Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема занятия по психогимнастике.




1 фаза.Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

Примером может служить этюд на выражение удивления.

Удивление (для детей 4-5 лет)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было.. Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

В качестве примера приведем этюд «Эгоист» (для детей 5-6 лет)

Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын – эгоист».

3 фаза.Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

Например, этюд – «Любящие родители» (для детей 4-5 лет).

В зале звучит латышская народная песня «Колыбельная медвежонку».

Мама - медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама -–медведица передает медвежонка медленно. Теперь папа качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо – влево, на лице улыбка.

4 фаза.Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Приведем пример этюда на расслабление мышц.

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

Обычно занятия по психогимнастике проводятся с подгруппами дошкольников и младших школьников не более 6 человек, время занятий от 20-25 минут, до 1 часа – 1,5 часов в зависимости от возраста, состояния здоровья, уровня утомляемости, личностных особенностей. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем могли принять участие все дети.

 

 

Игротерапия

Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Как показывает практика и многочисленные исследования, игровая терапия оказывается эффективной при решении самых разнообразных проблем. С помощью игры можно устранить такие трудности ребенка, как неумение общаться, аффективная неустойчивость, фобические реакции, низкая самооценка, агрессивное поведение, вредные привычки и мн. др.

Основные виды игротерапии.

1. По функциям взрослогов игре различают:

- директивную игротерапию, где терапевт выступает в качестве ее организатора и транслятора символического значения игры;

- недирективную игротерапию, где проводится линия на свободную игру как средство самовыражения ребенка.

2. По формеорганизации деятельности различают:

- индивидуальную игротерапию;

- групповую игротерапию.

3. По структуреиспользуемого в игре материала:

- игротерапию с неструктурированным материалом (игры с водой, песком, глиной, двигательные игры и т.п.);

- игротерапия со структурированным материалом (игры в семью, людей, животных, агрессивные игры, игры с марионетками, строительные игры и т. п.)

Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить следующие виды игротерапии.

 

 

Виды игротерапии

Основные виды   Авторы Основные цели
Игротерапия в психоанализе М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гуг – Гельмут   Игра направлена на установление аналитической связи между ребенком и взрослым с целью создания условий для катарсиса, инсайта и сублимации.
Игровая терапия, центрированная на клиенте К. Роджерс, В. Экслайн Игра направлена на создание или воссоздание значимых отношений между ребенком и взрослым с целью личностного роста и развития.
Игровая терапия отреагирования Д.Леви, Г. Хэмбидж Игра направлена на освобождение чувств путем воссоздания в игре стрессового опыта из жизни ребенка.
Примитивная игровая терапия 60- е годы, США Игра используется с детьми младшего школьного возраста с целью лучшего усвоения предлагаемых знаний
Игротерапия в отечественной психологической практике   А. Захаров Игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения. Спонтанные и направленные игры выступают как две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса. Направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.  

 

А.И. Захаров сформулировал следующие принципы использования игры с коррекционными целями:

- погружение в игру – восприятие мира игры как реальности в данный момент, создание определенного игрового пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики, непосредственное участие всех детей и взрослых в игре в назначенных ролях или в виде эмоционально реагирующей аудитории;

- равенство игровых отношений – означает отсутствие противопоставленных позиций взрослых и детей, принятие чувств и переживаний последних, предоставление им права выбрать темы для игры, распределить роли, в том числе и роли взрослых;

- спонтанность и импровизация в игре – подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, заученных реплик и диалогов, индивидуальное преломление игровых сюжетов, изменение сценария по ходу игрового действия;

- организующее начало игры – это определенный распорядок игровых занятий, подготовка к игре, последовательность действий, а так же создание в ней определенных направлений или психологической ориентации на достижении коррекционного или психотерапевтического эффекта;

- условность игрового действия – проигрывание ролей по типу «как будто», допускающее полное игровое перевоплощение, но не делающее его обязательным;

- эмоциональное отреагирование в игре – предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятие накопленного нервного напряжения в игровой форме, изживание страхов;

- перемена (чередование) ролей – перемена ролей позволяет проверить, укрепить и развить навыки психологической защиты после эмоциональной разрядки в роли объекта страха; перемена ролей активно формирует умение принимать и играть роли, являясь разновидностью ролевого тренинга и средством достижения более адекватной социализации ребенка.

Остановимся на описании этапов игровой терапии.

1. Этап объединения, интеграции группы. Ориентировка в ситуации, знакомство, установление отношений, правил, норм и т. п. Здесь ребенок признается как уникальная личность с правом на индивидуальное проявление.

Задачи этапа:

- ориентировка ребенка в целях, которые реализуются в игровом сеансе, правах и нормах, существующих в группе;

- формирование позитивных взаимоотношений ребенка и психолога;

- установление первичных положительных отношений со сверстниками.

2. Реконструктивный этап. Целями данного этапа являются:

- воссоздание проблемы, моделирование конфликта, который ребенок испытывает; в качестве примеров выступают такие, как предложение темы игры; подведение ребенка к обыгрыванию ситуации; путь наталкивания (подобрать игрушку, инсценировать ситуацию); следует отметить, что психолог на этом этапе должен интенсифицировать игру ( например, включиться в нее путем подведения ребенка к значимой конфликтной ситуации;

- моделирование социально-неадекватных способов взаимодействия с людьми.

На данном этапе целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры (творческие и спонтанные), игры –драмматизации.

3. Завершающий, обобщающий этап.Целью данного этапа является обеспечение переноса новых психологических ситуаций в реальную жизнь, обобщение новых способов взаимодействия. Это осуществляется посредством:

- параллельной работы с родителями;

- совместных игровых занятий;

- совместной работы детей и родителей.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте игротерапия занимает одно из ведущих мест, учитывая тот факт, что игра является ведущим видом деятельности в данном возрастном периоде. Вместе с тем, игра сохраняет свой коррекционно-развивающий потенциал и в работе с детьми младшего школьного возраста, с подростками, юношами и девушками.

Так, М.Р. Битянова отмечает, что на современном этапе в работе школьного психолога чаще используются большие психологические игры. Автор рассматривает их как целостное законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени. Для участников «Большая» психологическая игра выступает как деятельность. Представим виды психологических игр, описанных М.Р. Битяновой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...