Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы профилактики и коррекции социально и педагогически запущенных детей




Методы профилактики социально-педагогической запущенности.

1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, ситуаций занимательности; ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности;

2. Методы организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: методы личностной и групповой перспективы, коллективные игры, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.                      

3. Методы общения и взаимодействия в различных ситуациях: уважение, педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, педагогическое предостережение, анализ поступка, решение конфликтной ситуации.                                                                                                         

4. Методы психолого-педагогического воздействия и стимулирования активности ребенка: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного, требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.

 

Методы психолого-педагогической коррекции запущенности

1. По направленности выделяют следующие методы: коррекции эмоциональной, когнитивной, поведенческой, мотивационной, коммуникативной сфер личности;                                                                                                                                   

2. По цели и содержанию: методы коррекции дисгармонии индивидуально-психологического развития; нарушений развития свойств субъекта деятельности, общения, самосознания; коррекции отношения к детям, родительской и профессиональной компетентности.

Представим систему психолого-педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности в виде таблицы.

Система психолого – педагогической коррекции социальной и педагогической запущенности дошкольников и младших школьников (Р.В. Овчарова)

 

Подструктуры личности Предметы коррекции Педагогические приемы Психологические приемы
Индивидуально типологические особенности личности   - дисгармония развития; - нестабильность и ригидность нервной системы; - неразвитость произвольности психических процессов. - Понимание,     сочувствие; - снятие напряжения; - рационализация воспитательно-образовательного процесса - Развитие произвольности в двигательной сфере, познавательной и эмоциональной сфере, в общении и поведении; - когнитивная тренировка; - терапия искусством; - систематическая дисенсибилизация.  
Свойства субъекта общения - высокая тревожность; - слабая социальная рефлексия; - трудности общения; - неадекватное поведение; - низкий социальный статус. - Доверие к личности ребенка; - формирование реально осознаваемых мотивов поведения и реально действующих; - анализ конфликтных ситуаций; - пример и авторитет педагога в отношении к детям. - Игровая коррекция поведения в группе; - ролевое научение; - коммуникативные игры и упражнения» - расшатывание традиционных позиционных ролей» - статусное перемещение детей
Свойства субъекта деятельности - дисгармония мотивов учения; - школьная тревожность; - низкая учебно-познавательная активность; несформированность основных учебных умений; - слабая обучаемость   - руководство ролевым взаимодействием детей в игре;                       - ролевой диалог педагога с запущенным ребенком;                           - творческое самовыражение ребенка в игре;                       - обогащение предметной среды; позитивное стимулирование;               - авансирование успеха;                                - парциальная оценка результатов;         - наглядные опоры в обучении;                         - комментируемое управление;                        - создание учебных ситуаций с элементами новизны;                            - опора на жизненный опыт детей;                           - поэтапное формирование умственных действий;                      - опережающее консультирование по трудным темам;              - щадящая учебная нагрузка.                   - Снижение значимости учителя;                                        - снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника;                               - десинсибилизация к оцениванию;                                  формирование адекватной самооценки школьных успехов;                                         - релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.                                       
Свойства субъекта самосознания - Нарушенный образ «Я»;                        - неадекватная самооценка;                    неудовлетворенность притязаний на признание;                      - комплекс неполноценности. - Безусловное принятие ребенка;             - эмоциональное поглаживание;                  - ожидание завтрашней радости. - Психологический массаж;         - идентификация;                          - зеркальное отражение;              - развитие позитивного восприятия других;                      - самовнушение: «Я хочу, я могу, я буду».

Важную роль методы психологической коррекции играют в общении психолога с родителями социально и педагогически запущенных детей и их педагогами.

Так, в работе с родителями можно использовать следующие методы: родительские дискуссии на темы воспитания, групповой анализ семейных коммуникаций, анализ характеристик «идеального родителя и ребенка», методы семейного портрета, семейного совета, семейная хроника, семейная скульптура и т.п.

К методам коррекции личностно-профессиональных недостатков педагогов можно отнести следующие: педагогический анализ деятельности и отношений с детьми, педагогические этюды, педагогическая импровизация, педагогическое прогнозирование, анализ конфликтных ситуаций и пр.

В отношении воспитателей, родителей и учителей могут быть использованы методы релаксации, эмоциональной децентрации, идентификации с ребенком, расширения средств самовыражения, эмпатийного слушания, социальной рефлексии, моделирования поведения, позитивного восприятия детей. Названные методы помогут снять чувство вины, личностную тревожность педагогов и родителей, будут способствовать преодолению их эмоциональной холодности, авторитарности, принятию запущенного ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...