Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Родственная помощь семье с особыми проблемами




Не каждая семья может и готова выполнять свои основные функции. Зачастую у семьи возникают проблемы, лежащие в сфере межличностных, внутрисемейных отношений, а так же имеющие истоки во внешней среде. Семейное благополучие или неблагополучие является критерием для выделения особого типа семей, которым необходимо оказывать всестороннюю помощь, защищать членов семьи, особенно детей. Данный критерий довольно условен. Любая семья может оказаться в трудной жизненной ситуации.

Благополучной можно считать семью, которая выполняет все семейные функции, имеет согласие относительно настоящего и будущего семьи. С позиций семейно-родственных отношений такая семья постоянно поддерживает контакты с родными по линии мужа и жены в той или иной форме. В трудную жизненную ситуацию именно они приходят на помощь в первую очередь.

Неблагополучные семьи ученые делят на четыре основных типа: конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная и асоциальная. В конфликтной семье преобладают отношения конфронтации по любому поводу. Этот тип семьи достаточно распространен и дает постоянные разводы. В аморальной семье не выполняются моральные и этические нормы (пьянство, насилие в разных формах). Дети в таких семьях чаще болеют, в том числе и психическими заболеваниями, отстают в учебе, допускают различные проступки. В педагогически несостоятельной семье родители не имеют знаний о воспитании детей, о правилах взаимоотношений родителей и детей, их уровень общей культуры низкий. В асоциальной семье родители ведут криминальный образ жизни, демонстрируют пренебрежение к социальным нормам, прививают детям навыки противоправного поведения.

Специальные исследования показывают, что дети повторяют во многом образ жизни своих родителей, получают привычки семейных взаимоотношений. Существуют династии не только культурных людей, но и преступников, алкоголиков и т.д.

Критерий затрудненного социального функционирования лежит в основе выделения семей «группы риска». К ним относят: семьи разводящихся родителей; неполные семьи с отчимом или мачехой; многодетные малообеспеченные; семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи мигрантов; семьи, где есть психически больные члены; семьи, где есть в местах лишения свободы члены семьи и т.п. Это выделение можно продолжить ввиду многообразия жизненных ситуаций. Для неблагополучной семьи характерен распад близко-родственных отношений, отчуждение между всеми родственными линиями. Встречающаяся псевдо дружба проявляет себя как в асоциальном поведении, так и в трудной жизненной ситуации, когда родственники не хотят оказать существенную помощь. Например, у детей, оставшихся без попечения родителей, есть родные, но они не хотят взять детей под свое покровительство; зачастую даже небольшая материальная помощь помогает сохранить семью и т.д. Поэтому неблагополучные семьи и семьи « группы риска» требуют особого внимания со стороны государства, выполняющего по отношению к ним роль благодетеля и «отца». Их проблемы можно решать за счет благотворительности, социальной поддержки, социального обслуживания.

 

Вопросы для повторения

1 Каково значение выделения типов семейных структур для исследования семьи?

2 Каковы критерии для выделения типов семей?

3 Что характерно для семьи как для малой группы?

4 Какие типы брака и семьи выделены в науке?

5 Что понимается под родством?

6 Укажите основные родственные структуры.

7 Каково значение для семьи родственных отношений?

 

Лекция 7 Функции семьи в изменяющемся мире

План

1  Функционализм о явных и латентных функциях

2  Типологии функций семьи

 

Функционализм о явных и латентных функциях

Интерес к взаимозависимости различных элементов общества выражен в эволюционной теории и детерминизме. Функционализм направлен на объяснение одного вида деятельности посредством анализа ее последствий в отношении какого-либо другого вида деятельности, социального института. Наиболее важные положения функционализма следующие:

1) Социальная деятельность может иметь как явные, так и латентные (скрытые) функции в отношении другой деятельности. Например, переход к нуклеарной семье совершается независимо от намерений отдельных членов общества, так как индустриализация требует свободы географических перемещений, личной независимости.

2) Социальная деятельность может способствовать поддержанию стабильности социальной системы. Так, семья является опорой общества и человека в ситуации социального кризиса.

3) Социальная деятельность может способствовать удовлетворению основных потребностей или функциональных предпосылок.

Функция (исполнение, свершение) как научная категория означает: 1) роль, выполняемую определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого; 2) зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; 3) стандартизированное социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальным институтом.

Функции семьи – это способы проявления активности и жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи важны как для личности, так и для общества. На основе знания функций и их диагностики в семье можно установить основные проблемы семейной жизни и проводить социальную работу с семьей.

 

Типологии функций семьи

Семья является более сложной социальной системой, чем брак, поскольку она объединяет супругов, их детей, родных. Социальные функции семьи имеют два основных источника: потребности общества и специфику самой семейной жизни. Функции семьи исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с трансформацией одних функций и возникновением других. Главная мысль при изучении семьи состоит в понимании важности каждой из функций семьи. Ведь общество закрепляет за семьей именно те роли, которые она способна выполнить.

В научной литературе проводятся различные типологии функций семьи. В ряде работ выделяют специфические и неспецифические функции. Специфические функции, по мнению А. Г. Харчева, вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, а неспецифические – те, которые семья вынуждена выполнять в определенных исторических условиях.

В учебном пособии под редакцией Л.Т. Шинелевой «Феминология. Семьеведение» употребляется понятие « сферы общественной жизни», подразумевая функции. Есть и другие классификации функций семьи.

На основе специальных научных исследований жизнедеятельности семьи и обобщая работы ведущих ученых, можно выделить следующие функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоционально-психологическая, сексуальная, досугово-креативная, защитная, социально-компенсационная, социально-статусная и др. Каждая функция имеет важное значение для обеспечения жизнедеятельности семьи. Остановимся на содержании функций семьи.

Репродуктивная функция основывается на физическом здоровье человека и обеспечивает биологическое воспроизводство в обществе и удовлетворяет потребность в детях. Эта функция регламентирована так же и социальнокультурными нормами. В дореволюционной России рождаемость была высокой и многодетность была типичным состоянием семьи. Вступая на путь индустриального развития, каждая страна, включая Россию, сталкивается с проблемой воспроизводства населения, так как расширенное воспроизводство утрачивает свое значение для семьи, вовлеченной в процесс общественного производства, и число детей в семье сокращается из поколения в поколение. Так, если в начале ХХ века в России преобладала многодетность, то к концу века суммарный коэффициент рождаемости по стране равнялся 1,0 – 1,1.

Экономическая функция семьи связана с созданием и воспроизводством средств к жизни, обеспечением материального благополучия и семейного дохода. Заработанные семьей средства идут на удовлетворение жизненно необходимых средств: питание, жилье, одежда, содержание нетрудоспособных членов семьи - детей и престарелых.

Хозяйственно-бытоваяфункция – это организация ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь в домашних делах. Домашний труд экономит много средств каждой семье, так как он связан с закупкой необходимых средств для жизни, приготовлением пищи, уборкой дома, выполнением мелкого ремонта жилья, обуви и т.п. За последнее столетие в исполнение данной функции было привнесено много бытовых приборов, облегчающих домашний труд, развивалась служба быта, розничная торговля, совершенствовалось жилищно-коммунальное хозяйство. Однако, роль хозяйственно-бытовой функции возросла, так структура потребления семьи изменилась, расширилась, большинство семей стали зажиточнее, чем сто или пятьдесят лет назад. Ведущая роль здесь принадлежит женщине.

Воспитательная функция семьи или функция социализации направлена на полноценное развитие личности, на сохранение и передачу семейных обрядов, традиций, ценностей. Данная функция состоит не только в воспитании подрастающего поколения, но и во влиянии детей на родителей. Это позволяет всем членам семьи реализовать свои родительские и родственные потребности в кругу самых близких людей. Благодаря семейной социализации развиваются навыки межличностных отношений, овладение социальными ролями. Традиционно женщина уделяет больше внимания воспитанию детей.

Эмоционально-психологическая функция обеспечивает получение членом семьи индивидуальной психологической защиты, эмоциональной поддержки. Благодаря ей человек удовлетворяет потребность в психологическом комфорте, в ощущении ценности своего «Я», в личном счастье.

Досугово-рекреативная функция удовлетворяет потребности семьи в проведении организованного отдыха, досуговых интересов. Досуговая деятельность в семье обладает значением сплочения семьи, укрепления супружеских, родительских уз, установлению гармонии в семье. Досуг исключает праздное времяпровождение, безделье. Благополучные семьи имеют богатые традиции проведения семейных праздников, игр, отдыха, чтения книг, просмотра фильмов и их обсуждения, отдыха на природе ради здоровья, любительских занятий (цветоводство, огородничество и т.п.).

Социально-статусная функция обеспечивает членам семьи определенный социальный статус. Он связан с происхождением семьи, брачными союзами, занимаемыми должностями, репутацией членов семьи. Социальный статус зависит от профессии, ее престижности в обществе, от уровня образования членов семьи. Как правило, родители стремятся, чтобы их дети получали образование и выбирали профессии, позволяющие достойно жить и быть социально активными, культурными людьми.

Социально-компенсационная функция обеспечивает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизни. Она регламентирует установление обязательств мужа и жены, родителей и детей в отношении семейных обязанностей, налагает ответственность за исполнение семейных ролей, регулирует взаимоотношения между поколениями. Данная функция иначе может быть названа социальным контролем за поведением членов семьи.

Сексуальнаяфункция обеспечивает прежде всего удовлетворение естественной потребности супругов в регулярном сексе. Это жизнь взрослых, социально ответственных людей. Интимность составляет часть жизни взрослого человека, она характеризует его здоровье, культурный облик, нравственную направленность.

Семья и общество связаны между собой посредством функций семьи, изменяющихся под влиянием экономики, культуры, политики, морали. По сущности своей в любом типе семьи, в любом социальном слое функции едины, так как позволяют семье, ее членам быть и в семье и в обществе.  

Функции семьи в той или иной степени берет на себя общество: так, врач лечит больного, но выхаживает его семья, учитель учит, а родители помогают учиться, обеспечивая условия.

Нередко семья не исполняет предписанные ей обществом функции, утрачивает свою привлекательность как семья в целом. Это вызывает кризис семьи в обществе или кризис жизнедеятельности отдельной группы семей. Поэтому научение семейным функциям и их исполнению является важной задачей общества, частью социальной работы с семьей.

М.С. Мацковский обобщил материалы по изучению семейных функций, который представлен в следующей таблице.

 

Таблица 1 – Функции семьи

Сферы семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
1 2 3
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Биологическое воспроизводство общества
Воспитательная Социализация молодого поколения   Удовлетворение потребности в родительстве, общении с детьми, их воспитании, самореализации в детях
1 2 3
Хозяйственно-бытовая   Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Оказание хозяйственно-бытовых услуг и получение их от других
Сфера первичного социального контроля   Моральная регламентация поведения членов общества, ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, между поколениями Формирование и поддержание моральных и правовых санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов, психотерапевтическое воздействие на них Получение членами семьи психологической защиты, эмоциональной поддержки, удовлетворение потребности в личном счастье и любви
Сексуальная Контроль за сексуальным поведением Удовлетворение сексуальных потребностей

 

Вопросы для повторения

1 Что понимается под функциями семьи?

2 Каково значение функций семьи для ее жизнедеятельности?

3 Дайте характеристику функциям семьи.

4 Какую роль играет знание функций семьи в оказании ей социальной помощи и поддержки?

 

Лекция 8 Жизненный цикл семьи

План

1 Понятие жизненный цикл

2 Стадии жизненного цикла семьи

        

Понятие жизненный цикл

Понятие «жизненный цикл» обычно употребляется для обозначения полного цикла развития личности, что включает детство, подростковый возраст, юность, зрелость, пожилой возраст и смерть. Данное понятие в социологическом смысле указывает на восприятие индивидом социально конструируемых категорий возраста и на наличие различных вариантов социального взросления и старения, используется и во вторичном смысле для истории отдельных семей. В этом варианте жизненный цикл является процессом, включающим разные периоды семейной жизни. Это категория микроанализа семьи, рассмотрения ее как малой социальной группы, где люди встречаются, как писал Ч. Кули, лицом к лицу, когда о каждом судят по его личным качествам.

В семье человек имеет уникальную возможность быть самим собой, жить по неписанным правилам. Жизненный цикл семьи разделен на стадии (фазы) по наиболее важным событиям. Поэтому критерии выделения стадий могут быть различными. Цикличность повторяема из поколения в поколение, при разводе и создании новой семьи цикл повторяется по его основным стадиям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...