Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пути предупреждения и преодоления неуверенности
Здесь можно выделить три стратегические линии: - повышение реальных достижений ребенка и школьника, то есть достижений объективного успеха; - изменение отношения к ребенку значимых других; - изменение отношения ребенка и школьника к самому себе. В качестве конкретных направлений работы выступают следующие: - целенаправленное создание педагогом ситуаций успеха, создать ситуацию успеха – значит заведомо дать такое задание ребенку или подростку, с которым он справится, поставить его в такие обстоятельства, где достижения гарантированы; - полезно также ставить реальные цели перед ребенком в разных видах деятельности и в проблемных ситуациях, требующих определенных усилий, не превышающих действительные возможности дошкольника и школьника; - следует отмечать малейшие положительные сдвиги в поведении и поощрять их, при этом важно избегать сравнения достижений ребенка с достижениями других, что любят делать педагоги, сравнение нужно проводить с собственными же достижениями, т. е. с тем, как он выглядел в недавнем прошлом; - оценивая ребенка, не следует переносить такую оценку на всю личность, оцениваться должна деятельность и ее результативность, в случае отрицательной оценки, лучше давать ее конкретным действиям, в случае положительной – можно похвалить и ребенка в целом; - полезно научить ребенка трезво оценивать неудачу, но обязательно нужно раскрывать перспективы будущих удач: «Сегодня у тебя получилось не очень хорошо, но завтра получится гораздо лучше, надо только немного потренироваться; - целесообразно привлекать дошкольников к самооценке, при этом делая акцент на положительных чертах; - хорошим средством является привлечение к оценке других детей с установкой найти положительное в результате, процессе и т. п.; - в практике работы детского сада и школы оправдывает себя и такой прием, когда с ребенком проводят упреждающие занятия, чтобы в последующем, когда это задание будет дано всем, ребенок выполнил его не хуже других, что стимулирует позитивное самовосприятие. Программы коррекции неуверенности Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у детей 10 – 12 лет (И.В. Дубровина). Основные задачи программы: - обеспечение школьника средствами самопознания; - повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление чувства собственного достоинства; - развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности; - формирование мотивации самовоспитания и саморазвития; - обеспечение необходимыми психологическими средствами развития фантазии, воображения. Реализация программы строится в три этапа: 1. Ориентировочный (3 – 4 занятия). 2. Развивающий (8 – 9 занятий). 3. Проективный (3 – 5 занятий). Каждый этап предполагает работу по четырем блокам: · Вербальные и невербальные формы уверенного поведения. · Способы преодоления трудностей и решение проблем. · Средства и формы самопознания. · Поддержка и повышение представлений школьника о собственной значимости и ценности. Программа предполагает проведение с детьми 16 занятий, по 1,5 часа каждое. На занятиях используются следующие форы и методы работы с детьми: игровые методы; метод групповой дискуссии; метод «репетиции поведения», элементы психогимнастики.
Тренинг уверенности в себе (А.М. Прихожан). Тренинг нацелен на преодоление «синдрома неудачника» и неуверенности в себе, посредством овладения приемами самодиагностики и самосовершенствования, и техниками уверенного поведения. Программа состоит из четырех взаимосвязанных частей: 1. Неудачники и победители. На данном этапе представлены техники и диагностики осознания того, кого считать неудачником и кто считает неудачником себя. 2. Работаем над проблемой. Данный этап в работе помогает клиенту распознать сопротивление, психологические барьеры и защитные механизмы, которые препятствуют решению проблем, а также помогает ответить на следующие вопросы: «Как понять свою проблему?», «Что же делать с проблемой?». 3. Полюбить себя. Предложенные на данном этапе техники работы с клиентом направлены на развитие самопринятия, самоуважения и самоодобрение, а также на гармонизацию «Я – Концепции» личности. 4. И наконец уверенность в себе. Данный раздел программы включает тренинг уверенного поведения и овладения своим эмоциональным состоянием.
Тренинг уверенности в себе (Мануэль Дж. Смит). Цель тренинга – развитие ассертивности, выработка настойчивости, умения настоять на своем. Основные направления в работе: - знакомство с правами личности; - выработка умения использовать права личности; - выработка решительности в словесном общении; - изменение форм поведения (тренаж уверенного поведения.
Тревожность Основные вопросы: Общая характеристика тревожности (основные теории, виды тревожности). Специфика проявления и причины возникновения тревожности у детей и школьников Особенности преодоления тревожности у детей и школьников Коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление тревожности Основная литература: 1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 192 с. 2. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми// Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1991. 3. Кучерова Е.В. Игровой диалог взрослого с ребенком, его специфика у тревожных детей // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. – Пермь, 1993. – с.102 – 119. 4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. – М., 2001. 5. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2001. 6. Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. – М., 1996. 7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2000.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |