Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая характеристика уверенности и неуверенности, специфика их проявления и причины возникновения у дошкольников и школьников
Важной стороной человеческого самосознания является уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства, ценности. Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые он ставит перед собой сам (В.В. Давыдов). Неуверенность, наоборот, проявляется в неверии в свои силы и способности, в отказе от выполнения деятельности, удовлетворении своих желаний и потребностей. Неуверенный человек ограничивает сферу своих способностей, лишает себя перспектив личностного роста и развития. Неуверенность нередко сопровождается повышенной тревожностью, чувством неполноценности, ранимости и незащищенности. Неуверенного дошкольника и младшего школьника можно узнать по специфическим проявлениям: - низкая мотивация деятельности, отказ от попыток добиться успехов, притязания на легкую деятельность; - высокий уровень тревожности при выполнении любой деятельности: «я не справлюсь», «я не смогу», закрывается рукой, например, при рисовании; - нерешительность в ситуации выбора и негативные ожидания в соревновательных ситуациях; - плохая социальная адаптация, застенчивость, повышенная чувствительность к критике; - отрицательное отношение к детскому саду (школе), воспитателям (учителям), сверстникам; - неспособность в ряде случаев принять похвалу, которая воспринимается с недоверием, как насмешка. В конечном итоге неуверенность является той глубинной инстанцией личности, которая формирует самые различные типы защитного поведения. С одной стороны, неуверенность в сочетании с тревожностью, застенчивостью, мнительностью может порождать социальную пассивность, которая при внутренней конфликтности и чувстве неполноценности выражается в скованности, недоверии ко всему, стремлении отказаться от деятельности и взаимодействия. С другой стороны, неуверенность может выражаться в социальной импульсивности, которая при ощущении собственной неполноценности и высокой притязательности стимулирует ребенка к проявлению конфликтности, враждебности и агрессивности В.Г. Ромек обобщает описанные в психологии особенности, которые характеризуют уверенное, неуверенное и агрессивное поведение подростков, юношей и девушек. Представим их в виде таблицы.
Характеристика уверенного, неуверенного и агрессивного поведения
Причины возникновения неуверенности 1. Неустойчивость, противоречивость «Я – концепции», низкая самооценка. 2. Опыт собственных неудач. Низкая оценка уровня реальных достижений. 3. Неоптимальная система взаимоотношений ребенка с родителями, педагогами. Подчеркивание родителями недостатков ребенка, постоянное недовольство его действиями, лишение самостоятельности, ориентация на контроль быстро приводит к неуверенности и тревожности, слепому следованию авторитету. То же можно сказать и о педагогах. Исследования показывают, что там, где воспитатели и учителя излишне ориентированы на требовательность, контроль, где преобладают отрицательные оценки над положительными, дети демонстрируют противоположные уверенности стили поведения: либо импульсивность, либо пассивность. 4. Неоптимальная система взаимоотношений со сверстниками. Исследования психологов показывают, что общительно–враждебные и необщительно– враждебные дети отличаются от общительно–доброжелательных именно неуверенностью, чувством неполноценности и тревожности. Большое место имеет успех и признание в группе детского сада и классном коллективе. В работах Т.В. Сенько (1991) убедительно показывается, что непризнание взаимосвязано с отрицательным доминированием, либо с отрицательным подчинением как выражениями неуверенности в себе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |