Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 19 Семейная политика в Российской Федерации




План

1 Сущность семейной политики

2 Принципы семейной политики

3 Правовое обеспечение семейной политики в Российской Федерации

 

Сущность семейной политики

В условиях социальных изменений в России семья в начале 90-х годов ХХ века стала объектом государственной политики. В Конституции РФ провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). В отношении семьи была разработана особая семейная политика и созданы соответствующие государственные структуры, проводящие ее в жизнь. Ее предпосылками была научная оценка состояния семьи в России, обозначеная как «кризис семьи», «дезорганизация семьи», «переход к семье постиндустриального общества». За данными понятиями стоит осмысление противоречивых процессов, происходящих в семье, во взаимодействии семьи с другими социальными институтами, в которых также наблюдаются кризисные процессы.

Семейная политика - это целостная система принципов, оценок и практических мер, предоставляющих семье с детьми определенные социальные гарантии материального и социального благополучия и духовного развития. Семейная политика обращена ко всем типам семей, но в зависимости от проблем самой семьи, меры социальной поддержки могут быть различными.

Основными субъектами семейной политики являются государство, неправительственные организации, религиозные и национальные общины, общественные объединения, общественные и частные благотворительные фонды, частные лица, семьи. Они осуществляют деятельность, направленную на укрепление семьи и обеспечение условий для реализации ее функций. Ведущая роль в разработке и реализации семейной политики принадлежит государству, как органу власти, имеющему в своих руках определенные финансовые, организационные, административные, профессиональные ресурсы. Поэтому термин «государственная семейная политика» подчеркивает ведущую роль государства в организации социальной поддержки семьи. Однако без усилий каждой семьи улучшить свое благополучие, сохранять и соответствовать семейным ценностям, воспитывать своих детей достойными гражданами, образованными и культурными членами общества все меры семейной политики будут лишь частичными.

Государственная семейная политика рассматривает семью как важнейшую часть общества и предоставляет ей полноценный социальный статус, учитывает ее интересы в процессе социально-экономического и культурного развития. Государство гарантирует макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельного функционирования семей в обществе, осуществляет учет потребностей и проблем семьи, способствует реализации прав и интересов семей в процессе их жизнедеятельности, создает условия для осуществления суверенитета семей и их развития. Если бы государство не вело такую деятельность, то миллионы семей остались бы один на один со своими проблемами.

Существует преемственность в осуществлении помощи семье. В советское время декларировалась ценность брачно-семейных отношений, детей, а трудные условия существования семьи объявлялись временными. С 1917 года до середины 60-х годов ХХ века наблюдалась суперэтатизация (сверхогосударствление) всей социальной жизни, вмешательство в дела семей. С середины 60-х годов стали расти разводы, сожительство, сокращаться рождаемость. Бедные люди, живущие в небольших квартирах и имеющие небольшую зарплату, не могли позволить себе иметь много детей. Меры финансовой поддержки семьи были столь незначительны, что не воздействовали на семью. Растущая социальная дифференциация общества не позволяла большинству семей полноценно отдыхать, лечиться, учить детей в лучших вузах. Каждая семья стремилась обзавестись садово-огородным участком, тем самым обеспечить себе дополнительное питание и отдых. С введением рыночных отношений семья оказалась в трудной ситуации, а негативные тенденции усилились. Население оказалось на грани выживания, появилась конкуренция между разными группами населения, каждая из которых хотела за счет других жить лучше.

Ученые - исследователи семьи считают, что помощь семье должна быть всесторонней, одними мерами материальной помощи ситуацию с низкой рождаемостью, детской беспризорностью и социальным сиротством не исправишь. Для оказания социальной помощи семье выбран количественный критерий «малообеспеченность», а семьи, живущие на границе малообеспеченности, не получают помощи. Более того из-за всеобщей платности, инфляции, постоянном росте цен, дороговизне, закрытии предприятий почти все семьи испытывают трудности не только материального, но и социально-психологического характера.

Поэтому по своему содержанию государственная семейная политика является комплексной, обращенной ко всем типам семей, предусматривающей различные меры социальной поддержки, виды социального обслуживания. 

Становление семейной политики и ее развитие в цивилизованных странах показывает, что требуется немало времени для формирования социальной инфраструктуры культурного и социального обслуживания семьи, для подготовки кадров по работе с семьей, для проведения систематических исследований по вопросам семьи, материнства и детства.

На данном этапе целями государственной семейной политики являются: 1) обеспечение условий для реализации семьей ее функций; 2)повышение качества жизни российских семей; 3) создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семенных обязанностей; 4) обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В РФ на федеральном и региональном уровнях были сформированы руководящие органы семейной политики. В 1995 г. вступил в действие Семейный кодекс Российской Федерации, в 1996 году были приняты Основные направления государственной семейной политики. Значимым вкладом в семейную политику стала Президентская программа «Дети России», состоящая из ряда целевых подпрограмм, направленных на социальную защиту детства, помощь семье с детьми в решении наиболее актуальных проблем семьи. В условиях нестабильности социально-экономической обстановки в стране законодательные и организационные мероприятия государства позволили обеспечить семье гарантированные Конституцией РФ права.

Основными направлениями семейной политики являются:

- улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

- обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;

- оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

- обеспечение здоровья матери и детей;

- защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

- внимание к неполным семьям, семьям, имеющих в своем составе лиц с ограниченными возможностями;

- всесторонняя подготовка молодежи к браку;

- профилактика семейного неблагополучия.

Государственная семейная политика как часть социальной политики тесно связана с такими направлениями политики, как жилищная, продовольственная, молодежная, демографическая, образовательная, миграционная, информационная, политика занятости, и т.д.

Принципы семейной политики

Проведение семейной политики основывается на ряде принципов, совокупность который сохраняет ее смысл, реализует цели и задачи. К их числу относят следующие:

1. Принцип самостоятельности, суверенности семьи.

2. Принцип свободы выбора типа семьи и ролевых функций.

3. Принцип равноправия в семье при приоритете интересов детей.

4. Принцип общественного договора с государством с учетом его обязательств в защите семей, нуждающихся в помощи.

5. Принцип единства целей семейной политики на федеральном и региональном уровнях.

6. Принцип социального партнерства в осуществлении семейно политики.

7. Принцип преемственности и стабильности государственных мер в семейной сфере.

 Принцип самостоятельности, суверенности семьи означает ее определенную независимость от государства, самостоятельность во внутрисемейной организации. Государство и иные социальные институты не вправе вмешиваться в дела семьи, супружеские, родительские, родственные отношения. Семья и государство имеют взаимный интерес в воспитании детей, как будущего страны. Поэтому государство юридически регулирует те вопросы, которые связаны с равенством супругов, требует ответственного родительства, а так же препятствует криминализации семьи.

Принцип свободы выбора типа семьи и ролевых функций позволяет самостоятельно членам семьи определять число детей, стили семейного поведения, вопросы воспитания и образования детей. Государство обязано открыто заявить о том типе семьи, который она более всего поддерживает.

Принцип равноправия в семье при приоритете интересов детей достигается посредством распределения в семье на принципах справедливости обязанностей, обеспечивается законодательно установленными равными правами и обязанностями супругов, обеспечением им равных возможностей для получения образования, рабочего места, условий для воспитания детей.

Принцип общественного договора с государством с учетом его обязательств в защите семей, нуждающихся в помощи, призван защитить семьи в условиях экономического, социально-политического неблагополучия. Государство обязано во всех типах семей видеть своих партнеров независимо от национальной, религиозной, политической, материальной принадлежности и создавать условия для семьи.

Принцип единства целей семейной политики на федеральном и региональном уровнях означает, что в стране в отношении семьи сложились единые цели и независимо от места проживания каждой семье гарантирован пакет льгот и другой поддержки. В то же время он нацелен на активизацию сил местного сообщества, на поиск резервов помощи семье в регионах с учетом его специфики, на поиск адресатов социальной помощи.

Принцип социального партнерства в выработке и осуществлении семейной политики организует вокруг семьи круг единомышленников, заинтересованных и ответственных субъектов. Он нацеливает на сотрудничество во имя интересов благополучия семьи государственные органы, общественные организации, церковь, меценатов и т.д.

Принцип преемственности и стабильности государственных мер в семейной сфере означает сохранение имеющихся льгот, пособий семье, достигнутых социальных гарантий, а также эффективных форм работы с семьей, семейных традиций.

Вышеназванные принципы являются основой для проведения семейной политики всеми органами и организациями на территории РФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...