Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины возникновения тревожности




 

- тревожность обусловлена во многом психодинамическими свойствами, чаще тревожность обнаруживают дошкольники и школьники с меланхолическим и холеричиским типом темперамента;

- тревогу пораждает и собственный опыт неудач, это может приводить к тому, что даже успех ребенок расценивает не как результат собственных действий, а как везение;

- тревожность может возникать и у детей с хорошей результативностью, высоким положением в группе сверстников, в классном коллективе, здесь тревога обусловливается чрезмерными притязаниями дошкольника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований;

- тревожность может формироваться под влиянием типа семейного воспитания, характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, другими словами, неблагоприятная психологическая атмосфера стимулирует появление неуверенности в себе и тревожности.

Остановимся более подробно на характеристике типов семейного воспитания, которые наиболее благоприятствуют развитию устойчивой тревожности у детей. Интересным, на наш взгляд, является подход Е.В. Кучеровой. Ученый выделяет следующие типы семей, имеющих детей с устойчивой тревожностью:

Первый тип воспитания был присущ семьям, в которых мать воспитывает ребёнка одна, без отца, либо отец редко контактирует с ребёнком, поскольку имеет другую семью. В семьях подобного типа отмечается повышенная тревожность у матерей, которая путём эмоционального заражения переносится на ребёнка. Мама в такой семье не предоставляет ребёнку элементарной свободы действий. У взрослого в такой семье часто возникают всевозможные, порой необоснованные опасения относительно детского здоровья, поведения. Такими мамами в общении с ребёнком предвосхищаются негативные последствия детской деятельности, ставятся препятствия для самостоятельности и активности. Первый тип воспитания характеризуется также тем, что роль лидера в воспитательных вопросах всегда принадлежит матери. Другие члены семьи находятся на «второстепенных» ролях при осуществлении воспитательных воздействий.

Вторую группу семей отличает подход к процессу воспитания как к изолированному процессу решения педагогических задач. Общение с ребёнком сводится к навязыванию роли «послушного» ребёнка. В семьях подобного типа наиболее часто отсутствует единство требований к ребёнку. Неуверенность ребёнка связана с тем, что он не может приспособиться или плохо приспосабливается в силу особенностей нервной системы к разноречивым требованиям взрослых. Обычно, роль строгого непреклонного родителя выполняет отец, а роль «защитника» - мать. Общение с ребёнком направлено на то, чтобы приучить к полезному делу, заставить заниматься и т.д.

Третья группа семей близка ко второй, но характеризуется тем, что лидером воспитательного процесса является представитель первого поколения семьи: дедушка или бабушка как диктующая глава семьи. Родители ребёнка являются зависимыми от старших членов семьи. Они находятся на положении «взрослых» детей. Скрытые разногласия, борьба за лидерство и независимость, неумение строить взаимоотношения – все эти факторы придают атмосфере в семьях третьего типа характер напряжения и беспокойства, что складывается на общем эмоциональном состоянии ребёнка.

Четвёртому типу семейного воспитания тревожных детей свойственен подход к осуществлению делового одностороннего воздействия на ребёнка, ограничение общения с ребёнком гигиеническим уходом за ним. Часто такой тип воспитания присущ семьям, где тревожный ребёнок является ребёнком от первого брака или внебрачным ребёнком. У взрослых в семьях подобного типа присутствует недоверие к возможностям ребёнка, к тому, что ребёнок может себя проявить как самостоятельная личность. Для детей особенно характерно ощущение подавленности, преобладание пессимистического настроения, несвойственного дошкольникам.

Наряду со специфическими чертами при характеристике четырех типов семейного воспитания Е.В. Кучерова выделяет следующие общие черты: в таких семьях проявления инициативы, активности детей не вызывает поощрения. У взрослых из всех четырех типов семей присутствует недооценка или игнорирование детской деятельности, в том числе игры. Совместная с ребенком деятельность носит эпизодический и эмоционально ненасыщенный характер. Ребенок является либо пассивным участником – исполнителем, либо подчиненным лицом, исполняющим указания взрослого. В целом, взрослые не придают особого значения фактам совместной с ребенком деятельности.

Особенности преодоления тревожности у детей и школьников

Обозначим некоторые общие пути преодоления тревожности:

1. прежде всего, следует попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т.е. повысить самооценку, вселить уверенность, обучить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности;

2. важно обучать детей специальным навыкам саморегуляции, которые помогают справиться с тревожностью:

- полезно применять рациональную психотерапию, т.е. показать, что тревогу испытывают все люди, что она необходима и помогает справиться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;

- следует настроить ребенка на определенное эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого «приятные воспоминания»: «Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!»;

- необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;

- медики и психологи рекомендуют учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выдох, задержка дыхания;

- «мысленная тренировка» – научить ребенка мысленно вначале с помощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершенного действия, так и до деятельности;

3. В практике коррекционной работы используют и такой прием, как доведение до абсурда: ребенку предлагается сыграть сильный страх, тревогу и т. п.

4. Большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрослого, его умение подбодрить ребенка, вселить уверенность: вовремя брошенная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похлопывание по плечу – все это способствует повышению жизненного тонуса, снятию напряжения.                                                                                                                                    

5. Известно, что для тревожных людей невыносимо ожидание события, какого-то дела, такое ожидание буквально изводит их, поэтому по возможности таких детей нужно избавить от травмирующего ожидания;

6. Преодолеть тревожность помогают различного рода двигательные упражнения, обучение детей двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями – важный фактор и повышения их уверенности в себе и снятии тревожности;

7. недопустимо усиливать тревожность ребенка страхом наказания, как само наказание, кроме наказания огорчением самого взрослого, так и предчувствие и боязнь его должны быть устранены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...