Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика тревожности




Тревожность это состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность становится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность.

Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожности выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы со стороны педагога и психолога.

Анализ современных психологических исследований тревожности приводит к заключению, что они исходят в основном из четырех основных источников: классических теорий эмоций, психоанализа, неофрейдизма и теории научения.

Тревожность в классических теориях эмоций понимается как:

- одна из форм страха (Джемс – Ланге);

- комплексное эмоциональное состояние, которое может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение (К. Изард).

Тревожность в классическом психоанализеопределяется как неприятное эмоциональное переживание. Содержанием тревожности являются переживание неопределённости и чувство беспомощности. По мнению З. Фрейда, тревожность характеризуется тремя признаками: специфическим чувством неприятного, соответствующими соматическими реакциями, осознанием этого переживания. Он выделил следующие виды тревожности: объективная (реальный страх) – на опасность во внешнем мире, невротическая – на опасность, не определяемую и не известную, и моральная – «тревожность совести». Невротическая тревожность близка к тому, что принято описывать в терминах тревожность как личностное образование, или высокий уровень тревожности. Моральная тревожность возникает вследствие восприятия эго опасности, идущей из супер-эго и представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности.

   А. Фрейд выделяла тоже три основных вида тревожности: объективная тревожность, боязнь супер-эго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой. Тревожность, с точки зрения А. Фрейд, - основной фактор, порождающий защитный процесс и ведущий к неврозу.

Понимание тревожности в неофрейдизме наиболее ярко представлено в работах К. Хорни. Она вводит термин «базальная тревожность» для обозначения переживания глубокой ненадёжности и смутной озабоченности. Это чувство изолированности и беспомощности в мире, который ребёнок воспринимает как потенциально враждебный себе.

   В теориях научения тревожности,точнее тенденции к ее уменьшению, придается основное значение в социализации ребёнка. Она может способствовать выработке как положительных качеств, так и отрицательных, таких, например, как агрессия или чрезмерная зависимость (Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, Р. Уолтерс).

Дж. Тейлор впервые дает определение тревожности, которое и на современном этапе принимается многими психологами – исследователями. Под тревожностью автор понимает переживание нейтральной ситуации как угрожающей и соответствующее этому поведенческое стремление избегания воображаемой угрозы.

В отечественной психологии, чаще всего, различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Ханин Ю.Л. отмечает, что тревога как состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых переживаний напряжённости, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. А  тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Виды тревожности

 

Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (личностная тревога).

Выделяется также устойчивая тревожность в какой – либо сфере (межличностная, экологическая и др.) – её принято обозначать как специфическую, частную, - и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Специфика проявления и причины возникновения тревожности у дошкольников и школьников

   Проанализируем особенности проявления тревожности и причины ее возникновения.

Характерными проявлениями тревожности у детей являются следующие:

- беспокойство;

- трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем – либо;

- мышечное напряжение;

- раздражительность;

- нарушения сна;

- слезливость;

- пассивность и скованность;

- неадекватные реакции;

- возможны покраснения, тики, заикание и т.п.

Психологи называют следующие признаки проявления школьной тревожности:

- волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях;

- ожидание плохого отношения к себе со стороны педагогов и сверстников;

- ожидание получить отрицательную оценку со стороны учителей и одноклассников.

Перейдём теперь к рассмотрению причин тревожности. В литературе чаще всего выделяются следующие причины:

 

Причины, вызывающие тревогу

1.Субъективные (информационные) причины:

- неверное представление об исходе предстоящего события;

-  завышение субъективной значимости предстоящего события.

2. Объективные причины:

- экстремальные условия;

- ситуации, связанные с неопределенностью исхода;

- утомление;

- беспокойство по поводу здоровья;

- нарушения психики;

- влияние формакологических средств и других препаратов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...