Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадии жизненного цикла семьи




Исследования жизненного цикла семьи начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания; когда семья сформировалась, она начинается расширяться за счет детей; позже дети покидают семью, чтобы стать самостоятельными. Семья рассматривается как внутреннее единство всех членов, как единство взаимодополняющих друг друга ролей. Учитывая, что многие семьи, существуют не один десяток лет, а супруги в них нашли свое счастье. При растущей разводимости интересен жизненный путь стабильной, прочной семьи.

Термин «жизненный цикл семьи» был использован П. Гликом (США, 1947). Но еще П. Сорокин выделял 4 стадии: 1- брачная пара в момент образования; 2 – с маленькими зависимыми детьми; 3 – по крайней мере с одним взрослым ребенком; 4 – стадия отделения детей. Э. Дюваль в 50-х годах ХХ века первым опубликовал работы по развитию семьи и выделил 8 стадий. Для каждой стадии были определены задачи под влиянием Э. Эриксона. Эти данные представлены в следующей таблице.

   

Таблица 2 – Стадии жизненного цикла семьи (по Дювалю)

Стадии Задачи, связанные с развитием
1 Супружеские пары без детей     2 Появление в семье детей (возраст старшего ребенка –30 месяцев)   3 Семьи с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет до 6,5 лет)   4 Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)   5 Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)   6 Уход молодых из семьи (от первого ушедшего ребенка до последнего)   7 Средний возраст родителей (от пустого гнезда до ухода на пенсию)   8 Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов) Брак, удовлетворяющий обоих супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями. Вхождение в круг родственников. Появление детей. Адаптация к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев. Организация семейной жизни, удовлетворяющая потребности как родителей, так и младенцев. Адаптация к основным потребностям и склонностям детей - дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию. Преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.   Присоединение к семьям с детьми школьного возраста. Побуждение детей к достижению успехов в учебе.   Установление между свободой и ответственностью. Создание круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и проблемами карьеры.   Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки. Сохранение духа поддержки как основы семьи.     Перестройка супружеских отношений. Сохранение родственных связей со старшим и младшим поколением.     Сохранение семейных связей и адаптация к старости. Адаптация к уходу на пенсию. Решение проблемы тяжелой утраты к одинокой жизни.  

 

Э. Дюваль выделил стадии в зависимости от возраста детей и изменения их жизненной ситуации. Здесь все стадии связаны с важнейшими событиями, связанными с детьми.

По критерию родительства выделяют стадии предродительства, репродуктивного и социализированного родительства, прародительства. В связи с ранним рождением детей современная женщина может стать бабушкой в зрелом возрасте, а не в старости. Репродуктивный период современной женщины мог бы быть лет 40, но реальный – от 2-х до 7 лет. Роль бабушки и дедушки, а ее следует отличать от биологической старости, в России длится в среднем 25 лет.

Э.К. Васильева выделяет пять стадий цикла:1) зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка; 2) рождение и воспитание детей, эта стадия заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; 3) окончание выполнения семьей воспитательной функции, этот период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; 4) дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; 5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. В данной периодизации, отражающей реалии семьи в нашей стране, автор вводит такие признаки, как наличие семей у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание совместно с родителями. 

Аморфность признаков при выделении стадий семейного цикла, по мнению Ю.Е. Алешиной, при исследовании национальных, демографических характеристик, приводит к изменению их границ. Поэтому в ряде работ рекомендуют использовать  такие критерии, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями.

Х. и М. Фельдманы предложили понятие «семейная карьера». Под этим они понимают совокупность ролей индивида, направленных на реализацию себя в какой-либо из важных сфер жизни, таких как досуг, работа или семья. Ими выделены два типа карьеры – внутрисемейные и внесемейные. К первому типу они отнесли четыре вида карьеры, названные карьера сексуального опыта, карьера супружества, родительская карьера и карьера в отношении родителей и взрослых детей. Авторы выделили следующие черты: 1) в каждой из них необходимо парное взаимодействие; 2) особенности реализации их индивидом зависят от особенностей его семьи; 3) в ходе реализации каждой из карьер индивид вступает в тесные связи с людьми своего поколения и людьми других поколений; 4) каждая карьера имеет свои особенности, сроки и тенденции. Индивид может реализовать все четыре карьеры или не одной, они могут пересекаться, одна вмешиваться в другую.

В настоящее время проблема выделения периодов семейной жизни остается далеко не решенной. Однако исследования дают важные данные. Д. Орснер выделил три возможных типа проведения свободного времени: совместный отдых, когда оба супруга занимаются одним и тем же вместе; параллельный, когда оба супруга занимаются одним и тем же, но в отдельности друг от друга; индивидуальный отдых, когда каждый занимается собственным делом. Как это влияет на семейные отношения? Совместный отдых характерен для брачного стажа от 0 до 5 лет и при стаже брака от 18 до 23 лет.

Исследования Дж. Медлинг и М. МакКери показали, что сходство ценностей по тесту Рокича положительно связано у людей, проживших в браке 26-50 лет.

Интересны исследования по контролю поведения родителей; они более контролируют свою жизнь при взрослых детях, а менее всего, когда у них дети-подростки. Изучение удовлетворенностью браком супругов показало, что удовлетворенность браком уменьшается после рождения первого ребенка, женщины переживают кризис острее. Нет данных, которые бы однозначно установили, что чем больше стаж семейной жизни, тем больше им довольны супруги. Уход детей из семьи оба родителя переживают. «Эффект пустого гнезда» легче переживается, если есть младшие дети или внуки.

Родительская роль, которая изменяется на каждой из стадий жизненного цикла семьи, приносит как радости, так и огорчения. К родительству в современном обществе никто не готовит, все происходит спонтанно, по примеру собственных родителей, книг для родителей или на примере какого-то собирательного образа.

Идея карьер, их конкуренции видна на примере воспитательной и профессиональной; ребенок является конкурентом профессиональной деятельности, особенно если мать работает. С рождением ребенка начинают функционировать все внутрисемейные карьеры. Успехи ребенка в школе, спорте, умение дружить свидетельствуют о том, как семья поработала над ребенком. Другим показателем служит помощь детей стареющим родителям. Сами супруги находятся меж двух полюсов: с одной стороны, подрастающие дети, с другой – их стареющие родители. Наиболее трудным периодом родительства является время, когда ребенок – подросток. Здесь остро стоит вопрос о контроле за своей жизнью и о контроле за ребенком. Очевидно, что дети не всегда доставляют радость и способствую удовлетворенности семейно жизнью.

Представление о жизненном цикле семьи и его стадиях важно для социальной работы с семьей, так как позволяет проводить семейное консультирование как технологии.

 

Вопросы для повторения

1 Раскройте сущность понятия «жизненный цикл семьи».

2 Каковы критерии выделения стадий жизненного цикла семьи?

3 Каково содержание каждой из стадий жизненного цикла семьи?

4 Каково значение диагностирования стадии жизненного цикла семьи для оказания социальной поддержки семьи?

Лекция 9 Типы семейного поведения

План

1 Брачное поведение

2 Супружеское поведение

3 Репродуктивное поведение

Люди вступают в брак, разводятся, вступают в сексуальные отношения, рожают и обихаживают детей. Для отдельного человека - это повседневные действия. Но из них складывается семейное поведение. Решение вступить в брак или родить ребенка - сугубо индивидуальное, но оно протекает под влиянием многих общественных и индивидуальных факторов. В частной жизни обнаруживается повторяющееся, закономерное, типичное, что позволяет говорить о существовании неких социальных моделей и образцов семейной жизнедеятельности. В этих моделях упорядочивается социальное воспроизводство человека, в других - сексуальные отношения, межкультурное и межличностное взаимодействие, в третьих - конструируется общественное устройство.

Именно в семейном поведении человек предстает как мужчина и женщина, имеющие пол, возраст, некую телесную и духовную организацию.

К основным типам семейного поведения относят брачное, сексуальное, репродуктивное.

Брачное поведение

Брачное поведение исследуется А.И. Антоновым, В.М. Медковым, Л.В. Чуйко, А.Б. Синельниковым, Л.И. Савиновым и др.

Брачное поведение - это социальная система, целью которой является удовлетворение потребности в браке посредством брачного отбора. Брачный отбор - это процесс выбора брачного партнера, который после заключения брака становится женой (мужем). Это наиважнейший поведенческий акт. В брачном поведении человек активен, ощущает себя субъектом, который совершает для себя важный поведенческий акт.

«Пришло время жениться, выходить замуж» - это общественное предписание людям, достигшим определенного возраста. Вступая на путь добрачного поведения, люди ищут себе половинку согласно общественным нравам. Веками складывались и продолжают действовать добрачные традиции, обряды, приметы, гадания. Такие слова как «сваха», «сватовство», «помолвка», «венчание», «крестины» означали важные для социального устройства действия, в которых были утверждены все социальные роли. В традиционном обществе действовала система подготовки человека к браку, так как отсутствие семьи снижало статус человека. Еще Платон писал о том, что брак должен вызвать одобрение мудрых людей. В любом обществе для брака выбирались сильные, красивые.

Процесс брачного отбора исторически конкретен, зависит от экономических, культурных, социальных и других условий и совершается по правилам, которые устанавливает социальная, национальная группа. Степень индивидуальной свободы выбора всегда не велика. Если общество допускает повторные браки, серийную моногамию или полигамию - выбор широк, если общество требует единобрачия, то выбор ограничен. Повсеместно в недавнем прошлом было распространено участие родителей в выборе брачного партнера. В некоторых культурах жених и невеста впервые встречались только на свадьбе.

Каковы же факторы брачного отбора? Важнейшими из них являются социокультурные правила экзогамии и правила эндогамии. Они четко очерчивают круг выбора брачных партнеров. Современная эндогамия действует в отношении межрасовых, межнациональных и межрелигиозных браков очень жестко. Поэтому межрасовые, межнациональные браки редки, а верующие люди ориентированы на заключение брака исключительно среди одиноверцев. В сельской местности контроль за выбором партнеров осуществляет вся община, а в городе свобода выбора более широка, но при этом существует влияние родных, друзей, социальной среды.

Правило экзогамии может быть закреплено в виде юридической нормы, как это случилось с запретом на браки между близкими родственниками.

Гомогамия и соседство относятся к следующей группе факторов брачного отбора. Гомогамия обозначает тенденцию к общности социальных, культурных, психологических характеристик людей. Вероятность того, что они обратят друг на друга внимание и их симпатия разовьется в любовь, значительно выше. Браки между социокультурно близкими людьми значительно стабильнее, так как в них первоначально заложено согласие, а не конфликт. В этом отношении важнейшими характеристиками являются возраст, этническая принадлежность, образование, социальный статус, уровень интеллекта, внешность. Споры ведутся относительно возраста вступающих в брак. Понятие «старше» или «младше» в социальном отношении не совпадает с физиологическим возрастом. Разница в 3 - 5 или 7 лет несущественна, т.к. эти люди одного поколения. В целом в современном обществе не принято иметь разницу между партнерами в браке с дистанцией в поколение.

 Соседство или территориальная близость, совместная работа или учеба повышают вероятность встречи с будущим супругом, у таких людей больше сходства по социальным признакам и интересам.

Следующим фактором является влияние родителей. Оно зависит от силы социальных связей и чувств, связывающих родителей и детей. В большинстве случаев дети воспринимают родительский опыт, как пример для подражания и прислушиваются к их мнению или, по крайней мере, знают об отношении родителей к их браку. По мнению группы психологов, образы матери и отца влияют на выбор брачного партнера и стили семейного поведения, обеспечивает предсказуемость поведения партнера в браке; брак заключается с тем, кто нравится. В то же время существует другая психологическая теория брачного выбора. Ее основной тезис состоит в том, что люди предпочитают для брака лиц с противоположными качествами. Эти разные позиции только подчеркивают реальное многообразие интересов и потребностей, лежащих в основе брака и семьи. Теория обмена Дж.Хоманса, благодаря которой брак можно рассмотреть как обмен нормативного порядка, от которого вступающие в брак получают различного рода блага материального, психологического, сексуального или психологического порядка. Реалии семейной жизни таковы, что один партнер в брак вкладывает больше, чем другой. Из-за этого возникают трудности семейного общения. Только в конце семейной жизни можно подвести итог тому, кто и сколько вложил в семью.

Не менее важным фактором, влияющим на брачный отбор, являются индивидуальные данные: внешний облик, социально-психологические характеристики (эмоциональность, экспрессивность, способность к сотрудничеству и т.п.), духовный облик.

Процесс брачного отбора включает следующие стадии: знакомство, ухаживание, решение на брак, вступление в брак. На всех стадиях партнеры оценивают друг друга, получают друг о друге информацию об интересах, культурных предпочтениях, увлечениях, взглядах на жизнь, в том числе и на семью. Но не все партнеры проходят все стадии. Иногда временная дистанция бывает краткой.

Соотношение полов в бракоспособных возрастах в различных регионах бывает различно. Поэтому «рынок» невест и женихов наполнен по-разному. В браках, заключенных между людьми различных социокультурных групп, встречается множество трудностей, спасти от которых может только любовь.

В недалеком прошлом в России брак носил сословный характер, браки заключались ради «дела», с соблюдением требований общности религиозной, национальной. Это свидетельствовало о приоритете общества над личностью: 1) брак был обязателен и представлял важное событие в жизни; 2) общение юношей и девушек носило матримонимальный характер; 3) влияние родителей на заключение брака было определяющим; 4) до вступления в брак юноши и девушки хранили целомудрие и в браке должны быть верными; 5) господствовал религиозный идеал брачной жизни.

 Современные нравы и законодательство делают брак личным делом, а семейную жизнь – частной. Для многих брачных пар типична поспешность, стихийность в выборе партнера. Однако в начале нового века многие социальные группы возродили свои брачные традиции и следуют им. Э. Фромм в работе «Быть или иметь» подчеркивал, что в рыночной системе хозяйствования преобладают прагматические ориентации и материальный успех. Н. Фон Ротшильд в своих книгах о знаменитых женщинах ХХ века также подчеркивает, что человек на рынке находится всегда. Следует отметить влияние средств массовой информации, массовой литературы, где пропагандируется брак с богатыми, красивыми и успешными.

 

Супружеское поведение

В основе супружеского (сексуального) поведения лежит удовлетворение полового влечения. Еще Гегель писал, что у человека все очеловечено, в том числе и инстинкты, потребности, человек все осознает и контролирует. З. Фрейд относил половое влечение к инстинкту, а нахождение объекта любви – к социально-культурному явлению. Имея физиологическую основу, сексуальное поведение полностью социально обусловлено и контролируется как человеком, так и обществом. Сексуальное поведение есть синоним понятия «половое поведение», но в отличие от последнего он подчеркивает внутренне-ценностную, мотивационную сторону человеческого поведения. Личности далеко не безразлично, кто будет сексуальным партнером. Половой акт рассматривается как социокультурный, благодаря которому удовлетворяются потребности в любви, общении, психологической совместимости, интимности. Для молодых людей немаловажное значение имеет сексуальное самоутверждение.

Для многих брачных партнеров половая жизнь является фактором стабильности супружеских отношений. А. Кинзи пишет, что существуют культуры, в которых сексуальная активность почти не ограничивается и воспринимается как обычная физиологическая функция, в других культурах о половой жизни не принято говорить, делиться ее подробностями, но это совсем не означает, что она «бедная». Сексуальная жизнь наиболее эмоциональная из всех проявлений человека. Сексуальные факторы, по мнению А. Кинзи, находятся среди тех факторов, от которых может зависеть счастье или несчастливость, сохранение или распад семей и брачных союзов, там, где имеются общие сексуальные интересы или некоторая общность понимания сексуальных потребностей друг друга, два человека, состоящие в браке, могут достичь согласия на эмоциональном уровне, который выше уровня человеческих контактов любого типа.

В сексуальном поведении отражен весь комплекс социальных знаний человека, его индивидуальность. Нормальная сексуальная жизнь во всех культурах есть половое отношение мужчины и женщины, а конкретные формы предписаны историческими традициями и культурой сексуальной жизни.

Понятие «половая» или «сексуальная культура» характеризует совокупность знаний, верований, социальных норм, запретов и предписаний, необходимых для ведения сексуальной жизни. Сексуальная культура выполняет регулирующую, нормативную роль во взаимоотношениях мужчины и женщины как сексуальных партнеров. В сексуальной культуре группы, общества даны образцы поведения, приемлемые в браке, семье.

Сексуальная культура проявляется в выполнении сексуальной роли. Сексуальная (половая) роль есть совокупность норм, определяющих должное сексуальное поведение мужчины и женщины. В соответствии с сексуальными ролями в сексуальном контакте от партнеров ожидается определенный тип поведения. В одних культурах мужчины должны быть довольно жестоки в половом контакте, а женщины нежны, в других женщина должна быть или пассивной или активной. Так что темперамент оказывается как бы ни причем.  Раз предписано, то следует выполнять, чтобы получить одобрение.

Исследователи определили несколько систем сексуальных ценностей в современном обществе: легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм, рационализм. Легализм как этическая сексуальная система ценностей признает сексуальные отношения только с целью деторождения и на основе легальных брачных союзов, не признавая внебрачные отношения. Ситуационная этика наиболее распространена в современных условиях и дозволяет по ситуации вступать в половые отношения по доброй воле, взаимной симпатии или любви. Гедонизм обращен к удовольствиям и сексуальным наслаждениям, которые необходимо удовлетворять по мере их появления, и с моральной легкостью. Аскетизм не признает сексуальных потребностей как развращающей человека чувственности, он признает только удовлетворение высших духовных потребностей. В атеистической стране такое поведение встречается крайне редко, но там, где религия распространена аскетизм и аскетическое поведение встречаются повсеместно. К старости большинство людей начинает ориентироваться на аскетизм в силу физиологического старения. Рационализм апеллирует к разумному выбору стратегии сексуального поведения. Секс рассматривается как средство решения многих проблем материального характера, изменения социального статуса, карьеры.

Половая мораль и ценности, лежащие в ее основе, базируются на двойном стандарте или гендерной асимметрии: к женщине предъявляются более строгие морально - половые требования, чем мужчине. Это связано с тем, что она мать или будущая мать, малейшие отклонения, видимые общественностью, негативно скажутся на семейной жизни и воспитании детей. Общество вопрошает, что делают дети, если их мать занята с сексуальным партнером в не предписанное время? Если отдельные отцы или матери не выполняют своих родительских функций, то последствия этого будет исправлять общество и его структуры.

За последнее время значительно возрос интерес к сексуальному поведению, оно всесторонне изучается, издается много литературы по проблемам секса, предназначенной для людей различного возраста и сексуального опыта.

Для молодежи стало характерным более раннее вступление в добрачные сексуальные отношения. Если в начале ХХ века этот возраст у юношей был 18 - 19 лет, то в конце века он снизился и в среднем составляет 16 - 17 лет. Однако в социальном отношении юноши и девушки прошлого были более подготовлены к самостоятельной жизни, чем сегодня. Ведь ныне человек становится специалистом только к 20 - 25 годам. Ранняя половая жизнь вызывает некоторую сексуальную усталость, привычку к безответственности и бессемейности. Она только увеличивает численность лиц, никогда не состоящих в браке, но имеющих детей. Ранняя половая жизнь ведет к росту юных матерей, к абортам в юном возрасте. Но для общества это не новая проблема. Ныне дети, рожденные вне брака, не воспринимаются как маргиналы. Степень распространенности добрачных, сексуальных связей зависит от семейного воспитания и контроля, сплоченности родительской семьи, общего состояния полового просвещения в обществе, принадлежности молодого человека к определенной молодежной субкультуре. Родители в нормальной семье всегда внимательны к своему ребенку и его взрослению. Они выступают за устойчивые и упорядоченные сексуальные отношения для своих детей, но часть родителей против раннего и добрачного, сексуального опыта своих детей.

Стремление людей иметь семью, основанную на любви и уважении, быть супругами наталкивается на преувеличение роли сексуальной жизни среди других форм человеческого существования, на проповедь сексуально-эротических действий как наиболее значимое средство самовыражения личности. Наиболее опасным для семьи и воспитания детей является циничное отношение к женщине. В нравственном прогрессе роль женщины-жены и женщины-матери неразделима; женщина хочет иметь мужа и отца, защитника себе и своим детям; женщина воспитательница своим детям, создательница дома, уюта. Женское тело всегда было священным как плодоносный сосуд. Поэтому его открытый показ является спорным. Поскольку в современном обществе сексуальное и репродуктивное поведение разделено, есть факты удовлетворения полового влечения через такие формы отклоняющегося поведения как гомосексуализм, групповой секс. Следует помнить, что христианство считает подобные поступки грехом, так как такие контакты ведут к прекращению человеческого рода, свидетельствуют о болезнях тела и души. 

Сексуальное поведение в браке - это другая проблема, которая представляет интерес. И. Кон, С. Голод считают, что сексуальная удовлетворенность есть одна из причин стабильности брака, а неудовлетворенность приводит к напряженности внутрисемейных отношений, конфликтам, разводам. Динамика сексуальных актов в браке зависит от возраста супругов, стадии жизненного цикла семьи. Наибольшая частота половых актов наблюдается у молодых супругов. Наличие детей, профессиональная занятость, бытовая усталость снижают остроту сексуальных ощущений. Немаловажную роль в динамике сексуальных отношений играет желание супругов или одного из супругов иметь ребенка. Развитие методов и средств контрацепции освобождает от чувства страха перед нежелательной беременностью.

Репродуктивное поведение

Репродуктивное поведение - это система отношений и действий, опосредующих рождение определенного числа детей в браке или вне брака. Многие события общественной и индивидуальной жизни интегрируются в процессе рождаемости. В разные исторические эпохи уровень рождаемости зависел от демографической структуры населения, норм рождаемости, здоровья женщин и мужчин, системы социального контроля.

Репродуктивное поведение выражается в таких понятиях как плодовитость, фактическое деторождение, бесплодие, контрацепция. Физиологи ввели понятия «репродуктивный процесс», «репродуктивный цикл». Репродуктивный процесс отражает последовательность событий, связанных с рождением детей. Для осуществления репродуктивного процесса большое значение имеют физиологические основы процесса и социокультурные нормы, регулирующие сексуальное поведение мужчины и женщины. К ним относятся нормы добрачных отношений: нормы ухаживания, нормы воздержания, нормы применения или неприменения контрацепции, нормы детности, мотивация рождения и искусственного прерывания беременности. Репродуктивный цикл состоит из действий, приводящих к зачатию и рождению ребенка. Цикл репродуктивного поведения при результате «рождение» состоит из следующих фаз: неприменение контрацепции - зачатие - вынашивание плода - рождение. Удовлетворение потребности в детях может быть нереализованным из-за спонтанного аборта, внутриутробной гибели плода по естественным или внешним причинам.

Сексуальное и репродуктивное поведение в традиционном обществе были взаимосвязаны, а дети представляли ценность как работники, как наследники, как кормильцы. Отсутствие детей в семье рассматривалось как нездоровье, как божье наказание. Следовательно, вся совокупность общественных отношений была направлена на поддержание семейности и многодетности.

В индустриальном обществе зародилась новая система брачно-семейных ценностей, при которой три вида человеческого поведения – брачное, сексуальное и репродуктивное не совпадают, а брак, детность не навязываются. Общество и семья, общество и личность находятся в состоянии противоречия: общество требует воспроизводства населения, его роста, а семья, личность ориентирована на однодетность; возрастает роль интимности; для самоутверждения и получения общественного признания необходимы образование, высокооплачиваемая работа, карьера. Люди испытывают потребности в детях, но уже не относятся к рождению детей как к неизбежности. Ценность детей для многих людей незначительная, и если одни готовы жертвовать всем и собой ради ребенка, другие с легкостью избавляются от плода или от ребенка. Господство норм многодетности приводило к повторяемости полного репродуктивного цикла неоднократно. При норме малодетности как ориентации общественного значения этот цикл у женщины бывает один - два раза, но при этом организму в его вынашивании плода ставятся препятствия в виде контрацепции или аборта.

Малодетность можно рассматривать как адаптивный механизм семьи к состоянию социально-экономического, политического, духовного развития общества. В России люди не хотят быть бедными, иметь плохое жилье и обездоленных детей, так как стандарты жизни существенно изменились за последние 20-30 лет. В этой ситуации ребенок должен быть ожидаемым, любимым, ему необходимо дать образование, воспитание, помочь в трудоустройстве. Ребенок семье обходится в значительную сумму, а большинство членов общества не надеется на помощь государства в содержании детей. В тоже время в старости родители надеются на помощь своих детей.

Существует многообразие индивидуального репродуктивного поведения. Разные люди имеют потребности в определенном количестве детей; различные ситуации дают возможность или препятствуют осуществлять эти цели; большое значение имеют ценностные ориентации супругов, пример окружающих, материальные факторы, взаимоотношения супругов. Одно и то же репродуктивное событие, например, беременность, оценивается по- разному: если это ожидаемая беременность, родители начинают исполнять роль матери и отца, готовиться к рождению ребенка; другие обдумывают иметь ли им ребенка, принимают решение, затем отказываются от него и т. д.

Рассмотрим элементы структуры репродуктивного поведения.

1) Потребность в детях – внутренний регулятор поведения у большинства людей, закрепленный в структуре личности. Желание иметь детей, определенное их количество заставляет изменить весь образ жизни. Можно выделить семьи, в которых преобладают семейные ценности - дети, забота о них, домашний уют, в них число рождений больше. Если преобладают внесемейные ценности (работа, карьера, образование), а ориентация на семью слаба, то число рождений будет меньше, больше применяются контрацептивные средства. Зачастую, второй ребенок есть результат повторного брака женщины.

2) Репродуктивные нормы, по мнению многих ученых, детерминированы общественным бытием. Это принципы, образцы поведения, регулирующие деторождение, принятые в различных социальных группах, к которым люди принадлежат или хотели бы принадлежать. 

3) На репродуктивное поведение влияют репродуктивные установки и репродуктивные мотивы. Репродуктивные установки - это психические состояния личности (А.И. Антонов), обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующие положительное или отрицательное отношение к рождению определенного количества детей. Они касаются таких вопросов, как применение контрацепции и допустимость абортов, готовности к рождению ребенка, интервалов между рождением ребенка и заключением брака, интервалов между рождениями детей, гармонии супружеской жизни. Репродуктивные мотивы - это побуждения индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного количества детей. В самом акте рождения есть личностный смысл, но сама мотивация создается обществом. Л.У. и М.Л. Гофманы выдвинули идеи о влиянии на репродукцию жизненного цикла семьи, о связи репродуктивной мотивации с конкуренцией различных потребностей и ценностей личности. Существуют экономические мотивы рождения детей (получение материальной выгоды), социальные мотивы (соответствие социальной норме, конформизм, престиж и статус), психологические мотивы (быть родителем, иметь любовь детей).

Удовлетворение потребности в детях происходит в конкретной ситуации, из которых складывается повседневная жизнь людей. Эти ситуации есть результат взаимодействия многих факторов как объективных, так и субъективных. Повседневная жизнь людей довольно однообразна и состоит из типичных поведенческих актов, достижения определенных, на первый взгляд, незначительных целей. При анализе репродуктивного поведения необходимо учитывать: во-первых, социальные ситуации, общие для всего круга семей. Они в зависимости от культуры супругов, их образования, жизненных планов, материальной обеспеченности, жилищных условий, профессиональных ролей оцениваются по-разному в семьях. Так, участие мужа в военной операции побуждает одни семьи к рождению детей, другие же будут этого избегать; во-вторых, внутрисемейные ситуации, такие как здоровье, семейные взаимоотношения, родственные связи и родственное влияние, общение с соседями и друзьями.

Малодетная среда требует от супругов планирования семьи, сознательного ограничения числа детей. Многодетность социального типа и ее среда поощряют рождаемость, осуждают искусственное прерывание беременности. Многодетность асоциального типа, характеризующаяся отсутствием заботы о детях, использованием их в качестве средства получения пособий и т. п., складывается стихийно в определенной среде, воспроизводит репродуктивные отношения определенных слоев населения.

Можно выделить несколько типов репродуктивного поведения супругов. Первый тип - плановое применение контрацепции до рождения ребенка, а рождение ребенка планируется. Второй тип - прибегание к контрацепции только после рождения ребенка, незапланированная беременность устраняется. Наконец, все больше людей стремятся иметь детей, но не способны, и прибегают к искусственному зачатию.

Таким образом, типы семейного поведения характеризуют как общественную, так и индивидуальную семейную жизнь. В них находит отражение взаимосвязь личного и общественного.

 

Вопросы для повторения

1 Какие типы семейного поведения выделяются специалистами в семьеведении?

2 Какие факторы влияют на брачное поведение человека в прошлом и настоящем?

3 Как, на Ваш взгляд, изменилось брачное поведение молодых людей в современном обществе?

4 Раскройте сущность сексуального поведения.

5 Каково отношение в обществе к внебрачным связям мужчины и женщины?

6 Каково значение здоровья человека и здоровой семьи для осуществления репродуктивной функции семьи?

 

Лекция 10 Быт и семья

План

1 Домашнее хозяйство как составная часть быта

2 Влияние быта на жизнь семьи

3 Влияние быта на формирование личности

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 494.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...