Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Суггестивные методы коррекции.
Суггестивные методы – это группа методов, основанных на техниках внушения. Суть их состоит в том, чтобы через релаксацию (расслабление) ввести ребенка в состояние транса с целью повышения уверенности в себе, снятие заторможенности, тревожности, страхов, стабилизации эмоционального тонуса, а также для улучшения общения, обучения и т.п. Рассмотрим подробнее состояние ребенка и школьника в состоянии транса. Признаки транса: - расширение зрачков; - фиксация взгляда; - замедление мигательных движений; - замедление глотательных движений; - поза становится неподвижной; - мышцы расслабляются; - дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным; - снижается частота пульса, частота сердечных сокращений; - расслабляются мышцы лица, которое разглаживается, особенно щеки, лоб, губы; - снижается реакция на внешние шумы; - меняется цвет лица (побледнение или покраснение); - запаздывают моторные реакции; - появляются спонтанные идеомоторные реакции (подрагивание рук, дрожание щек, вздрагивание). Цель транса – создание физиологического состояния, в котором человек (ребенок) мог бы начать создавать новые образы достижений, что дает возможность по-новому направить свою жизнь. Транс – это не какое – то исключительное состояние, а часто встречающееся явление (второе дыхание, полеты во сне, поездка на машине, стояние в очереди, слушание лекции, ожидание встречи и др.). Человек постоянно испытывает состояние транса. Входя в транс, он становится более гибким для того, чтобы глубже измениться и тем самым приспособится к жизни. Итак, мышечная релаксация помогает лучше войти в трансовое состояние, через это решить многие сложные задачи внушения желательных изменений в поведении. Рассмотрим этапы обучения релаксации дошкольников по И.Г. Выгодской, Е.Л. Пелингер, Л.П. Успенской (1993). Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Ведущий объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть на стульчик, слегка сдвинувшись вперед, спиной опереться на спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления должна войти в привычку и помогать детям быстрее сосредоточиться, переходя от подвижной игры к внушению. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной форме. Ведущий показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Дети, которые медленно поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения. Интонация и темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии. На этом этапе дети учатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота. Приведем пример упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса. «Штанга» Цель упражнения: Снятие мышечных зажимов. Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую» штангу». Потом бросает ее. Отдыхает. Ведущий сопровождает действия детей следующими словами: Штангу с пола поднимаем Крепко держим и бросаем Наши мышцы не устали И еще послушней стали Нам становится понятно Расслабление приятно
Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой ведущий произносит формулу внушения. Голос должен быть тихим, успокаивающим, речь – четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Во время внушения необходимо внимательно следить за позой детей. Можно тихо пройти вдоль ряда сидящих, приподнять слишком опущенную голову и сползающую с колен руку ребенка, слегка погладить от плеча к пальцам, фиксируя ощущение расслабленности. С целью усиления состояния релаксации в сеансе внушения вводятся сравнения типа «Будто мы лежим на травке..». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее. Например, игра «Фея сна» Цель игры: снятие мышечных зажимов. Ход игры. Дети сидят на стульях, приняв позу покоя. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна. Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой.. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит. 3. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение текстов внушения, направленных на коррекцию улучшения общения, обучения, снятия тревоги, заторможенности, повышения уверенности в себе. Здесь расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Голос ведущего должен звучать императивнее. Воспринимаемые речевые формулы или текстовые внушения в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в соответствующей ситуации, настраиваясь тем самым на правильное поведение. Приведем пример текста внушения, направленного на укрепление уверенности в себе дошкольника. Текст внушения. … и сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по телу и все оно согревается от пяток до головы, от пяток до головы. Чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомни это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда, ты сейчас уверен в себе, собран, внимателен. (Пауза молчания).
Ты улыбаешься. И эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Резкий выдох, глаза открываем, встаем, потянулись, сбросили руки свободно, еще раз потянулись, еще раз бросили руки. Наше занятие продолжается. Описав этапы обучения релаксации, отметим, что при создании текстов внушения необходимо учитывать следующие моменты: - использовать ощущения по типу естественных условий (езда на автомобиле, поездка в поезде, автобусе, слушание читающего книгу, принятие горячей ванны, мечтание), эти состояния усиливают состояние транса; - отказаться от использования при внушении частицы «не»; - текст должен быть составлен таким образом, чтобы ребенок не только увидел себя в диссоциированном состоянии, но и побывал в ассоциированном состоянии во время внушения, которое должно сопровождаться положительными эмоциями. - внушение будет более эффективно, если в тексте используются обороты речи, символы и образы, присущие клиенту (ребенку); - опираясь на личные ощущения клиента используйте мягкую, ненавязчивую, косвенную манеру внушения.
Психологический тренинг Психологический тренинг – форма работы над собой, представляет индивидуальную программу мысленных упражнений для развития культуры мышления и духовной сферы. Это методика, направленная на достижение гармонии с миром и с самим собой, преодоление различного рода затруднений. Выделяют три принципа психологического тренинга: релаксацию, визуализацию, самовнушение. Релаксация. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Она означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения. Тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается от того, как расслабляется и разряжается тело. Визуализация. Визуализация – это создание внутренних образов (не обязательно зрительных – любых). Они возникают в нашем сознании под действием интуитивного мышления. Навыки визуализации дают возможность лучше изучить тот язык, с помощью которого интуитивное мышление общается с нами. Самовнушение – обличение внутренних образов в слова, которые человек сам воспринимает глубоко на эмоциональном уровне. Самовнушение -–ясное утверждение того, что успех возможен. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что индивид в состоянии достичь цели, указывают направление, в котором нужно идти. Другими словами, самовнушение – это активная установка на позитивное изменение, самосовершенствование. Мы очень коротко рассмотрели суть психологического тренинга, его основные принципы. Следует отметить, что в зависимости от задач коррекционной и психотерапевтической работы существует большое разнообразие конкретных видов тренингов, например, тренинг общения, тренинг личностного роста, тренинги по развитию памяти, мышления, воображения. Можно говорить о социально-психологическом тренинге, педагогическом, социально-педагогическом и т.п. Для примера остановимся на психотренинге и социально-психологическом тренинге как наиболее распространенных формах коррекции. Психотренинг –это комплекс упражнений, направленных на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек). Основной возрастной группой являются дети от шести до десяти лет. Продолжительность занятия – 30-45 минут, но отдельные упражнения можно включать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать альбомы типа «Развивайте ум у детей». Под социально-психологическим тренингом общения понимают «… своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции» (Л.А. Петровская (1982)). Принципы организации социально-психологического тренинга следующие: - общение по принципу «здесь и теперь» – уход от общих рассуждений в сферу обсуждения того, что происходит в группе в настоящее время; - принцип персонификации высказываний – отказ от безличных речевых форм; замена выражений типа «обычно считается», «некоторые полагают» высказываниями «Я считаю», «я полагаю»; - принцип акцентирования языка чувств – адекватное и прямое выражение своих ощущений и чувств; - принцип активности – максимальная включенность каждого участника тренинга в групповое взаимодействие; - принцип доверительного общения – означает открытость, искренность, непосредственность; - принцип конфеденциальности – содержание общения в тренинговой группе не выносится за пределы самой группы (Л.А. Петровская (1989)).
В заключение отметим, что в настоящем разделе были далеко не полно рассмотрены специальные формы и методы коррекции личностного и познавательного развития детей и школьников. Авторы и не ставили такую задачу, мы дали лишь общие направления организации и проведения подобного рода деятельности, конкретные методические рекомендации читатель может найти в той литературе, которая указана в начале данного раздела.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 369. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |