Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторические особенности семейной социализации




В традиционном обществе ребенок находился в полной власти своих родителей, которые определяли ему вид производственной и семейной жизни. Детство было кратким периодом подготовки к взрослой жизни, и с наступлением физической зрелости, наступала взрослость. Сироты не были полноправными членами в расширенной семье, а подкидыши воспитывались в приютах, работных домах. Начиная с ХVII века детство признается как особый период, семья готовит ребенка к жизни, обучая его основам грамотности, арифметики, богословию в домашних условиях или школах. В ХIХ веке на образование стали обращать все больше внимания, как и моральному фактору. Общество движется к всеобщему начальному образованию или влиянию общества на умы людей. Но постепенно начинает ослабевать влияние семьи. Идеалом становится образованный ребенок. Сироты и внебрачные дети воспитываются отдельно от других детей. Только в ХХ веке эти дети формально стали полноправными членами детского сообщества. Малая семья передает ребенка обществу, оставляя для него только выходные дни.

В ХХ веке проявилась тенденция к снижению воспитательного потенциала семьи в индустриальных странах. Это объясняется процессами, происходящими в семье, на протяжении всего пути перехода от традиционной к нуклеарной семье. Малодетность, серийная моногамия, трудности социально-экономического характера сужают круг родных, сводят социальные роли к набору базовых; не всем удается быть женой, большинство не будут никогда братом, дядей. На смену родственным связям приходят дружественные и все чаще деловые.

Для России на протяжении ХХ века были характерны постоянные политические, экономические кризисы. Люди ответили на эти кризисы ограниченной семейной жизнью, взрослые не хотят подвергать своих детей трудным испытаниям, отказываются от детей. Все это привело к депопуляции. Социализирующие функции семьи ввиду вовлеченности женщины в общественное производство были переданы государственным институтам (дошкольным учреждениям, школе, оздоровительным лагерям, медицинским работникам, педагогам).

Единый семейный авторитет распался на ряд семейных авторитетов, создался конфликт авторитетов. Родители вкладывают в воспитание столько времени, сколько им оставляет работа и карьера, педагогические знания. В неполной семье возрастает влияние матери, поэтому она должны быть безупречна во всех семейных и внесемейных проявлениях, что является трудно достижимым идеалом. Многие женщины-матери не ставят перед собой подобной задачи, дают детям некий минимум знаний, навыков семейной жизни и далее предоставляют юношам и девушкам полную свободу действий.

Отсутствие общего семейного дела в большинстве семей, как это было в крестьянской или ремесленной семье, не позволяет детям наследовать профессию родителей. Прорыв в образовании в России в годы индустриализации, космической и военной гонке был обусловлен бесплатностью образования и его уровнями, позволяющими населению стать образованным, технически грамотным. Образованные поколения пришли на смену малограмотным родителям. Ныне перед детьми развертывается широкий спектр профессий, но для их овладения сложились принципиально иные условия, и прежде всего платность. Семейное влияние остается в виде советов при выборе профессии и помощи в обеспечении учебы.

Другой аспект социализации в новых условиях состоит в том, что она растягивается до 23-25 лет в связи с получением образования, трудоустройством. Сегодня взрослый – это человек самостоятельный, состоявшийся профессионал. Ранее это был 14-16 летний человек, хорошо владевший профессией предков, ведущий такой же образ жизни, ибо социальных перемен почти не было.

Ослабление семейного, родительского авторитета привело к влиянию других агентов социализации. Сегодня на первом месте находятся средства массовой коммуникации, прежде всего телевидение, создающее образ мужчины, женщины. Это образ, созданный в интересах развития рыночной экономики, стимулирующий потребительство, посредством шоп-туров, шопингов и прочих программ.

Семье остается только влияние через любовь и близость. Социальная значимость этих качеств заключается в том, что их проявление не ограничивается рамками семьи, а распространяются на родных и близких. Духовно-эмоциональные основы семейной жизни создают уникальный микроклимат нормальной, нравственно здоровой семьи. Особое значение в социализации придается материнской любви.

Ориентиром в анализе процессов социализации являются функции и стадии жизненного цикла семьи. Они позволяют сказать, что влияние семьи особенно велико в младшем возрасте, но при этом семья выполняет все свои функции, и по мере взросления ребенок постепенно отстраняется в мир своих интересов, обрастает иным окружением, все больше времени проводит вне семьи, родных. Однако остается невидимая связь между ребенком и семьей в виде ценностей, принципов, соблюдения правил поведения, традиций.

 

Факторы, влияющие на семейную социализацию

Понятие «самодостаточная семья» употребляется для обозначения семей, самоуправляющихся, располагающих необходимыми внутренними ресурсами (В.И.Митрохин). В этом смысле семейная социализация выступает как один из ресурсов, поддающихся анализу и процедуре измерения. Семейная социализация, ее эффективность зависит от следующих факторов, исходящих от семьи:

- воспитательного воздействия взаимоотношений супругов;

- содержания родительского примера;

- численности и состава семьи;

- духовно-нравственной атмосферы семьи;

- педагогической культуры родителей;

- степени родительской ответственности.

В современной России в благополучных семьях развиваются такие направления социализирующего семейного воздействия, как:

- духовно-мировоззренческое и общекультурное развитие членов семьи на основе науки, художественной литературы, в духе общечеловеческих ценностей;

- физическое развитие, результатом которого является здоровый образ жизни;

- социальное научение гражданским и социальным правам, привитие интереса к истории страны, ее культуре, ее достижениям;

- трудовое воспитание как подготовка членов семьи к дисциплине, овладение навыками домашнего труда.

Результатом семейной социализации является гармоничное развитие членов семьи, позволяющее ориентироваться в обществе, адаптироваться к разным ситуациям. Семейная социализация должна подвести молодое поколение при достижении брачного возраста к созданию собственной семьи, воспроизводству таких семейных ценностей как дети, семейное благополучие, домашний очаг, порядок, здоровье и благополучие членов семьи, забота о престарелых, помощь в воспитании детей.

В социальных учреждениях различной ведомственной принадлежности ведется систематическая работа по оказанию помощи семье в воспитании детей, их подготовке к жизни, включая и семейную.

 

Вопросы для повторения

1 Что понимается под социализацией личности?

2 Каковы стадии социализации личности?

3 В чем заключаются особенности семейной социализации?

4 Каковы основные агенты семейной социализации?

5 Как происходит семейная социализация в благополучных и неблагополучных семьях?

6 Сравните социализацию детей в традиционном и индустриальном обществе.

7 Какие факторы влияют на социализацию личности в современном российском обществе?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...