Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды «Больших» психологических игр
Первый вид – самый распространенный – это так называемые игровые «оболочки». В данном случае игра используется как общий фон психологической работы, которая по своей сути может быть не игровой, а (чаще всего) тренинговой. Например: дети попадают в какой-то волшебный мир, там им предстоят испытания, для того чтобы что-то найти, спасти или просто выбраться обратно. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе или с педагогом и т.д. «Игра – проживание» позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства. Для «игры-проживания» можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры Мужчин и Женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, в которое группа попала с помощью машины времени. Третий вид игровой деятельности, который может успешно применяться психологом в школе – «игры – драмы». В них квинтэссенцией является ситуация совершения участниками выбора и проживания его последствий. Четвертый вид психологической игровой работы в школе – «деловые» игры. Данные игры могут носить несложный сюжетный характер, а могут иметь вид собственно организационного семинара. В первом виде игр дети решают сугубо инструментальные задачи – планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, игровую логику. Второй вид – собственно «деловые» игры, организационные игры, более сложные для школьников, так как в них нет сюжетной линии. Также можно выделить проектные игры. Их назначение – формирование пректного мышления участников, умения работать с проблемой. Проектные игры могут иметь сюжет, а могут проводится на реальном материале, например, в связи с каким – то мероприятием, в котором класс должен принять участие. Психологические акции – это еще один вид игровой работы в школе. Это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Основная цель таких акций – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Как нельзя лучше для создания такой среды подходит Психологическая неделя в школе или «День тайных друзей» и т. д.
Проективный рисунок Проективный рисунок – это особый психотерапевтический метод, который, с одной стороны, выполняет важные диагностические функции, с другой, - собственно коррекционную функцию, так как дает возможность прояснить для самого человека (ребенка) свои состояния, переживания. Он позволяет работать с мыслями, чувствами, которые ребенок не осознает, развивает или усиливает внимание к собственным чувствам и чувствам других людей. Данный метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с такими представлениями, заканчивается движением. Если реальное движение по каким-либо причинам не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии. Например, образы, мысли и представления, вызывающие страх, способствуют напряжению в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы полезным в случае бегства или защиты. Тенденция движения имеет направленное в пространстве удаление, приближение, притягивание, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, на которое проецируются личностные особенности рисующих. Установлено, что левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью; правая сторона и верх – с положительно окрашенными эмоциями, конкретностью действий, энергией, активностью. Большое значение имеет цвет, который выбирает рисующий. Личностные характеристики цвета таковы: - синий цвет символизирует честность, справедливость, невозмутимость, доброту, спокойствие; - зеленый – черствость, самостоятельность, невозмутимость; - красный – отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, суетливость, дружелюбность, общительность, раздражительность, силу, обаяние, активность; - желтый – разговорчивость, безответственность, открытость, общительность, энергичность, напряженность; - фиолетовый – несправедливость, неискренность, эгоистичность, самостоятельность; - коричневый – уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность; - черный – непривлекательность, молчаливость, упрямство, замкнутость, эгоистичность, независимость, враждебность, нелюбимость; - серый – нерешительность, вялость, расслабленность, неуверенность, несамостоятельность, слабость, пассивность. Существуют следующие методики в проетивном рисовании: 1. Свободное рисование – каждый рисует то, что хочет; 2. Тематическое рисование – все рисуют на тему, выбранную группой или предложенную ведущим; 3. Коммуникативное рисование – члены группы работают с выбранным партнером в паре, у каждой пары один лист бумаги, они общаются на нем с помощью образов, линий и красок; 4. Совместное рисование – несколько человек или вся группа рисуют на одном листе; 5. Дополнительное рисование – рисунок посылается по кругу, один начинает рисовать, другой продолжает. Психологи выделяют пять типов заданий, используемых в работе с детьми: 1. Предметно-тематические задания – это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Например, рисунки на тему: «Моя семья», «Я в школе», « Я дома», « Мое любимое занятие», « Мой мир» и т. д.; 2. Образно-символические задания –изображение ребенком абстрактных понятий. Например, рисунки на тему: «Добро», «Зло», «Счастье», «Радость», «Гнев» и т.д.; 3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.В этих заданиях детям предлагается, опираясьна стимульный ряд, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы»); 4. Игры и упражнения с изобразительным материалом. Этот вид работ предполагает экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом. Например, рисование пластилином по стеклу или пластику, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д. 5. Задания на совместную деятельностьмогут включать все указанные выше задания. Задания могут быть предложены ребенку на литературном вербальном материале, таком как сочинение сказок и историй. |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 357. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |