Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Задачи семейного консультирования
Консультирование семейное – целенаправленное воздействие на семью, ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами. Семейное консультирование направлено на разрешение семейных конфликтов. Работа ведется с психически здоровыми людьми, причины семейных конфликтов не рассматриваются как последствия психических отклонений. Если же будет установлено психическое расстройство личности, то в данном случае будут работать врачи – психотерапевты, психиатры. Семейное консультирование предполагает работу с семьей на разных стадиях жизненного семейного цикла. Основными методами семейного консультирования являются убеждение, просвещение, воспитание, анализ ситуации, конструктивная дискуссия в группе или индивидуальная. Семье требуется оказание консультативной помощи по различным вопросам супружеских отношений и взаимоотношений родителей и детей, воспитанию. При этом консультант должен быть специалистом широкого профиля, но, прежде всего, педагогом и психологом. Консультант по семейным вопросам должен работать на основе следующих правил: - уважение к клиенту; - воздерживание от критических замечаний в адрес клиента и его семьи; - не искать виноватого; - демонстрация эмпатии; - избегание властвования; - указывайте направления и цели; - открытость для желания клиента изменяться к лучшему. Работа консультанта осуществляется по следующим этапам: 1) установление взаимопонимания; 2) сбор необходимой информации; 3) точное определение проблемы; 4) поиск возможных путей решения проблемы; 5) рекомендации, коррекционные меры; 6) поддержка семьи. Семейный консультант работает с отдельными проблемами. Например, детские страхи, ложь и воровство, детский алкоголизм. В поле зрения консультанта находятся особые категории семей: приемные семьи; мачехи и отчимы; расширенные семьи; неродные семьи; родители-инвалиды; разводящиеся семьи. Таким образом, семейное консультирование помогает семье получить непредвзятый ответ на свои трудности.
Вопросы для повторения 1 Каковы причины кризисов и конфликтов в жизни семьи ? 2 Какие кризисные периоды выделяют психологи в жизнедеятельности семьи? 3 Каковы типичные ошибки родителей в воспитании детей? 4 Что такое «психологический климат семьи»? 5 Каковы правила общения в семье между супругами, родителями и детьми, между детьми? 6 Какие существуют приемы достижения бесконфликтности в семье? 7 В чем состоят задачи семейного консультировании?
Лекция 12 Семейная социализация План 1 Сущность семейной социализации 2 Исторические особенности семейной социализации 3 Факторы, влияющие на семейную социализацию
Сущность семейной социализации Социализация – это термин, который используется для описания процесса, в ходе которого люди обучаются социальным нормам и их соблюдению, делающего возможным передачу культурного опыта от поколения к поколению и существование общества. Социализация может пониматься, с одной стороны, как интернализация социальных норм, которые из внешних становятся внутренними, частью «Я» индивида, а с другой, как элемент социального взаимодействия, при котором люди в процессе деятельности стремятся отвечать ожиданиям общества. Выделяют три стадии социализации: начальную – социализацию ребенка в пределах семьи; среднюю – обучение в школе; завершающую – социализацию взрослого человека, принимающего на себя роли социального деятеля (работника, супруга и т.д.) Семейная социализация - сложный процесс, в результате которой идет подготовка к будущим семейным ролям и осуществляется формирование зрелой личности. Семья оказывает свое социализирующее влияние посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем сильнее ее влияние. А.И. Антонов пишет о том, что сплоченность семьи предполагает ценностное единство, наличие фамилизма, приоритета семьи, подчиненность интересов индивида семейным нормам. Нормативное воздействие осуществляется с помощью норм-образцов, моделей поведения, семейных обычаев и ритуалов. Их содержание в основном совпадает в большинстве семей. Поэтому общение с другими семьями протекает в ситуации конформной для каждого участника. Нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-принципов, которые также передаются в семье. Информационное воздействие семьи создает целостную картину мира, которую человек и воспринимает как единственно истинную. Вместе с семьей действуют и другие агенты социализации человека, которые подкрепляют ценности семьи или навязывают другие. В конечном итоге за индивидом остается свобода выбора ценностей, норм, стандартов поведения. В неблагополучной семье сплоченность семьи создается приверженностью асоциальным нормам, которые трудно изменить в процессе воздействия на членов семьи со стороны общества. В разных теориях социализации подчеркиваются разные аспекты семейной социализации. В психоанализе внимание сосредоточено на инстинктивных влечениях и роли бессознательного. Семейные взаимоотношения типологизируются по линиям мать – сын, отец – дочь, считается, что уже в детстве складываются все конфликты личности и общества и влияют на всю последующую жизнь. Усвоенные в семье социальные ограничения создают механизм социальной ответственности, совести, умения подчинять «Я» интересам групп, ставить жизненные цели. В когнитивных теориях роль семьи видится в моральном развитии личности ребенка. «Правильная» социализация ведет личность к ответственности, к компетентности, к пониманию ценности своего «Я», принятию других как ценности. Теории потребностей выделяют семью как структуру, в которой формируются не только потребности существования, но и потребности социального уровня – в труде, учебе, творчестве, самоуважении, самореализации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 437. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |