Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей – инвалидов




Процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями необходимо начинать с их семьи. Участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяю­щим в результатах реабилитации. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно-профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабили­тационные мероприятия, организована работа с членами семей детей- инва­лидов. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Отсутствие веры родителей в успех реабилитации оказывает негативное влияние на образ жизни ребенка-инвалида, а вера в успех формирует поло­жительный психологический климат, социально-экономическую активность родителей и т.д., что в свою очередь, способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции ребенка-инвалида в общество.

Характер реабилитационной работы с ребенком-инвалидом в семье определяется особенностью заболевания. Реабилитация инвалидов вследствие заболеваний, приводящих к умственной отсталости, требует системати­ческих, многолетних занятий с целью обучения навыкам самообслуживания и гигиены, в школьном возрасте и далее - дополнительных занятий по овла­дению школьной программой, профессиональными навыками. Инвалидам с детства вследствие патологии, приведшей к отклонениям в физическом развитии, требуются более длительные тренировки, лечебный массаж, овла­дение техническими средствами для тренировки пораженных и компенси­рующих органов. Таким детям без помощи родителей никак не обойтись. Лечение и реабилитация дорогостоящие.

Исследование, проведенное в 1997 году под руководством Г.Г.Силласте (исследовались только семьи с онкобольными детьми) показа­ло, что всего 5% опрошенных не нуждаются в материальной помощи ни со стороны государства, ни родственников. Остальные же на вопрос «Хватает ли заработной платы для того, чтобы содержать семью ?» ответили «нет». При­чем дальнейшие ответы показали, что ни основные, а также случайные зара­ботки отцов и матерей, ни помощь родственников, ни социальная пенсия ре­бенка не могут компенсировать хронический дефицит семейного бюджета.

Поэтому, со всей ответственностью можно констатировать, что меры по улучшению положения семей с детьми-инвалидами, предоставляемые госу­дарством, не всегда являются эффективными. Поэтому дальнейшего решения требуют вопросы обеспечения детей - инвалидов медикаментами, ортопедическим оборудованием, обеспечение жильем. Особое место должно быть уделено вопросу более рационального использования государственных средств, направ­ляемых на социальную защиту семей с детьми-инвалидами.

В течение длительного времени в нашем обществе доминировала уста­новка на воспитание и образование детей с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа. В 90-е годы ХХ в. ситуация стала меняться, т.к. появились частные, в том числе благотворительные, специальные реабилитационные учреждения. 

В последние годы проблема семей, имеющих детей с ограниченными возможностями решаются на государственном уровне. Это социальная реа­билитация, включение больных детей и их родителей в общественную жизнь. Эти функции, в частности, возложены на реабилитационные центры для де­тей с ограниченными возможностями. Центры реабилитации очень тесно сотрудничают как с семьей, так и с общественными учреждениями. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, учитывающая как специфику инвалидности, так и социальные, семейные характеристики. Родителям оказывается помощь в воспитании ребенка. Даже при самых благоприятных условиях большую часть своей жизни ребенок с огра­ниченными возможностями проводит дома и вырастает инфантильным, не знающим жизни, не умеющим переносить трудности и общаться с незнако­мыми людьми.

Все проведенные исследования свидетельствуют, что члены семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид, имеют личностные нарушения. Часть матерей и отцов самостоятельно справиться со своей трагедией не мо­гут, их отношение к аномальному ребенку неадекватно, искажено, нередко формируются неправильные установки и чувства. Такая семья нуждается в социальной работе, направленной не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом. Социальные работники обучают и инст­руктируют родителей по всем аспектам методов реабилитации, организуют материальное обеспечение реабилитации, проводят социально- педагогический патронаж семьи.  

Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями осуществляет работу по трем основ­ным направлениям:

1) В Центре работает Родительская школа, на занятиях которой специа­листы различных областей (педагоги, психологи, врачи, социальные работ­ники, юристы и др.) проводят беседы по вопросам лечения, воспитания и обучения детей - инвалидов, разбирают различные беседы, помогают в их решении. В первую очередь родителей выводят из состояния стресса, в кото­ром они пребывают с момента рождения больного ребенка. Далее их обучают нормам общения с больным ребенком, дают знания из области психологии и поведения детей-инвалидов, разбирают возможные конфликтные ситуации и возможности их разрешения.

2) В Центре проводится реабилитация матерей в женском клубе. Ведь как при тяжелой, так и при легкой форме инвалидности ребенка он на протяже­нии всей жизни психологически и физически зависит от матери, лишая ее личной жизни. Пока с ребенком-инвалидом работают реабилитологи, мама может заняться аэробикой, посетить психолога, массажиста, сауну, посетить театр и экскурсию.

3) Социально-культурная деятельность в форме клубной работы для всей семьи, преодоление социальной изоляции. Совместные поездки в монастыри, музеи, картинные галереи, театры, отдых в лесу или на реке способствуют интеграции в общество.

В основе деятельности Центров реабилитации инвалидов лежит медицинской, психологической, социокультурной, коррекционно-педагогической помощи. Реабилитация проводится с учетом различных потребностей и возможностей детей-инвалидов, поступающих в Центр не с од­ной, а несколькими патологиями, например, сочетание патологий централь­ной нервной системы с задержкой психомоторного развития, а также нали­чием бронхолегочных заболеваний.

Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых Центром, весьма широк. Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабили­тационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением кон­кретных сроков пребывания ребенка в Центре; амбулаторное обслуживание семей с детьми с получением консультаций специалистов.

Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение и др.; социальная реабилитация включает в себя работу с семьями, где воспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических консультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу летнего реаби­литационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий.

Разнообразны виды психологической реабилитации (консультирова­ние, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивиду­альный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задерж­ки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика).

Коррекционно-педагогическая реабилитация включает в себя консультирование родителей по вопросам воспитания и обу­чения, т.к. у родителей детей-инвалидов существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работает психолого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как в Центре, так и на дому. Обязательной является и профессиональная реабилитационная - работа различных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости.

Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверст­ников, возможности. Этому способствует работа оздоровительных секций на стадионе, провидение спортивно-культурных, мероприятий. Социокультурная реабилитация осуществляется в клубах и кружках, через регулярные экскурсии, культурно-массовые мероприятия с участием детей и их родителей.

Интересна работа Центра социальной по­мощи семье и детям «Первомайский» города Красноярска. Помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, - одно из основных направлений деятельности Центра. С этой целью в Центре развивающей студией «Улыбка» реализуется проект «Содружество". Целью проекта является привлечение широкого круга детей-инвалидов и их родителей к активному равноправному участию в об­щественной жизни. На первом этапе реализации проекта значительная роль отводится занятиям, направленным на реабилитацию больных детей посредством музыки, изо­бразительного искусства, развивающих игр, занятий по социально- бытовой ориентации, досуговых мероприятий. др. Второй этап посвящен обеспечению интеграции детей-инвалидов в общество посредством организации со­вместных мероприятий здоровых и больных детей. В Центре также ведется консультативная, просветительная и образовательная работа с родителями.

Родители детей-инвалидов создают общественные организации для взаимопомощи и защиты своих прав.

Социальная политика государства в области проблематики детской инвалидности направлена не только на поддержку инвалидов и их семей, но и на повышение качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорождённым, расширение сети медико-генетических учреждений. Государство развивает сеть реабилитационных центров, коррекционных учреж­дений, учебных и воспитательных учреждений, ведущих работу по социальной адаптации и реабилитации инвалидов и их семей. В тоже время все еще недостаточна экономическая помощь семьям, особенно если ребенок тяжело болен и ему предстоит дорогостоящая операция. Есть насущная потребность морально поддер­живать семьи, имеющие ребёнка-инвалида, уметь понимать их проблемы. 

 

Вопросы для повторения

1 В чем состоят основные проблемы семьи, имеющей в своем составе лиц с ограниченными возможностями?

2 В чем особенности семьи, имеющей в своем составе детей с ограниченными возможностями?

3 Какими международными документами регулируются взаимоотношения государства и семьи, имеющей в своем составе детей с ограниченными возможностями?

4 Какие вопросы следует анализировать специалисту социальной работы при исследовании семьи, имеющей в своем составе детей с ограниченными возможностями?

5 Каковы фазы осознания родителями факта инвалидности своего ребенка?

6 Как влияет на жизнь семьи ребенок с ограниченными возможностями?

7 Раскройте содержание социальной работы во всех ее аспектах с семьей, имеющей в своем составе детей с ограниченными возможностями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...