Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психотерапевтическая функция семьи
Для нормального психологического состояния человека очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойным, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным. Создание условий для взаимной открытости, непредвзятости, психологической защиты, обеспечения открытого самовыражения, взаимного сопереживания является важнейшей функцией семьи - психотерапевтической. В семейных отношениях наиболее легко реализуется важная потребность, которую испытывает человек, вступающий в общение: получить от партнера по общению «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это весьма важное условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, человеку для ощущения эмоционального благополучия необходимо не менее восьми «поглаживаний» в день. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Все мы нуждаемся в понимании, в том, чтобы нас выслушали посочувствовали. Ведь каждый человек нуждается не столько в рациональной оценке успешности или неуспешности своих действий, сколько в поддержке и утешении, которые важны для супружеских отношений и становления личности ребенка. «Поглаживания» могут затрагивать положительную оценку поведения, внешности, взглядов, результатов труда, характера и способов деятельности и т. д. Например, подросток любит, чтобы его хвалили за успехи в учебе, помощь по дому, опрятность. Дефекты общения, низкая культура взаимодействия, неумение общаться ведут к утрате психотерапевтической функции семьи, усугубляя внешние травмы. Однако общение может не иметь явных внешних дефектов, но это не значит, что оно полноценно выполняет свою психолого-педагогическую функцию. Существуют более скрытые дефекты, выявить которые зачастую достаточно трудно, их называют типичными ошибками общения. В этих случаях внешне процесс общения идет вроде бы нормально, однако осложняется неожиданными конфликтами, эмоциональной неудовлетворенностью общающихся сторон. Основные формы нарушения оптимального общения, допускаемые во внутрисемейных отношениях сводятся к следующим: установка на негативную оценку и наказание; прогрессия отрицательных обобщений; манипуляция и манипулирование (под манипуляциями понимается насильственное, явное или скрытое ограничение общения с целью получения определенной, реальной или психологической выгоды); самоутверждение за счет других; ограничение способа включения в жизнь семьи. Психологическая совместимость супругов составляет важную часть психотерапевтической функции семьи. Существуют два подхода к пониманию совместимости: 1) Совместимость - это два набора качеств, которые соответствуют друг другу подобно тому, как конфигурация ключа соответствует прорези замка. Например, дружная семья, в которой стремление лидировать у одного из супругов подкрепляется желанием подчиняться у другого или общность интересов или схожесть характеров, например, спокойствие и рассудительность у обоих супругов, могут приводить к полному взаимопониманию. 2) Совместимость возникает не на основе сходных или дополняющих друг друга качеств, а благодаря стремлению супругов к уступкам, взаимопониманию, благодаря активному поиску гармоничных отношений. Можно сказать, что в первом случае совместимость - это потенциальная возможность счастливых семейных отношений. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака. Супружеские отношения, как слоеный пирог, имеют несколько уровней: интимные отношения; характерологический (привычки и характеры); область ролевого поведения; личностный. Если супружеская пара достигла гармонии только в одной из перечисленных сфер, она находится в «зоне риска». Если благополучие наблюдается в двух сферах, то семья пребывает в состоянии неустойчивого равновесия. Гармония в трех и тем более четырех областях - залог счастливого брака. Видимое ухудшение семейных отношений связано с законом ритма: периодичностью колебаний позитивных и негативных эмоций. Наблюдаемое охлаждение и следующее за ним нарушение отношений в чем-то даже естественны. Ученые выделили пять таких стадий изменения отношений: - для первой характерна глубокая, страстная влюбленность, когда другой (супруг или супруга) безраздельно занимает если не все, то, по крайней мере, достаточно большую часть внимания партнера, а его образ, само воспоминание о нем вызывает положительные эмоции (просто приятно вспоминать, что он есть); - вторая стадия характеризуется некоторым охлаждением, образ другого все реже всплывает в памяти и не всегда вызывает хорошие чувства, хотя его появление воочию поднимает настроение; - на третьей стадии происходит дальнейшее охлаждение отношений. Настроение не поднимается с приходом другого, наступает привыкание, постоянное общение вызывает видимость однообразия. Обычно советуют уехать на время или попытаться изменить что-нибудь в своих отношениях: стиль, характер, разумеется, в лучшую сторону, чуть-чуть измениться самому, больше встречаться с друзьями. Если этого не сделать, то быстро наступит четвертая стадия; - на этой четвертой присутствие другого вызывает неосознанное раздражение, а сам он начинает рассматриваться уже не через призму достоинств. Выискиваются недостатки. Возникает и формируется отрицательная установка: появляются придирки и критические замечания, любой поступок рассматривается как проступок, а в нынешнем и прошлом поведении ищется (и находится) злой умысел; - на пятой стадии доминирует отрицательная установка в восприятии партнера. Образ другого не покидает сознания, но этот образ представляет сплошные недостатки. Становится жаль себя за неверный выбор, который был сделан давно, когда партнеры были молоды, красивы, полны оптимизма, здоровы. Здесь главное - сдержанность, чтобы не совершить непоправимое. Для общения супругов, родителей с детьми рекомендуют соблюдать принципы оптимального общения: 1) В каждодневном общении нельзя «пилить» другого постоянно, выяснять отношения или тем более критиковать других членов семьи в присутствии посторонних, обсуждать недостатки членов собственной семьи «за глаза», быть жестоким, нельзя стараться из мести причинить боль, показывать характер, «не играть» на нервах и вообще ничего не делать только ради принципа, в своих бедах винить окружающих, не позволять эмоциям властвовать над разумом. 2) «И мы, и они» - этот принцип обеспечивает гуманизацию отношений в семье, устанавливает баланс отношений на основе взаимной чуткости, уважения, заботы, бережного отношения. Всем поколениям следует быть терпимее. Дети должны понимать, что родители имеют свой внутренний мир, они имеют собственную жизнь и вне детей. Родители должны относиться к своему ребенку всерьез, стараться проникнуть в его внутренний мир, понять его мироощущение, а не навязывать свою взрослую логику как единственно верную. Во взаимодействии с ребенком взрослому рекомендуется: а) понимать ограниченность имеющихся у ребенка средств познания индивидуального мира другого человека, пытаться постоянно расширять их, выходить за рамки привычных стереотипов; б) с уважением относиться к внутреннему миру ребенка независимо от его возраста; в) понимать, что возникновение нежелательных явлений в поведении ребенка - либо издержки возрастного развития, либо результат неправильных педагогических воздействий; г) стараться лучшее, что у вас есть, не прятать от семьи, создавать условия для проявления лучших качеств, фиксировать и подкреплять их успехи, всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставаться вежливым со своими близкими, давая им доказательства того, что они любимы; д) в отношениях с ребенком стараться избегать поведения, включающего механизм «подтверждения наихудших ожиданий»; е) не удовлетворяться поспешными выводами, зная, что за «странным» поведением ребенка всегда кроются серьезные причины, и искать их; ж) «Приемы оптимизации взаимодействия» или приятного и результативного общения: - организовывать и поддерживать в рамках семьи множественное ролевое взаимодействие; - не забывать устраивать в жизни семьи праздники; - больше разговаривать с детьми, близкими, не молчать дома; - «сигнализировать» близким о своем эмоциональном состоянии; - учиться искать и находить в других людях хорошее; - учиться сравнивать, не абсолютизируя пример других; - стремиться к тому, чтобы общение всегда было диалогичным. Атмосфера внутрисемейных отношений складывается в результате постоянного, каждодневного, состоящего из множества разных событий взаимодействия складывается вся атмосфера внутрисемейных отношений. Различают следующие виды отношений: Сотрудничество - взаимодействие, которое основывается на взаимопонимании и поддержке. Это именно тот случай, когда удовлетворяются основные потребности всех членов семьи, а каждый независимо от возраста ощущает свою значимость, получает помощь и поддержку от всех. Атмосфера отношений теплая, дружелюбная, наполненная положительными эмоциями. Паритет - ровные, «союзнические» отношения, базирующиеся на получении при взаимодействии общей выгоды, удовлетворяющей все стороны. Личностная значимость каждого члена семьи снижается, отношения становятся более сухими, чем при сотрудничестве, взаимные эмоциональные связи несколько слабеют, а во внутрисемейных отношениях на первый план выдвигаются поиски рациональной целесообразности любого события. Соревнование - внутрисемейная состязательность, стремление каждого добиться первенства, достигнуть (быстрее, чем другие) собственных целей, что привносит в семейную жизнь нервозность, неустойчивость. Конкуренция - в отличие от соревнования, где борьба за достижение своих целей не отражается на достижении целей партнерами, при таких отношениях преобладает стремление главенствовать над другими, ощущать и демонстрировать свое превосходство, подавлять. Эмоциональное благополучие одних достигается за счет дискомфорта других. Антагонизм - резкое противопоставление членов семьи, когда противоборствующие стороны не согласны на компромисс. Антагонистические отношения могут возникать также между родителями и детьми. Причины, вызывающие разобщение взаимодействующих сторон и обусловливающие их неспособность понять друг друга, называют «барьерами общения». Подобных барьеров много, и большинство из них взаимосвязаны, поэтому выделение их перечня сопряжено с определенными трудностями. Однако описание выделяемых психологами барьеров общения полезно для практического работника, так как вооружает знанием возможных источников непонимания, конфликтов, трудностей во взаимодействии. 1) Физический барьер. Психологами установлено, что существует строгая закономерность: чем приятнее партнер по общению - тем короче дистанция общения, чем менее приятен - тем дистанция больше. И минимальная, и максимальная дистанции сугубо индивидуальны. Одни люди просто не могут сосредоточиться, если их собеседники «нависают» над ними, как бы приятны они ни были, инстинктивно старясь отдалиться от них. Другие же, наоборот, не переносят отдаления и стремятся к взаимодействию на близком расстоянии. Этот момент очень важно учитывать при организации внутрисемейной коммуникации, так как неудачно выбранное пространственное размещение общающихся может существенно затруднить взаимодействие. 2) Социальный барьер. Ориентация общающихся не на личность собеседника, а на него как носителя определенной социальной роли. В этом случае взаимодействие может направляться не реальной оценкой ситуации, а теми значениями, которые вкладываются в содержание ролей. 3) Биологический барьер. Неактуальность потребностей, вызванных состоянием организма одного человека, для его партнера, не всегда понятно. 4) Возрастной барьер. Различия в способах жизненной реализации взрослых и детей, порождаемые психофизиологическими особенностями ребенка на разных этапах его индивидуального развития. 5) Барьеры, обусловленные половыми различиями. Нарушение в семье процесса половой идентификации детей: неточная адресация родительских требований к девочкам и мальчикам. 6) Профессиональные барьеры. Перенесение, часто неосознанное приемов, полезных в определенной профессиональной деятельности на семейные отношения. 7) Психологический барьер. Устойчиво повторяющиеся затруднения в общении, вызванные сложившимися чертами характера, социальными установками, сформировавшимися убеждениями, привычками, предрассудками конкретных людей. 8) Личностный барьер. Проявление личностного неприятия кого-то из членов семьи (утрата авторитета родителем, неприятие отчима или мачехи), полностью отвергающего право этого человека претендовать на значимую роль в семейных отношениях. 9) Ситуационные барьеры. Несовпадение интересов, потребностей, видов занятий в данный момент времени. Часто возникают в семьях, где родители не уважают интересы и увлечения своих детей. 10) Эмоциональные барьеры. Обусловленные различиями в эмоциональности взаимодействующих сторон сиюминутные расхождения в настроениях в момент взаимодействия. 11) Эстетические барьеры. Недостаточная терпимость к вкусам и предпочтениям друг друга, как у отдельных лиц, так и между поколениями. 12) Этические барьеры. Невнимательное обращение с этическими ценностями партнеров по взаимодействию, особенно представителей другого поколения. 13) Лингвистические барьеры. Вкладывание ребенком в привычный, не вызывающий сомнения у взрослых смысл отдельных слов совершенно другого значения. 14) Гносеологические барьеры. Непонимание, вызываемое отсутствием или недостатком опыта и знаний и несформированностью абстрактного мышления у детей. 15) Национальные барьеры (при смешанных браках). Неправильная интерпретация партнерами по общению особенностей национальных традиций, привычек, норм поведения, черт характера. 16) Идеологические разногласия. Отличающиеся друг от друга взгляды на общественное устройство и способы проведения реформ.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1041. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |