Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Природа семейных кризисов и конфликтов
На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными проблемами и может оказаться в ситуации, порождающей психологическое напряжение. Часть проблем семьи связана с прохождением через стадии жизненного цикла и их обычными событиями: сменой ролевой структуры, изменением численности, власти и т.п.). Они требуют мобилизации ресурсов семьи, согласия между супругами и родственниками. Другие проблемы (кризисы) порождены внешними обстоятельствами: политическими и экономическими кризисами, экологическими катастрофами, военными столкновениями, болезнями, смертью, потерей работы т.п. Каждое из событий стадии жизненного цикла имеет структурные стрессоры, определяющие физическое или психологическое членство в семейной структуре. Например, рождение первого ребенка дает нового члена семьи, главную заботу на много лет для родителей, требует навыков ухода, общения, игры и сопровождается уходом с работы, сокращением контактов с коллегами, изменением распорядка дня, появлением новых важных лиц – педиатра, медицинской сестры, воспитателя яслей. Психологи выделяют кризисные периоды в семье, протекающие напряженно. Первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно с понижением его психологического статуса. Из самого любимого и значимого партнер превращается в обычного человека с многими недостатками, то есть преувеличение положительных свойств в начале семейной жизни сменяется преувеличением недостатков. Предвзятость по отношению к партнеру, сравнение его с идеалом или кем-то реальным усугубляет кризис. Второй кризисный период (13-18 лет) связан с появлением психологической усталости друг от друга, желанием новизны, перемен. Обостряются сексуальные проблемы, проблемы общения. Разрешение кризисов зависит от условий, в которых зарождалась и развивалась семья, от желания сохранить семью. Собственно в семье есть следующие группы проблем: взаимоотношения супругов, взаимоотношения родителей и детей, взаимоотношения между детьми. В. М. Целуйко выделяет причины ошибок в семейном воспитании: 1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств от гиперопеки до пренебрежения личностью ребенка; 2) недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитания; 3) недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку. Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами и требуют какую-либо помощь. Поэтому постоянно осуществляется процесс выявления проблем конкретных семей и обобщения опыта оказания им помощи.
Психологический климат семьи Умение и желание понимать другого, удовлетворять его потребность в равенстве, подтверждать представления друг друга о семейных ролях - вот составляющие психологического климата. Психологический климат семьи выражается и в том, какие отношения и настроения преобладают в ней: восторженное, радостное, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Главное в семье - чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером. Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для этого рекомендуется овладевать следующими умениями: 1 «Держать улыбку» (потому что именно лицо - визитная карточка любого человека). 2 Обращать внимание на других (от знания каждым своих домашних зависит счастье семьи). 3 Слушать, что говорят другие. 4 Говорить «нет» не обижая. 5 Не вступать в конфликты (лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него). 6 Ободрять других, быть оптимистом. 7 Делать комплименты, отмечать успехи, достоинства членов семьи. Супружеские взаимоотношения должны обязательно выполнять своеобразную психотерапевтическую функцию - быть средством разрядки и успокоения. Достоинство одного супруга должно не унижать, а поддерживать достоинство другого. Муж и жена не должны быть друг для друга «закрытыми системами», «тайной за семью печатями». Супругам надо стараться избегать рассказов о проблемах своей семьи, следует говорить о достижениях. Супругам необходимо овладевать умением общаться на семейно-бытовые темы, быть корректными, не пренебрегать приятными манерами, учиться чувству эмпатии (т. е. направленности на другого), чаще совершая шаги навстречу друг другу, не допуская отчужденности, духом взаимопомощи. Семейным отношениям вредит излишняя навязчивость, сверхтребовательность, постоянный контроль за действиями супруга или даже его мыслями. С годами в благополучной семье супруги итак становятся единомышленниками. Принципы бесконфликтных отношений в семье: отсутствие ворчливости; сварливость убивает сначала любовь, потом брак; недопущение желания перевоспитать своего супруга (свою супругу); неприемлемость критики супруга (супруги), и не только на людях; искреннее восхищение его (ее) достоинствами; постоянное внимание друг другу; постоянная вежливость в обращении друг с другом; чтение литературы по вопросам брака и семьи. Есть семьи, которые умеют управлять неизбежными конфликтами, используя следующие приемы: - во-первых, четкий контроль над собственными эмоциями, которые мешают правильно оценивать происходящее; - во-вторых, анализ подлинных причин конфликта; - в-третьих, ограничение зоны конфликта, преодолевая желание «перейти в наступление по всему фронту»; - в-четвертых, отказ от излишней концентрации на защите; - в-пятых, за счет перестройки доводов «противника»; - в-шестых, достаточная активность, спокойствие, доброжелательный языковый стиль. Конфликты не получают развития в семье, если в них не попирается достоинство, если супруги, дети, родные способны проявить добрую волю к примирению, взглянуть на себя со стороны, вовремя остановиться, быть снисходительными, терпимыми и самокритичными, способными к проявлению чувства юмора.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 327. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |