Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление тревожности




А.М. Прихожан разработала психокоррекционную программу индивидуальной работы с детьми-дошкольниками (5-6 лет), испытывающими тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера. Программа подразумевает совместную работу с родителями ребёнка и направлена на обогащение и переориентацию их совместного эмоционального опыта, а также выработку некоторых новых способов отношений, прежде всего оценки деятельности и поведения ребёнка.

Основные блоки программы:

· Проработка и отреагирование страхов ребёнка и родителей (как отдельно, так и в совместной игре и рисунках), обучение новым формам «обращения» со страхом (победить персонажа, вызывающего страх, или подружиться с ним), драматизация страхов, обмен ролями;

· Работа по повышению у ребёнка чувства собственных возможностей при соответствующей оценке со стороны взрослого и одновременно чувство защищённости, межличностной надёжности;

· Работа по обогащению эмоционального опыта ребёнка позитивными переживаниями;

· Проработка с родителями имеющегося у них образа ребёнка и связанных с этим их внутренних конфликтов.

 Психолог также выделяет следующие методы преодоления тревожности, которые применимы как для детей школьного, так и дошкольного возраста:

1. Метод последовательной десенсибилизации: ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и, кончая теми, которые вызывают сильную тревогу. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету.

2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры-драматизации, где сначала с помощью кукол-петрушек, а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации. Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах».

   Также в данном направлении очень перспективной является методика игр-писем, предложенная Кучеровой Е.В., целью которой является оптимизация игрового диалога родителей с тревожным ребёнком. В основе данной программы лежит идея прочтения родителем ребёнку писем от сказочного персонажа и совместное выполнение детьми и их родителями различных заданий.

В содержание писем включены разделы, условно названные «Обсуждение», «Рисование», «Игра и действие», «Драмматизация и движение», «Специальные приемы». Содержание ставит задачу совместного обсуждения чувств, переживаний, состояния главного героя, оказавшегося в той или иной значимой для тревожного ребенка ситуации, а также чувств и переживаний персонажей литературного произведения, рекомендованного для чтения. Рисование применяется в текстах для изображения положительных и отрицательных событий, вызывающих яркую эмоциональную реакцию ребенка. В содержание писем входят игры, в том числе подвижного характера, для вынужденной со стороны взрослого совместной деятельности с ребенком. В содержание писем включены специальные игры – упражнения, целью которых является изображение ситуаций, относящихся к переживаниям тревожного ребенка. Применялись головоломки, лабиринты и другие формы занимательной деятельности, способствующие получению совместного со взрослым результата. В разделе «Специальные приемы»использовался метод альтернативных поступков, предусматривающий несколько возможных вариантов выхода из той или иной значимой для тревожного ребенка ситуации.

Костина Л.предлагает использовать в качестве эффективного средства преодоления тревожности в дошкольном возрасте игровую терапию. По мнению автора, дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно.

.Психолог выделяет следующие программы коррекции тревожности:

· программа «сказочная шкатулка» (цель-снижение уровня тревожности дошкольника путём снятия эмоционального и телесного напряжения). Здесь предполагаются занятия по трём циклам. Ребёнок от наблюдения за поведением взрослого в проблемной ситуации переходит к самостоятельным действиям. Этот переход осуществляется за счёт придумывания и последующего проигрывания сказок.

· Программа «само-чувствие» (цель – выработка уверенности в себе и повышение навыков самоконтроля, освоение новых эффективных социально приемлемых стратегий поведения). Программа проводится в два цикла, каждый из которых включает 6-7 занятий – игр.

· Программа «это – я». В программу включены три цикла игр («это я» - включает в себя игры, основная цель которых – повышение активности, самоценности ребёнка; «это я и мои друзья» - игры на снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми; «это я и мои чувства» - цель – помочь ребёнку различать и определять собственные чувства, развивать эмоциональное самовыражение).

Хухлаева О.В. и Хухлаев О.Е. предлагают ещё один подход к преодолению тревожности – использование терапевтических сказок. Психологи предлагают сказки, которые направлены непосредственно на снижение тревожности.

Е.К. Лютова, Г.Б.Монина рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.                    

3. Снятие мышечного напряжения.                                          

Для повышения самооценки психологи рекомендуют почаще играть с тревожными детьми в такие игры по кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе..», которые помогают детям узнать о себе много приятного, взглянуть на себя «глазами других». Чтобы о достижениях конкретного ребенка узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

Обучение ребенка умению управлять собой в волнующих ситуациях происходит посредствам использования следующих методов и приемов: ролевые игры, элементы психогимнастики, беседы, отработка конкретных навыков (например, навык ответа у доски), рисование страхов, анализ художественных произведений.

Снятие мышечного напряжения происходит за счет организации с детьми специальных подвижных игр. Методическое пособие Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной включает описание упражнений на релаксацию и дыхание, этюды на расслабление мышц, игры, способствующие расслаблению, игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

Овчарова Р.В. считает, что тревожность – один из признаков невроза, и работа по её преодолению – это работа по профилактике невроза. Психолог занималась проблемой тревожности детей младшего школьного возраста. По её мнению, с подлинной школьной тревожностью можно встретиться только после прохождения адаптивного периода в школе (1-3 месяца).

Автор предлагает программу преодоления школьной тревожности у учащихся первого класса, которая направлена на решение следующих задач:

1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворённости – неудовлетворённости, но и потому что гипертрофированные потребности, порождая бурные эмоциональные реакции препятствуют формированию продуктивных навыков деятельности и общения;

2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильного сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы;

3. Учитывая конфронтационный характер тревожности на личностный образ, максимально «укрепить» конкурирующие образования;

4. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.

Ученый также предлагает включить в работу по преодолению тревожности и учителей. Они могут по отношению к тревожным детям использовать специальные оценки, в которых максимально развёртываются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы. При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности.

Коррекция тревожности школьников достаточно хорошо описана в учебном пособии Е.И. Рогова. Работа по преодолению тревожности, по мнению психолога, может осуществляться на трёх взаимосвязанных уровнях:

1. Обучение приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых знаний, навыков, умений и т.п. ведущих к повышению результативности деятельности;

3. Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.

В коррекционной работе автор предлагает использовать следующие приёмы: «переинтерпретация» симптомов тревожности, «настройка на определённое эмоциональное состояние», «дыхание», «использование роли», «доведение до абсурда» и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...