Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей – инвалидов
Процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями необходимо начинать с их семьи. Участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно-профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами семей детей- инвалидов. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Отсутствие веры родителей в успех реабилитации оказывает негативное влияние на образ жизни ребенка-инвалида, а вера в успех формирует положительный психологический климат, социально-экономическую активность родителей и т.д., что в свою очередь, способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции ребенка-инвалида в общество. Характер реабилитационной работы с ребенком-инвалидом в семье определяется особенностью заболевания. Реабилитация инвалидов вследствие заболеваний, приводящих к умственной отсталости, требует систематических, многолетних занятий с целью обучения навыкам самообслуживания и гигиены, в школьном возрасте и далее - дополнительных занятий по овладению школьной программой, профессиональными навыками. Инвалидам с детства вследствие патологии, приведшей к отклонениям в физическом развитии, требуются более длительные тренировки, лечебный массаж, овладение техническими средствами для тренировки пораженных и компенсирующих органов. Таким детям без помощи родителей никак не обойтись. Лечение и реабилитация дорогостоящие. Исследование, проведенное в 1997 году под руководством Г.Г.Силласте (исследовались только семьи с онкобольными детьми) показало, что всего 5% опрошенных не нуждаются в материальной помощи ни со стороны государства, ни родственников. Остальные же на вопрос «Хватает ли заработной платы для того, чтобы содержать семью ?» ответили «нет». Причем дальнейшие ответы показали, что ни основные, а также случайные заработки отцов и матерей, ни помощь родственников, ни социальная пенсия ребенка не могут компенсировать хронический дефицит семейного бюджета. Поэтому, со всей ответственностью можно констатировать, что меры по улучшению положения семей с детьми-инвалидами, предоставляемые государством, не всегда являются эффективными. Поэтому дальнейшего решения требуют вопросы обеспечения детей - инвалидов медикаментами, ортопедическим оборудованием, обеспечение жильем. Особое место должно быть уделено вопросу более рационального использования государственных средств, направляемых на социальную защиту семей с детьми-инвалидами. В течение длительного времени в нашем обществе доминировала установка на воспитание и образование детей с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа. В 90-е годы ХХ в. ситуация стала меняться, т.к. появились частные, в том числе благотворительные, специальные реабилитационные учреждения. В последние годы проблема семей, имеющих детей с ограниченными возможностями решаются на государственном уровне. Это социальная реабилитация, включение больных детей и их родителей в общественную жизнь. Эти функции, в частности, возложены на реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями. Центры реабилитации очень тесно сотрудничают как с семьей, так и с общественными учреждениями. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, учитывающая как специфику инвалидности, так и социальные, семейные характеристики. Родителям оказывается помощь в воспитании ребенка. Даже при самых благоприятных условиях большую часть своей жизни ребенок с ограниченными возможностями проводит дома и вырастает инфантильным, не знающим жизни, не умеющим переносить трудности и общаться с незнакомыми людьми. Все проведенные исследования свидетельствуют, что члены семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид, имеют личностные нарушения. Часть матерей и отцов самостоятельно справиться со своей трагедией не могут, их отношение к аномальному ребенку неадекватно, искажено, нередко формируются неправильные установки и чувства. Такая семья нуждается в социальной работе, направленной не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом. Социальные работники обучают и инструктируют родителей по всем аспектам методов реабилитации, организуют материальное обеспечение реабилитации, проводят социально- педагогический патронаж семьи. Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями осуществляет работу по трем основным направлениям: 1) В Центре работает Родительская школа, на занятиях которой специалисты различных областей (педагоги, психологи, врачи, социальные работники, юристы и др.) проводят беседы по вопросам лечения, воспитания и обучения детей - инвалидов, разбирают различные беседы, помогают в их решении. В первую очередь родителей выводят из состояния стресса, в котором они пребывают с момента рождения больного ребенка. Далее их обучают нормам общения с больным ребенком, дают знания из области психологии и поведения детей-инвалидов, разбирают возможные конфликтные ситуации и возможности их разрешения. 2) В Центре проводится реабилитация матерей в женском клубе. Ведь как при тяжелой, так и при легкой форме инвалидности ребенка он на протяжении всей жизни психологически и физически зависит от матери, лишая ее личной жизни. Пока с ребенком-инвалидом работают реабилитологи, мама может заняться аэробикой, посетить психолога, массажиста, сауну, посетить театр и экскурсию. 3) Социально-культурная деятельность в форме клубной работы для всей семьи, преодоление социальной изоляции. Совместные поездки в монастыри, музеи, картинные галереи, театры, отдых в лесу или на реке способствуют интеграции в общество. В основе деятельности Центров реабилитации инвалидов лежит медицинской, психологической, социокультурной, коррекционно-педагогической помощи. Реабилитация проводится с учетом различных потребностей и возможностей детей-инвалидов, поступающих в Центр не с одной, а несколькими патологиями, например, сочетание патологий центральной нервной системы с задержкой психомоторного развития, а также наличием бронхолегочных заболеваний. Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых Центром, весьма широк. Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в Центре; амбулаторное обслуживание семей с детьми с получением консультаций специалистов. Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение и др.; социальная реабилитация включает в себя работу с семьями, где воспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических консультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу летнего реабилитационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий. Разнообразны виды психологической реабилитации (консультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика). Коррекционно-педагогическая реабилитация включает в себя консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения, т.к. у родителей детей-инвалидов существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работает психолого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как в Центре, так и на дому. Обязательной является и профессиональная реабилитационная - работа различных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, возможности. Этому способствует работа оздоровительных секций на стадионе, провидение спортивно-культурных, мероприятий. Социокультурная реабилитация осуществляется в клубах и кружках, через регулярные экскурсии, культурно-массовые мероприятия с участием детей и их родителей. Интересна работа Центра социальной помощи семье и детям «Первомайский» города Красноярска. Помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, - одно из основных направлений деятельности Центра. С этой целью в Центре развивающей студией «Улыбка» реализуется проект «Содружество". Целью проекта является привлечение широкого круга детей-инвалидов и их родителей к активному равноправному участию в общественной жизни. На первом этапе реализации проекта значительная роль отводится занятиям, направленным на реабилитацию больных детей посредством музыки, изобразительного искусства, развивающих игр, занятий по социально- бытовой ориентации, досуговых мероприятий. др. Второй этап посвящен обеспечению интеграции детей-инвалидов в общество посредством организации совместных мероприятий здоровых и больных детей. В Центре также ведется консультативная, просветительная и образовательная работа с родителями. Родители детей-инвалидов создают общественные организации для взаимопомощи и защиты своих прав. Социальная политика государства в области проблематики детской инвалидности направлена не только на поддержку инвалидов и их семей, но и на повышение качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорождённым, расширение сети медико-генетических учреждений. Государство развивает сеть реабилитационных центров, коррекционных учреждений, учебных и воспитательных учреждений, ведущих работу по социальной адаптации и реабилитации инвалидов и их семей. В тоже время все еще недостаточна экономическая помощь семьям, особенно если ребенок тяжело болен и ему предстоит дорогостоящая операция. Есть насущная потребность морально поддерживать семьи, имеющие ребёнка-инвалида, уметь понимать их проблемы.
Вопросы для повторения 1 В чем состоят основные проблемы семьи, имеющей в своем составе лиц с ограниченными возможностями? 2 В чем особенности семьи, имеющей в своем составе детей с ограниченными возможностями? 3 Какими международными документами регулируются взаимоотношения государства и семьи, имеющей в своем составе детей с ограниченными возможностями? 4 Какие вопросы следует анализировать специалисту социальной работы при исследовании семьи, имеющей в своем составе детей с ограниченными возможностями? 5 Каковы фазы осознания родителями факта инвалидности своего ребенка? 6 Как влияет на жизнь семьи ребенок с ограниченными возможностями? 7 Раскройте содержание социальной работы во всех ее аспектах с семьей, имеющей в своем составе детей с ограниченными возможностями. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |