Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа семейных кризисов и конфликтов




На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными проблемами и может оказаться в ситуации, порождающей психологическое напряжение. Часть проблем семьи связана с прохождением через стадии жизненного цикла и их обычными событиями: сменой ролевой структуры, изменением численности, власти и т.п.). Они требуют мобилизации ресурсов семьи, согласия между супругами и родственниками. Другие проблемы (кризисы) порождены внешними обстоятельствами: политическими и экономическими кризисами, экологическими катастрофами, военными столкновениями, болезнями, смертью, потерей работы т.п. Каждое из событий стадии жизненного цикла имеет структурные стрессоры, определяющие физическое или психологическое членство в семейной структуре. Например, рождение первого ребенка дает нового члена семьи, главную заботу на много лет для родителей, требует навыков ухода, общения, игры и сопровождается уходом с работы, сокращением контактов с коллегами, изменением распорядка дня, появлением новых важных лиц – педиатра, медицинской сестры, воспитателя яслей.

Психологи выделяют кризисные периоды в семье, протекающие напряженно. Первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно с понижением его психологического статуса. Из самого любимого и значимого партнер превращается в обычного человека с многими недостатками, то есть преувеличение положительных свойств в начале семейной жизни сменяется преувеличением недостатков. Предвзятость по отношению к партнеру, сравнение его с идеалом или кем-то реальным усугубляет кризис. Второй кризисный период (13-18 лет) связан с появлением психологической усталости друг от друга, желанием новизны, перемен. Обостряются сексуальные проблемы, проблемы общения. Разрешение кризисов зависит от условий, в которых зарождалась и развивалась семья, от желания сохранить семью.

Собственно в семье есть следующие группы проблем: взаимоотношения супругов, взаимоотношения родителей и детей, взаимоотношения между детьми. В. М. Целуйко выделяет причины ошибок в семейном воспитании: 1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств от гиперопеки до пренебрежения личностью ребенка; 2) недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитания; 3) недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку. Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами и требуют какую-либо помощь. Поэтому постоянно осуществляется процесс выявления проблем конкретных семей и обобщения опыта оказания им помощи.

 

Психологический климат семьи

Умение и желание понимать другого, удовлетворять его потреб­ность в равенстве, подтверждать представления друг друга о семей­ных ролях - вот составляющие психологического климата. Психологический климат семьи выражается и в том, какие отно­шения и настроения преобладают в ней: восторженное, радостное, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подав­ленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чув­ствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверен­ным. Главное в семье - чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким обще­нием, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для этого рекомендуется овладевать следующими умениями:

1 «Держать улыбку» (потому что именно лицо - визитная кар­точка любого человека).

2 Обращать внимание на других (от знания каждым своих домаш­них зависит счастье семьи).

3 Слушать, что говорят другие.

4 Говорить «нет» не обижая.

5 Не вступать в конфликты (лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).

6 Ободрять других, быть оптимистом.

7 Делать комплименты, отмечать успехи, достоинства членов семьи.

Супружеские взаимоотношения должны обязательно выполнять своеобразную психотерапевтическую функцию - быть сред­ством разрядки и успокоения. Достоинство одного супруга должно не унижать, а поддерживать достоинство другого. Муж и жена не должны быть друг для друга «закрытыми системами», «тайной за семью печатями». Супругам надо стараться избегать рассказов о проблемах своей семьи, следует говорить о достижениях.

Супругам необходимо овладевать умением общаться на семейно-бытовые темы, быть корректными, не пренебрегать приятными манерами, учиться чувству эмпатии (т. е. на­правленности на другого), чаще совершая шаги навстречу друг другу, не допуская отчужденности, духом взаимопомощи. Семейным отношениям вредит излишняя навязчивость, сверхтребовательность, постоянный контроль за действиями супруга или даже его мыслями. С годами в благополучной семье супруги итак становятся единомышленниками.

Принципы бесконфликтных отношений в семье: отсутствие ворчливости; сварливость убивает сначала любовь, потом брак; недопущение желания перевоспитать своего супруга (свою су­пругу); неприемлемость критики супруга (супруги), и не только на людях; искреннее восхищение его (ее) достоинствами; постоянное внимание друг другу; постоянная вежливость в обращении друг с другом; чтение литературы по вопросам брака и семьи.

Есть се­мьи, которые умеют управлять неизбежными конфликтами, используя следующие приемы:

- во-первых, четкий контроль над собственными эмоция­ми, которые мешают правильно оценивать происходящее;

- во-вторых, анализ подлинных причин конфликта;

- в-третьих, ограничение зоны конфликта, преодоле­вая желание «перейти в наступление по всему фронту»;

- в-четвертых, отказ от излишней концентрации на защите;

- в-пятых, за счет перестройки доводов «противника»;

- в-шестых, достаточная активность, спокойствие, доброжелательный языковый стиль.

Конфликты не получают развития в семье, если в них не попирается достоинство, если супруги, дети, родные способны проявить добрую волю к примирению, взглянуть на себя со стороны, вовремя остановиться, быть снисходительными, терпимыми и самокритичными, способными к проявлению чувства юмора.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...