Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье




Среди проблем неполных семей актуальной предстает про­блема ее функционирования как института воспитания и социализации детей.

Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелями, участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующого характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой, совместно с дедушками и бабушками, жизнь в конфликтной семье. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Проблемы социализации детей в неполной семье связаны с такими факторами, как:

1) Малообеспеченность семьи.

2) Качество здоровья детей. Педиатры, исследующие уровень здо­ровья детей, зафиксировали, что дети из неполных се­мей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хро­ническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. На состояние болеющего ребенка влияет ситуация стресса развода, послеразводная адап­тация матери, требующей от нее сочетания функции материального обеспечения семьи и исполнения материнских обязанностей по воспитанию и укреплению здоровья детей, социально-бытовая и жилищная неустроенность, низкая медицинская культура и привычка к самолечению. Нередко в неполных семьях для матери характерно наличие вредных привычек курения, употребления алкоголя, несоблюдение гигиенических норм жиз­ни.    

3) Понижение социального статуса семьи. Специфический образ жизни семьи с одним ро­дителем связан не только с материальными трудностями. Женщина испытывает большую перегрузку, она не в состоянии выполнять за мужа работу по дому. Отсутствие отца еще не есть проблема. Но рядом нет мужа. Молодые женщины надеются выйти замуж, ведут поиски потенциального супруга, меньше внимания уделяют детям, предоставляя их самим себе. Разведенная женщина и ее дети не всегда встречают доброжелательное отношение к себе со стороны социума.

4) Психологические аспекты взаимоотношений матери и детей. Матерям далеко не всегда удается осуще­ствлять полноценный контроль за детьми и влиять на их поведение. 

Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания является показатель идентификации детей со своими родителями. Возникают следующие типичные ситуации межличностных отношений родителей и детей:

- формирование не­гативного, порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю, рост авторитета матери как един­ственного оставшегося в семье взрослого и кормильца;

- равновесие в оценке родителей, подражание в равной мере отцу и матери, сохраняя доброе отношение к покинувшему родителю, причинившему ему боль и страда­ния;

- ненависть к обоим родителям, что отражается в стремлении быть непохожими на кого-нибудь из них.

Дети разведенных родителей обсуждают ситуацию близкими, с друзьями, получают от них разные советы, чаще не способствующие душевному равновесию ребенка. Значительная часть детей из неполных семей принимает важные для себя решения самостоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, мы можем говорить о феномене мас­сового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие.

Негативное влияние развода на социальную адаптацию детей проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родите­лями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности. Ряд исследователей отмечает снижение познавательных установок у детей развода, низкую школьную успеваемость и слабо выраженное стремле­ние к достижениям, преобладание низкой самооценки. Как правило, дети, растущие в неполных семьях, получают более низкий уровень образования, а впоследствии более низкий уровень доходов. От матери требуется множество усилий, чтобы шансы ребенка на успех были бы равными с детьми из полных семей. 

Неполная семья, возникшая вследствие развода, с точки зрения ее воспитательного потенциала наиболее уязвима. Развод и предшествую­щий ему конфликт в семье деформируют психику, нравственное и эмо­циональное развитие ребенка, препятствуют его полноценной социализа­ции. Но если развод позволяет жить без насилия и деспотизма отца, то он выступает как средство оздоровления внутрисемейных отношений.

 В неполных семьях имеется позитивный воспитательный потенциал. Так, в послевоенные годы дети брали на себя социальные роли и функции родителей, ответственно относились к уходу за младшими детьми и стариками, ведению домашнего хозяйства, учебе. Отдельные исследования ставят под сомнение однозначную оценку негативности воспитательного потен­циала неполных семей. Современные исследования показывают, что в благополучных неполных семьях дети вырастают ответственными и самостоятельными.

В неблагополучной неполной семье отмечается высокий уровень тревожности, свойственный детям развода. Тревожность детей можно рассматривать как реакцию на объ­ективные трудности функционирования неполной семьи и личные про­блемы детей как следствие семейного неблагополучия. Обостренное бес­покойство детей о здоровье близких объясняется их опасениями поте­рять единственного оставшегося с ними родителя. Это тревожное чувст­во формируется у детей развода уже на первом этапе распада семьи и сопровождает их до достижения полной социальной и материальной са­мостоятельности. Развод в семье значительно повышает частоту кон­фликтов ребенка с родителями, а отсюда тревожность, связанная с не­обходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт. В неполной семье зна­чительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к созданию собственной семьи и семейной жизни. Вероят­ность распада брака у воспитанных в неполных семьях значительно выше, чем у выросших в полных.

Психологи обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной семье мужчины одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Но женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской муж­ской требовательностью, строгостью и авторитарностью. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. На основании результатов психологических тестов исследователи приходят к неутеши­тельным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной се­мье более низкое, чем девочек. Мальчики в неполной семье чаще испы­тывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей. Дети развода больше подвержены психологиче­ской деформации личности и различным комплексам.  

Одинокий роди­тель сталкивается с необходимо­стью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, и новым моделям взаимодействия, если он хочет стать относительно надежной опорой для своего ребенка. В этом случае край­не необходимо научиться справляться со стрессовыми факторами, про­явить гибкость, адаптируясь к переменам. Одинокий родитель и его ре­бенок постепенно приходят к новым взаимоотношениям с окружающим миром и к соответствующему самосознанию.

Семьи с одним родителем, с неизбежными нестабильностью и проблемами, требуют особого внимания со стороны специалистов социальной работы. Экономические проблемы этих семей, их социальные и эмоцио­нальные возможности являются предметом постоянного внимания про­фессионалов. Так, в г. Красноярске при Центре соци­альной помощи семье и детям «Качинский» созданы клубы для детей, подростков и родителей. Руководят ими специалисты центра. Вся работа четко спланирована. Здесь часто проводятся встречи, вече­ра, женщины общаются, делятся своими проблемами, занимаются руко­делием. Дети выступают перед родителями с концертами, устраивают выставки творческих работ. Эти клубы является прекрасным средством профилактики на­пряженности в семье, позволяют увидеть себя членам семьи со стороны. Родители получают консультации по вопросам социализации.

Центры социальной помощи семье и детям г. Красноярска разрабатывают социальные проекты поддержки неполных семей. Типичными являются следующие меры социальной помощи неполной семье:

1) Привлечение детей и подростков из неполных семей в творческие кружки.

2) Наблюдение и консультации психолога, социального педагога.

3) Организация отдыха и досуга детей в каникулы.

4) Обучение родителей навыкам воспитания детей без второго родителя.

5) Постановка на учет в органы социальной защиты.

6) Привлечение общественных организаций к воспитанию семьи.

7) Организация взаимодействия учреждения образования и семьи.

8) Профилактика девиантного поведения всех членов семьи.

Проблемы неполной семьи являются предметом внимания российского правительст­ва. Государственная семейная политика в РФ направлена на повышение уровня социальной защищенности неполной семьи: принимаются нормативно-законодательные акты, федеральные программы социальной помощи и поддержки семьи. Все эти дей­ствия правительства, безусловно, способствуют адаптации семей к со­временным социальным условиям российского общества.

 

Вопросы для повторения

1 Каковы источники формирования неполных семей?

2 Какие типы неполных семей выделены в научных исследованиях?

3 Дайте характеристику материальному положению, воспитательному потенциалу неполных семей.

4 Как в неполной семье осуществляются функции семьи?

5 Какая социальная поддержка оказывается неполной семье в социальных учреждениях?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...