они занимаются как профилактикой пьянства, алкоголизма и других негатив­ных явлений в неблагополучных семьях, так и реабилитацией жертв насилия, координируют свои действия с медицинскими, педагогическими учреждениями, службами органов правопорядка.

Значительное место в культуре семейных отношений, укреплении семьи, в профилактике негативных явлений принадлежит семейно-бытовой обрядности. События, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни - рождение, свадебные торжества, раз­личные юбилеи, дни отдыха носят не только «жизненный» характер, а приобретают социальное значение. Праздник без спиртного или с его ограниченным количеством, под началом специалиста по организации и проведению торжества превращается в веселый карнавал, где всем найдутся роли. Такой праздник останется в памяти, ему присущ высокий эстетический уровень, эмоциональность, образность, выразительность. В ряде регионов страны существует такая форма комплексной антиалкогольной работы, основанной на индивидуальном подходе, как патронаж алкогольных семей. Специалисты всех учреждений социальной сферы совместными усилиями выявляют семьи, где родители - алкоголики и приобщают подростков к пьянству. В отношении каждого члена такой семьи принимаются профилак­тические меры медицинского, воспитательного и правового характера. В такой работе также участвуют социальные работники, которые ока­зывают семьям психологическую помощь, помогают материально.

Таким образом, общество оказывает помощь и уделяет внимание проблемным семьям, стремится утверждать здоровый образ жизни, организует профилактические мероприятия, направленные на укрепление семьи, преодоление антиобщественного поведения в семье.

 

Вопросы для повторения

1 1 Каковы причины существования социопатогенной семьи?

2 В чем состоит деморализующее влияние социопатогенной семьи на семейную жизнь и воспитание детей?

3 Каковы особенности проблемной семьи?

4 Дайте характеристику конфликтной семье.

5 В чем негативное влияние семьи, ориентированной на потребительство?

6 Что понимается под асоциальной семьей?

7 Какова социально-психологическая атмосфера в асоциальной семье?

8 Как помочь семье, имеющей в своем составе алкоголиков?

9 В чем проявляется домашнее насилие? В чем его опасность для семьи и ее членов?

10 Каковы участники социальной работы с социопатогенной и асоциальной семьей?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...