Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности составления и написания коррекционно-развивающих программ.
Практическое задание по теме: провести психолого-педагогическую экспертизу одной из опубликованных коррекционно-развивающих программ, на предмет ее соответствия принципам отечественной психокоррекции и требованиям, предъявляемым к составлению и написанию коррекционно-развивающих программ. Формы и методы коррекции личностного и познавательного развития детей и школьников. Вопросы: 1. Психогимнастика. 2. Игротерапия 3. Проективный рисунок 4. Суггестивные методы коррекции 5. Психологический тренинг Основная литература: 1. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. НМЦ управления образования мэрии Г. Череповец, 1995. – 97 с. 2. М.И. Чистякова. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 160с. 3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПБ.: Питер, 2002. – 304 с.
Практические задание по теме: - составить конспект психогимнастического занятия для детей дошкольного или младшего школьного возраста; - нарисовать рисунки по следующим темам: «Я – реальное», «Я – идеальное». Продемонстрировать рисунки в группе, найти совместными усилиями общее и отличительное психологическое содержание; - создать формулу содержательного и действенного самовнушения с целью самосовершенствования.
Психогимнастика Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Основная цель этого метода – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Психогимнастика приследует следующие цели: - диагностическую – в пантомиме проявляются слабости, нарушения в поведении, скрытые импульсы и позиции ребенка; - коррекционную – в процессе выполнения психогимнастических упражнений формируются отдельные навыки и типы поведения, исправляются неадекватные эмоции и другие личностные характеристики; - социометрическую – в ходе взаимодействия детей друг с другом выявляются взаимоотношения в группе, положение в ней отдельных участников. К вспомогательным целям относят – снятие или повышение напряженияв группе, активизацию групповой динамики. Термин «психогимнастика» употребляется в широком и узком значении. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратной связи и т.д. В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Так, использование термина «психогимнастика» в узком значении представлено в работе Н.Ю. Хрящевой (1999). В своей книге «Психогимнастика в тренинге» автор описывает очень широкий круг психогимнастических упражнений. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализированное воздействие. Автор выделяет требования, которые необходимо учитывать при планировании, а также в процессе проведения психогимнастических упражнений. Раскроем их более подробно. Требования, предъявляемые к выбору упражнения. При выборе упражнения, психолог должен учитывать: - Что преимущественно должно произойти в результате его проведения; - На каком этапе находится группа: чем она сплоченней, тем рискованнее могут быть упражнения; - Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.п.), а также физические данные; - Время проведения: в начале дня целесообразно проводить упражнения, которые позволяют отключиться от забот дня и включиться в ситуацию «здесь и теперь», а также помогают мобилизовать внимание, активность. Во второй половине дня следует проводить упражнения, помогающие снять усталость. - Содержание дальнейшей работы. Требования, предъявляемые к инструкции. - Инструкция должна быть четкая, ясная, законченная, содержащая необходимую информацию; - Процесс инструктирования не должен длиться дольше, чем выполнение упражнения; - Проговаривая инструкцию желательно устанавливать визуальный контакт с каждым участником группы; Требования, предъявляемые к участию тренера в выполнении упражнений. - Тренер принимает участие в выполнении упражнений, которые проводятся с целью получения каждым участником группы личностной обратной связи, а так же если выполнение упражнения требует четного или наоборот нечетного числа участников; - Тренер не принимает участия в тех упражнениях, которые требуют его руководства в процессе их выполнения, а так же если необходимо обеспечить безопасность членов группы, например при выполнении упражнения с закрытыми глазами. 4.Требования, предъявляемые к остановке и обсуждению упражнений. - Существуют упражнения, которые имеют логическое завершение, в ряде случаев тренер заранее оговаривает условия окончания упражнения, например: упражнение будет закончено, когда каждый из участников группы что-то сделает или скажет; - Упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума и еще не начинает снижаться; - Чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение. Если упражнение расчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким. Обычно выделяют следующие темы для психогимнастических упражнений: - привычные жизненные ситуации (например, отношение к взрослым, как обратить внимание на себя и т.п.); - общечеловеческие конфликты (например, встреча двух человек на узкой доске над пропастью, утешение обиженного ребенка, обида); - специфические проблемы отдельных участников (какой я есть, каким меня видят окружающие, какие желания для меня являются главными); - интерперсональные отношения (как выразить свое отношение к участникам занятий, чувства до начала занятий и в конце, пространственная социометрия). Широкое понимание термина «психогимнастика» представлено в работе М.И. Чистяковой «Психогимнастика» (1990). В своем пособии автор предлагает курс психогимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, который включает 20 занятий. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев или фаз. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |