Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты исследования психологической подготовки спортсменов




 

По результатам проведения тестов перед тренировкой нами были получены следующие результаты (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 - Процентное соотношение реактивной тревожности

Так, мы можем отметить, что преобладающей является умеренная реактивная тревожность – 65%, высокая реактивная тревожность была отмечена в 21% от общего числа, а низкая только в 14%.

Рассматривая личностную тревожность учащихся нами были получены следующие данные (рисунок 3.2):

Рисунок3.2 - Процентное соотношение личностной тревожности

Данные результаты показали, что у учащихся на момент эксперимента в основном преобладает умеренная тревожность, как в показателях реактивной тревожности, так и личностной. Это говорит о том, что дети все-таки испытывали на момент проведения теста некое волнение, что, конечно, должно быть. Однако, есть трое детей, которые имеют высокую реактивную тревожность, т. е. тревожность, которая появилась у них на момент проведения теста и которая в дальнейшем может исчезнуть. Это Лена К., Оля Л., Ваня У. По данным теста эти дети испытывали наибольшее чувство тревоги.

Двое детей с низким показателем реактивной тревожности: Маша К. и Олег С., причем Олег С. также имеет и низкую личностную тревожность.

Этот показатель может нам говорить о том, что требует от нас повышения внимания к мотивам деятельности и чувства ответственности этих детей, или же низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

По показателю личностная тревожности многие дети показали, что не тревожны. По этому показателю, конечно, большинство оказались спокойны, трезво уже оценивающие происходящее. Если сравнивать с предыдущим тестом, где также нужно было оценить уровень своей тревоги, то здесь наблюдается улучшение показателей.

По уровню фрустрации, т.е. оцениваю самого себя, шестеро имеют высокую самооценку. Эти дети могут быть устойчивы к неудачам, и мы можем предположить, что они могут иметь сильный характер, который очень важен в спорте, т. к. помогает не сдаваться и добиваться поставленной цели.

Однако, дети с низкими показателями не значит не могут ничего добиться в спорте, просто в конкретные моменты отчаяния нужна будет помощь тренера или наставника. Остальные ребята имеют средние показатели.

По уровню агрессивности — пятеро были спокойны; один, исходя из теста, показал высокий уровень агрессии. К этому ребенку следует в дальнейшем присмотреться более тщательно, понять по какой причине у него вызвано это чувство, поскольку агрессия в разных ситуациях может приводить как к положительным, так и к отрицательным показателям.

По уровню ригидности, т. е. способности «переключаться», четверо учащихся имеют легкую «переключаемость», что немало важно как в жизни, так и в спорте.

По результатам проведенного теста «Определение свойств нервной системы и коэффициента функциональной асимметрии», мы можем отметить, что тип нервной системы у детей весьма имеет различную картину. В основном преобладает стабильный тип и промежуточный, между сильным и слабым типами. У одного из испытуемых по тесту оказался сильный тип нервной системы, о чем говорится и в предыдущих тестах. Также только у одного из испытуемых наоборот, о результатам проведенного теста слабый тип, хотя в предыдущих тестах характеризовал себя как сильную личность.

Проведение тестов за день до соревнований по настольному теннису (рисунок 3.3, 3.4).

Рисунок 3.3 - Процентное соотношение реактивной тревожности накануне соревнований

Рисунок3.4 - Процентное соотношение личностной тревожности

Мы видим, что многие показатели изменились. Сравнивая тесты, проводимые на тренировке, с тестами за день до соревнований, видно, что дети испытывают большее волнение, причем реактивная тревожность, т. е. тревожность, возникающая в конкретной ситуации, имеет высшие показатели. Восемь учащихся, принимающих участие в соревнованиях испытывают высокую степень тревожности. Реактивную тревожность спортсмены, конечно, должны испытывать перед соревнованиями, т. к. перед любым видом деятельности человек испытывает страх, и бывает, что именно страх оказывает стимулирующее воздействие на мозг, но также нужно помнить, что высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации, поэтому перед соревнованиями с этими спортсменами нужно провести беседу, которая бы настроила на игру. Один из испытуемых испытывает низкую степень реактивной тревожности, что может сопровождаться апатией, вялостью, что также может помешать на соревнованиях, поэтому в работе с данным испытуемым необходимо подобрать программу, которая бы вызывала процесс возбуждения.

В личностной тревожности в основном преобладает умеренный тип.

В тоже время, уровень всех показателей продвинулся, как и в предыдущем тесте, в сторону большей тревоги. Многие учащиеся испытывают напряжение, один ребенок испытывает чувство сильной тревожности.

По показателю агрессивности трое имеют высокую степень. Чувство агрессии нередко помогает спортсменам в достижении результатов, но только лишь умеренная агрессия, высокая же, наоборот, может помешать, поэтому необходимо этих детей также взять под контроль.

Результаты теста «Определение свойств нервной системы и коэффициента функциональной асимметрии».

Обработав результаты двух тестирований в разное время, мы сделали вывод, что перед соревнованиями некоторые спортсмены испытывают чувство повышенной тревожности. У одного ребенка низкий уровень тревожности.

Все это обуславливает необходимость психологического сопровождения спортсменов, так как в рамках работы психолога представляется возможным не только снизить уровень тревожности перед соревнованиями, но также и мотивировать спортсменов на высокие результаты, а также уменьшить негативные психологические проявления в случае проигрыша команды.

В целом мы можем отметить, что эмоциональные переживания во время соревнований, невероятное нервное напряжение накануне отличаются значительной насыщенностью, быстрой сменой состояний, интенсивностью протекающих процессов. Успехи или неудачи в ходе соревнований, ошибки или предвзятость в судействе вызывают у спортсменов бурные эмоции, приводящие иногда к агрессии, обостренной враждебности, к действиям, выходящим за рамки дозволенного правилами и этикой спорта. Кроме того, в ходе соревнований нередко возникают весьма ответственные, порой опасные для жизни и здоровья экстремальные ситуации, заставляющие спортсмена действовать на пределе собственных возможностей, требующие умения быстро оценивать складывающуюся ситуацию и реагировать на нее точными своевременными действиями.

Все это позволяет сделать вывод о том, что успешное выступление спортсменов в ответственных соревнованиях зависит не только от их физической и тактико-технической подготовки, но и от готовности спортсмена в трудных ситуациях проявить морально-волевые и психологические качества, а также способности быстро мобилизовать свои резервы и полностью настроиться на полную реализацию их в соревнованиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, теоретические обоснования психологической подготовки должны охватывать область таких проблем, как психология спорта и общая психология вообще, которые должны быть ограничены практической значимостью и эвристической ценностью для экспериментального исследования.

Центральной проблемой психологии спорта является разработка основ психологической подготовки и формирования личности, при этом они тесно взаимосвязаны между собой. Первая составляет цель всех исследований, а вторая является собственным содержанием первой. В этом не только диалектичность их взаимосвязи, но и важнейшее условие системного исследования.

Рассмотренный путь развития представлений о психологической подготовке позволяет выделить (весьма условно) определенные этапы и сформулировать некоторые положения, связанные с перспективой дальнейшего развития.

Условно можно выделить такие этапы: эмпирический (до 50-х гг.), внутри которого созревает и оформляется функциональный (60-е гг.), который заменяется структурным (70-е гг.). Последний переход четко фиксируется в работе. Стремление к углубленному познанию личности спортсмена с учетом предвидения поведения в критических ситуациях привело к определению сначала структурных черт личности, а позже — к установлению взаимосвязей этих черт у различных типов людей.

В целом психологическая подготовка относилась лишь к отдельным функциям психики, сознания или к отдельным психическим процессам, но не к личности человека (спортсмена). Так, например, при подготовке через формирование волевых усилий (регуляция эмоциональных состояний, формирование направленности личности и т. д.) захватывался лишь один слой (уровень) из системы личности. Другие либо не учитывались, либо разрабатывались в иных сферах деятельности, что находило отражение в нарушении принципа комплексного воспитания и прочих негативных последствиях не только для подготовки, но и для развития личности спортсмена. Чтобы избежать эти трудности и недостатки, психологическую подготовку формулировали как педагогический процесс (не деятельность) с акцентом на состояние готовности спортсмена, причем только отдельных свойств, но не личности в целом. Сама же практика работы психолога сводится только к воздействию или совершенствованию выделенных абстрактно свойств. Методологически такой функциональный подход и «атомарное» рассмотрение обычно приводят к несоответствию объекта и средств, объекта и методов, методов и средств, а также продуктов исследования и мер воздействия. К примеру, можно провести исследование такого свойства личности, как агрессивность. Открытый в зарубежной психологии, этот феномен отражал капиталистический образ жизни и соответствующие общественные отношения, но в советской спортивной деятельности он не может иметь места. Суть дела заключается в том, что при правильном методологическом подходе (к изучению этого вопроса и системном видении) можно отметить, что это свойство, приписываемое личности, лишь по эмоциональной степени напряжения и направленности может внешне напоминать агрессивность, но по содержанию и формам выражения оно в корне отлично, а следовательно, имеет другое значение и другой смысл.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 322.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...