Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика уверенности и неуверенности, специфика их проявления и причины возникновения у дошкольников и школьников




Важной стороной человеческого самосознания является уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства, ценности.

Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые он ставит перед собой сам (В.В. Давыдов).

Неуверенность, наоборот, проявляется в неверии в свои силы и способности, в отказе от выполнения деятельности, удовлетворении своих желаний и потребностей. Неуверенный человек ограничивает сферу своих способностей, лишает себя перспектив личностного роста и развития. Неуверенность нередко сопровождается повышенной тревожностью, чувством неполноценности, ранимости и незащищенности.

Неуверенного дошкольника и младшего школьника можно узнать по специфическим проявлениям:

- низкая мотивация деятельности, отказ от попыток добиться успехов, притязания на легкую деятельность;

- высокий уровень тревожности при выполнении любой деятельности: «я не справлюсь», «я не смогу», закрывается рукой, например, при рисовании;

- нерешительность в ситуации выбора и негативные ожидания в соревновательных ситуациях;

- плохая социальная адаптация, застенчивость, повышенная чувствительность к критике;

- отрицательное отношение к детскому саду (школе), воспитателям (учителям), сверстникам;

- неспособность в ряде случаев принять похвалу, которая воспринимается с недоверием, как насмешка.

В конечном итоге неуверенность является той глубинной инстанцией личности, которая формирует самые различные типы защитного поведения. С одной стороны, неуверенность в сочетании с тревожностью, застенчивостью, мнительностью может порождать социальную пассивность, которая при внутренней конфликтности и чувстве неполноценности выражается в скованности, недоверии ко всему, стремлении отказаться от деятельности и взаимодействия. С другой стороны, неуверенность может выражаться в социальной импульсивности, которая при ощущении собственной неполноценности и высокой притязательности стимулирует ребенка к проявлению конфликтности, враждебности и агрессивности

В.Г. Ромек обобщает описанные в психологии особенности, которые характеризуют уверенное, неуверенное и агрессивное поведение подростков, юношей и девушек. Представим их в виде таблицы.

 

Характеристика уверенного, неуверенного и агрессивного поведения

 

Параметры Агрессивное поведение Уверенное поведение Неуверенное поведение
Контакт глаз Пристальный взгляд, прямо в глаза собеседнику Устойчивый контакт глаз, смотрят в глаза собеседнику в момент предъявления требования, отводят, когда слушают возражения. Отсутствие контакта глаз, смотрят в потолок, под ноги и т.д.
Дистанция общения Минимальная. На партнера все время наступают, вторгаются в его территорию Оптимальная. Соответствует принятой в данной среде стандартам дистанции официального общения Стремиться к увеличению: от партнера «отступают».
Жестикуляция Бурная. Размахивают руками, совершают шумные и неожиданные движения. Соответствует смыслу сказанного. Напряженная. Судорожно перебирают бумаги, не знают куда деть руки и т.п.
Тон, громкость голоса Крики, вопли, угрожающие интонации. Говорят короткими фразами. Собеседника не слушают, не дают договорить. Говорят достаточно громко, чтобы быть услышанным собеседником. Уверенные интонации. Внимательно выслушивают собеседника. Говорят тихо, сбивчиво, стремятся сократить паузы в разговоре. Фразы неоправданно затянуты.
Чувства. Злость, ярость Спокойствие, уверенность Страх, тревога, вина
Содержание речи Упреки, угрозы, приказы, оскорбления Информирование о своих правах, желаниях, действиях Оправдания, извинения, объяснения
Местоимение «Я» Используется. В фразах содержатся угрозы и приказы Используется. Указывает на тот факт, что я сам стою за данным требованием Используется неопределенная форма глагола. Речь от третьего лица.
Содержание требования Угрозы, приказы Краткие и четкие Не возможно понять, что хочет человек
Обоснование Не дается Краткое и четкое Длинное и путанное, с извинениями

 

 Причины возникновения неуверенности

1. Неустойчивость, противоречивость «Я – концепции», низкая самооценка.

2. Опыт собственных неудач. Низкая оценка уровня реальных достижений.

3. Неоптимальная система взаимоотношений ребенка с родителями, педагогами. Подчеркивание родителями недостатков ребенка, постоянное недовольство его действиями, лишение самостоятельности, ориентация на контроль быстро приводит к неуверенности и тревожности, слепому следованию авторитету. То же можно сказать и о педагогах. Исследования показывают, что там, где воспитатели и учителя излишне ориентированы на требовательность, контроль, где преобладают отрицательные оценки над положительными, дети демонстрируют противоположные уверенности стили поведения: либо импульсивность, либо пассивность.

4. Неоптимальная система взаимоотношений со сверстниками. Исследования психологов показывают, что общительно–враждебные и необщительно– враждебные дети отличаются от общительно–доброжелательных именно неуверенностью, чувством неполноценности и тревожности. Большое место имеет успех и признание в группе детского сада и классном коллективе. В работах Т.В. Сенько (1991) убедительно показывается, что непризнание взаимосвязано с отрицательным доминированием, либо с отрицательным подчинением как выражениями неуверенности в себе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...