Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое обеспечение семейной политики в Российской Федерации




Для реализации семейной политики осуществляются следующие основные мероприятия:

1) создание и совершенствование нормативно-правовой базы;

2) развитие системы мер материально- экономической помощи семье;

3) обеспечение информационно-нравственной защиты семьи, ее духовных устоев;

4) развитие системы учреждений социального обслуживания семьи;

5) поддержка неправительственных организаций, оказывающих помощь семье в выполнении ее функций.

Российская Федерация участвует в реализации таких международных правовых актов, как Конвенция ООН о правах человека, Конвенция ООН о правах ребенка, декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (ООН, май, 2002), берлинские обязательства в отношении детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, май, 2001). Правовая база семейной политики представлена Конституцией РФ, Семейным Кодексом РФ, федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (1995), «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998), «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), «О государственном пенсионном обеспечении» (2002). Большое значение для осуществления семейной политики является проведение Года Семьи в стране. Федеральные законы дополнены региональным законодательством. В них устанавливаются основные льготы и социальные гарантии, предоставляемые различным типам семей, определяются источники финансирования.

Так, в нашем крае первая «Концепция семейной политики в Красноярском крае» была разработана в 1994 году. В ней были сформулированы основные проблемы семьи, принципы и цели семейной политики, определены основные направления. В 2001 г. была принята новая Концепция семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства на 2001-2005 годы. В настоящее время в крае реализуется краевая целевая программа «Дети» на 2007-2010 годы и действует долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае» на 2010-2012 годы». Детство и состояние народонаселения как социальные явления взаимосвязаны. Устранение неблагоприятных демографических тенденций и меры по повышению качества жизни населения зависят от государственных, общественных организаций, развития законодательных общественных инициатив и общественного контроля. 

Совершенствование правовой базы семейной политики связано с развитием мер материальной помощи семье, определением источников и объемов финансирования. Материальная, финансовая помощь семье осуществляется государством по следующим направлениям: выплата пособий на детей; предоставление льгот семьям определенного типа; налоговая поддержка семей с детьми; кредитная поддержка семей; натуральные выдачи малообеспеченным семьям и семьям, оказавшимся в чрезвычайной ситуации.

Федеральные закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями) создал систему государственных пособий семье с детьми, включающую в себя следующие основные виды: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Особую роль выполняет Федеральный закон Российская Федерации от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вступивший в силу 1 января 2007 г. В ст.2 под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются средства федерального бюджета (материнский капитал), обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения. В ст.3 право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года. В данный закон ежегодно вносятся изменения, ныне можно использовать сумму на оплату ипотеки, использовать 12 тыс.рублей на любые нужды.    

Размеры пособия семье с детьми ежегодно увеличиваются. Это позволяет решать определенные проблемы семьи. Сравнительно недавно многих пособий не было, и женщина не рассчитывала на помощь государства, ответственно относилась к рождению ребенка.

Льготами пользуются определенные типы семей: многодетные, неполные, семьи с инвалидами ВИЧ-инфицированными детьми, малообеспеченные семьи. Особые меры социальной поддержки приняты в отношении детей, потерявших кормильца, детей-сирот

 Важнейшим средством государственной поддержки семьи является налоговая и кредитная политика российского государства. Помощь семье в форме натуральной выдачи и услуг предоставляется малообеспеченным семьям. Это продуктовые наборы, талоны на питание в столовых, разовые денежные выплаты, бытовое обслуживание в парикмахерских, банно-прачечных предприятиях. Большая группа семей получает бесплатные лекарства, детское питание, предметы личного обихода. Пенсионеры получают льготные проездные билеты на муниципальный транспорт.

Внутренняя устойчивость семьи зависит от нравственных, идеологических устоев государства. Пропаганда семейных ценностей и благополучной семьи в средствах массовой информации является лучшим морально-нравственным механизмом поддержки семьи. В последние годы  законодатели под влиянием общественности стали вводить ограничения на показ сцен насилия в средствах массовой информации, рекламу алкогольной продукции, пива.

В новой России в защиту семьи и семейных ценностей создаются институты гражданского общества: общественные организации и объединения, семейное клубное движение. Инициаторами выступают родители с активной жизненной позицией, вовлекают в них, прежде всего, благополучные семьи. Целью этих движений является защита, поддержание истинной любви, добра, нравственности, патриотизма, семьи. В центре деятельности этих движений, организаций оказались многие российские семьи, которые получили благотворительную помощь. Это ослабило противоречия во многих семьях. Благотворительность как традиция русского народа, получившая особо бурное развитие во второй половине ХIХ века, вновь получила импульс благодаря демократизации российского общества. Многие предприниматели и другие частные лица стали оказывать помощь одаренным детям, детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, семьям безработных граждан.

На основе нормативно-правовых актов в РФ идет процесс развития системы социального обслуживания семьи. В учреждениях социального обслуживания семьи оказываются социальные услуги семье с детьми, инвалидам, престарелым: услуги по уходу за детьми и престарелыми, консультации по педагогическим, социально-психологическим, правовым вопросам. С целью развития системы социального обслуживания семьи в конце 90-х годов была принята Федеральная программа «Социальное обслуживание семей и детей» на период 1998-2000 г.г., позволившая расширить сеть учреждений, укрепить их кадровый потенциал и материально-техническую базу, провести научные исследования, создать научно-методическое обеспечение социальной работы с семьей.

Опыт работы учреждений по социальному обслуживанию семьи в РФ показал, что укрепить семейные устои российской жизни можно благодаря оказанию помощи конкретным семьям. Система социального обслуживания семьи в РФ включает в себя следующие типы учреждений: территориальные центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центра поддержки молодой семьи, кризисные центры для женщин и детей и т.д.

Наряду с укреплением территориальных центров помощи семье и детям получили развитие социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.д.

Главное внимание обращено на качество оказываемых услуг, разработку и внедрение новых технологий, форм и методов социальной работы, прежде всего по предупреждению насилия в семье, профессионально-трудовой реабилитации детей-инвалидов.

Семейная политика в РФ в перспективе решает задачи двух уровней. Первый уровень предполагает разработку и поэтапное осуществление долгосрочной программы государственной семейной политики, отнесение ее к разряду стратегических задач государства по социальной безопасности, социальной защите граждан. Второй уровень включает меры по укреплению семьи как малой социальной группы, помощь конкретным семьям в стабилизации супружеских отношений, поддержанию ее экономического потенциала, достижению благополучия каждой семьей.

Вопросы для повторения

1 Как характеризуют понятия «кризис семьи», «дезорганизация семьи» процессы, происходящие в семье в современном обществе?

2 Как изменилась российская семья в течение ХХ века?

3 Что понимается под семейно политикой? Каковы основные позиции специалистов по сущности, целям и задачам семейной политики в РФ?

4 Каковы основные субъекты семейной политики?

5 В чем состоит ведущая роль государства в семейной политике?

6 Раскройте содержание основных направлений семейной политики РФ.

7 Раскройте содержание принципов семейной политики РФ.

8 Что включает в себя система нормативно-законодательных актов обеспечения семейной политики в РФ?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...