Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типы неорганизованных дошкольников
Первые три типа являются проявлением истинной непреднамеренной неорганизованности 1. Дети, несоблюдающие нормы и правила взаимодействия,делают это несознательно чаще всего в силу незнания этих форм и правил, некоторого личностного инфантилизма, а также в силу преобладания непроизвольных форм поведения. Они как бы «растворяются» в ситуации, ведут себя спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимальных способов реагирования. Это приводит к конфликтам со сверстниками и взрослыми, негативному эмоциональному реагированию. 2. Дети с «повышенной энергетикой»проявляют любознательность, склонность к экспериментированию: «Что будет, если сунуть булавку в розетку», «Что будет, если перемешать содержимое всех пузырьков, стоящих в ванной комнате, и поднести к ним спичку» и мн. др. С такими детьми много хлопот, как дома, так и в детском саду. Однако, если их тягу к экспериментированию поддержать, поставить на «научную основу», т.е. сделать контролируемой, то многие негативные проявления снимаются, а желание проявить себя, высокая любознательность остануться и будут позитивно развиваться. 3. Гиперактивные дети. Этот тип доставляет наибольшие неприятности как родителям, так и воспитателям. Ярко выраженная гиперактивность при нарушении интеллекта – признак заболевания, такого ребенка следует показать специалистам. Однако имеются и такие дети, которых можно назвать расторможенными, неуправляемыми. Они нарушают нормы и правила в силу неспособности управлять собой, своим поведением, которое регулируется сиюминутными побуждениями, сменяющимися очень быстро. В качестве проявлений истинной преднамеренной неорганизованности выступают демонстративность, избалованность, провакационность. 4. Демонстративные дети намеренно нарушают правила поведения, нормы взаимоотношений с целью привлечь к себе внимание. У них выражено стремление к первенству, быть в центре внимания. Позитивными достижениями и формами деятельности это не всегда удается сделать, поэтому легче всего не следовать правилам, а нарушать их, чтобы привлечь внимание. 5. Избалованные детипривыкли, чтобы все их желания и прихоти выполнялись. Невыполнение требований приводит к капризам, проявлениям упрямства. У таких дошкольников развивается неоптимальная «Я – концепция», эгоизм, стремление добиться любыми путями выполнения со стороны взрослых и сверстников своих желаний. 6. Дети с провакационными формами поведениябросают своеобразный вызов другим, особенно взрослым, они как бы проверяют взрослых на прочность, делают все, чтобы «нарваться» на наказание, побуждая последних к агрессии. При обнаружении слабости взрослого провакационность усиливается, перерастает в стремление «сесть на шею» Обратимся к общим путям коррекции неорганизованности в дошкольном возрасте. Основное внимание должно быть направлено на устранение центральной причины, т.е. недостатков в произвольной регуляции поведения. Приведем направления работы, представленные в программе Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередниковой (1993). - учить детей направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; - различать и сравнимать мышечные ощущения; - определять соответствие характера ощущений характеру движений, провождаемых этими ощущениями; - менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений; - произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; - различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, страшно и т.д.); - одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения. Сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие; - произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу; - улавливать и понимать, а также различать чужие эмоциональные состояния; - сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать его эмоциональное состояние); - отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения); - определять конкретные цели своих поступков; - искать и находить, выбирая из множества вариантов, средствадостижения этих целей; - проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; - предвидеть конечный результат своих действий и поступков; - брать на себя ответственность. Решать эти задачи возможно в самых различных видах деятельности: в процессе игр, на специальных занятиях, во время гимнастики, музыкальных и физкультурных занятий. Целесообразно использовать и специальные формы: релаксацию, психогимнастику, тренинги. Если неорганизованность сопровождается незнанием норм и правил поведения, то основное внимание в психокоррекционном процессе должно быть обращено на овладение детьми нормами и правилами. Здесь целесообразно начать работу с бесед по картинкам, отражающим ту или иную нравственную норму. Например, предъявляется картинка: в автобусе сидит мальчик и читает книжку, рядом с ним девочка встает со своего места и уступает его бабушке. Вопрос: «Кто на этой картинке тебе больше нравится?» Дети с правильным пониманием норм и правил взаимоотношений легко справляются с такими заданиями, дошкольники же с некоторым отставанием в личностном развитии будут неаерно разрешать ситуацию. Например: «Мне нравится мальчик, который читает книжку, мне мама тоже читает книжки». На втором этапе подбирается система рассказов и сказок на соответствующие нормативы поведения с последующим анализом. На третьем этапе в игровой форме моделируются жизненные ситуации, требующие знания норм взаимодействия, тем самым создаются предпосылки для переноса знаний в реальное поведение. Наибольшую сложность представляет устранение такой причины неорганизованности, как нарушение детско-родительских отношений. Работу такого типа выполняет психолог, проводя соответствующую психотерапию. Однако есть возможности в этом отношении и у воспитателя, который может рекомендовать родителям следующую тактику воспитания неорганизованных детей: - разобраться в причинах неорганизованности, непослушания; - проанализировать собственное поведение, что в нем провоцирует ребенка на проявление неорганизованности; - принять ребенка таким, какой он есть, для этого важно научиться не раздражаться и не подгонять ребенка под заранее построенную модель; - постараться установить оптимальный баланс любви и требовательности; - заменить дисциплинирующие воздействия на организующие; - не отмахиваться от ребенка, когда он «мешает», чаще включаться в совместную деятельность по принципу «делаем вместе, оказываю помощь, ребенок действует самостоятельно; - стараться мотивировать любую деятельность, занятие ребенка; - в качестве самого «страшного наказания» использовать демонстрацию обиженности, нежелания общаться с ним; - перестать волноваться за будущее ребенка, это будущее еще не наступило; - гармонизировать отношения со всеми другими членами семьи.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 336. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |