Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути предупреждения и преодоления неуверенности




Здесь можно выделить три стратегические линии:

- повышение реальных достижений ребенка и школьника, то есть достижений объективного успеха;

- изменение отношения к ребенку значимых других;

- изменение отношения ребенка и школьника к самому себе.

В качестве конкретных направлений работы выступают следующие:

- целенаправленное создание педагогом ситуаций успеха, создать ситуацию успеха – значит заведомо дать такое задание ребенку или подростку, с которым он справится, поставить его в такие обстоятельства, где достижения гарантированы;

- полезно также ставить реальные цели перед ребенком в разных видах деятельности и в проблемных ситуациях, требующих определенных усилий, не превышающих действительные возможности дошкольника и школьника;

- следует отмечать малейшие положительные сдвиги в поведении и поощрять их, при этом важно избегать сравнения достижений ребенка с достижениями других, что любят делать педагоги, сравнение нужно проводить с собственными же достижениями, т. е. с тем, как он выглядел в недавнем прошлом;

- оценивая ребенка, не следует переносить такую оценку на всю личность, оцениваться должна деятельность и ее результативность, в случае отрицательной оценки, лучше давать ее конкретным действиям, в случае положительной – можно похвалить и ребенка в целом;

- полезно научить ребенка трезво оценивать неудачу, но обязательно нужно раскрывать перспективы будущих удач: «Сегодня у тебя получилось не очень хорошо, но завтра получится гораздо лучше, надо только немного потренироваться;

- целесообразно привлекать дошкольников к самооценке, при этом делая акцент на положительных чертах;

- хорошим средством является привлечение к оценке других детей с установкой найти положительное в результате, процессе и т. п.;

- в практике работы детского сада и школы оправдывает себя и такой прием, когда с ребенком проводят упреждающие занятия, чтобы в последующем, когда это задание будет дано всем, ребенок выполнил его не хуже других, что стимулирует позитивное самовосприятие.

Программы коррекции неуверенности

Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у детей 10 – 12 лет (И.В. Дубровина).

Основные задачи программы:

- обеспечение школьника средствами самопознания;

- повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление чувства собственного достоинства;

- развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;

- формирование мотивации самовоспитания и саморазвития;

- обеспечение необходимыми психологическими средствами развития фантазии, воображения.

Реализация программы строится в три этапа:

1. Ориентировочный (3 – 4 занятия).

2. Развивающий (8 – 9 занятий).

3. Проективный (3 – 5 занятий).

Каждый этап предполагает работу по четырем блокам:

· Вербальные и невербальные формы уверенного поведения.

· Способы преодоления трудностей и решение проблем.

· Средства и формы самопознания.

· Поддержка и повышение представлений школьника о собственной значимости и ценности.

Программа предполагает проведение с детьми 16 занятий, по 1,5 часа каждое. На занятиях используются следующие форы и методы работы с детьми: игровые методы; метод групповой дискуссии; метод «репетиции поведения», элементы психогимнастики.

 

Тренинг уверенности в себе (А.М. Прихожан).

Тренинг нацелен на преодоление «синдрома неудачника» и неуверенности в себе, посредством овладения приемами самодиагностики и самосовершенствования, и техниками уверенного поведения.

Программа состоит из четырех взаимосвязанных частей:

1. Неудачники и победители. На данном этапе представлены техники и диагностики осознания того, кого считать неудачником и кто считает неудачником себя.                                                                                                                                                        

2. Работаем над проблемой. Данный этап в работе помогает клиенту распознать сопротивление, психологические барьеры и защитные механизмы, которые препятствуют решению проблем, а также помогает ответить на следующие вопросы: «Как понять свою проблему?», «Что же делать с проблемой?».                                                    

3. Полюбить себя. Предложенные на данном этапе техники работы с клиентом направлены на развитие самопринятия, самоуважения и самоодобрение, а также на гармонизацию «Я – Концепции» личности.                                                                                

4. И наконец уверенность в себе. Данный раздел программы включает тренинг уверенного поведения и овладения своим эмоциональным состоянием.                                      

 

Тренинг уверенности в себе (Мануэль Дж. Смит).

Цель тренинга – развитие ассертивности, выработка настойчивости, умения настоять на своем. 

Основные направления в работе:

- знакомство с правами личности;

-  выработка умения использовать права личности;

- выработка решительности в словесном общении;

- изменение форм поведения (тренаж уверенного поведения.                                                                                                                                         

 

Тревожность

Основные вопросы:

Общая характеристика тревожности (основные теории, виды тревожности).

Специфика проявления и причины возникновения тревожности у детей и школьников

Особенности преодоления тревожности у детей и школьников

Коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление тревожности

Основная литература:

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. – 192 с.

2. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми// Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1991.

3. Кучерова Е.В. Игровой диалог взрослого с ребенком, его специфика у тревожных детей // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. – Пермь, 1993. – с.102 – 119.

4. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. – М., 2001.

5. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2001.

6. Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. – М., 1996.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2000.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...