Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исторический аспект исследования психологической подготовки




 

Прежде чем перейти к вопросу о психологической подготовке, необходимо учесть, что генезис спорта заложен в «отделении» движения от своей предметной, трудовой первоосновы, что процесс создания физических упражнений шел по линии раскрытия их собственного («отделенного») содержания и таким образом развился как в связи с вопросами практики (для ведения войны, охоты, совершенствования физических возможностей), так и в связи с требованиями законов самогоспорта, что, начав с имитации, пройдя стадии мистического ритуала, игры, развлечений, борьбы, соревнований, спорт превратился в сложноорганизованную социальную деятельность, определенную сферу культуры, стал выражением классовой позиции общества, «неся» при этом в себе как продукт исторического развития (и собственного развития) все содержание и богатство процесса, освобождаясь при этом от побочных элементов, не свойственных данному виду деятельности.

Поэтому как целеполагающая, сложноорганизованная сфера спортивная деятельность есть процесс овладения не только движениями и упражнениями, тактикой и техникой.

С одной стороны, это «очеловечивание» всех движений, а с другой — освоение богатого социального культурно-исторического наследия общества, его целей, идеалов, знаний, способностей и мировоззрения.

Далее. Для снятия вышеуказанных разрывов, а значит, и для нахождения адекватного направления исследований, на что ориентируют нас как программные документы партии и правительства, так и требования практиков спорта, рассмотрим историю вопроса и попытаемся выявить общую тенденцию и содержательную сторону психологической подготовки в спорте.

1. Материалы исследований показали, что в 1917—1925 гг. такие направления советской науки о физическом воспитании, как физиология и биохимия спорта, динамическая анатомия и биомеханика физических упражнений не выделялись в специальные разделы физиологии и анатомии, но были созданы некоторые предпосылки для их формирования: накоплен материал, подготовлены кадры. В исследуемый период ведущей среди медико-биологических дисциплин выступала теория врачебного контроля. В целом же в этот период был заложен фундамент для естественнонаучного подхода к физическому воспитанию и спорту [25, c. 3].

2. Роль же психологии, в силу ее медленной переориентации или в силу наступившего кризиса психологической науки» (Л.С. Выготский, 1924), затянувшегося поиска объективных методов исследования сводится практически к минимуму. Психология в своем прикладном аспекте работает лишь на таком материале, как обучение (педагогика и «педология») и аномальное развитие (патопсихология). Много было сделано в этот период и практически, и теоретически, но основное состояло в том, что в рассматриваемый период психология выступила в качестве методологического, а не только идеологического основания для этих областей. Подчеркнем также, что зарождающуюся спортивную культуру не интересовали теоретические коллизии психологии, ей нужны были практические выкладки, результаты, а получить она теперь могла их только опосредствованным путем.

1920—1925 годы — этап, когда вначале практики, а затем теоретики физического воспитания стали рассматривать спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, подчиненный всем принципам и правилам коммунистического воспитания.

Другими словами, психология теоретически ассимилирована в предмет педагогики, а методически заменена объективным, «псевдопсихологическим», физиологическим методом. Психологические феномены и явления уже не исследуются, они описываются и объясняются, интерпретируются. Этот период усилил, а последующий закрепил этот разрыв между предметом и методом. Методика «условно-безусловных рефлексов» стала надолго и методологией и онтологией психологического исследования, при этом все остальное «выносилось за скобки». Механизм возникновения координации движения, формирование условных (в том числе и двигательных) рефлексов, морфологические и функциональные особенности кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервной системы и др.— вот основная область проблем того периода [11, c. 6]. Как видим, собственно проблематика психологической науки здесь не представлена.

Послевоенный период характеризуется усиленным восстановлением и расширением материально-технической базы физкультурного движения: восстанавливаются и строятся новые стадионы, возрастает число институтов физической культуры, улучшается качество и количество специалистов по физической культуре, более действенной становится пропаганда в этой области. В связи с тем, что многие специалисты не вернулись с войны, возникает необходимость пополнения кадров. В этих условиях важно было сохранить и обеспечить определенную преемственность всего того, что было достигнуто в предвоенный период. Решение этих проблем в последующий период приводит не только к уровню знаний предвоенного времени, но и к важнейшему качественному теоретическому сдвигу в осознании роли психологической подготовки.

В 50-е гг. начинается рефлексия по поводу градаций подготовки, результатом которой является выделение психологической подготовки как особого направления. Вопрос о психологической подготовке спортсмена впервые ставится А.А. Лалаяном на I Всесоюзном совещании по психологии спорта. Эта подготовка рассматривалась как комплексный педагогический процесс, направленный к «разностороннему развитию волевых качеств спортсмена, с тем чтобы он мог с неослабевающей энергией до конца бороться за лучший результат, невзирая на всегда могущие иметь место в соревнованиях неожиданности и случайности».

Вслед за этим начинается теоретическая разработка указанной проблемы. Под воздействием запросов практики, в опоре на возможности достигнутого уровня развития психологии спорта закладываются основы теории психологической подготовки. На первый план выдвигается формирование волевых свойств и чувства высокой ответственности перед обществом. Исходя из этого, советскими психологами А.Ц. Пуни (1957, 1959), П.А. Рудиком (1958) и другими была предложена концепция, которая основывалась прежде всего на морально-волевой подготовке [5, c. 26].

В 1960 г. на II Всесоюзном совещании по психологии спорта Г. М. Гагаева конкретизирует эту проблему относительно определенного вида спорта и говорит о психологической подготовке как о формировании у спортсмена наибольшей готовности к максимальным напряжениям воли для преодоления всех трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования всех своих сил и возможностей.

В эти же годы происходит выделение еще одного элемента психологической подготовки. Как отмечают М. Ванек и В. Гошек, появляются теоретические работы, которые показывают важность изучения эмоционального напряжения соревнований (О.А. Черникова, 1965), выявления конфликтных особенностей психических нагрузок. Становится ясным, что спортивный результат находится не в линейной зависимости от мотивации и воли, а является результирующей и других переменных, таких, как уровень притязаний, содержание эмоционального напряжения и т.д.

В то же время происходит становление и других прикладных областей психологии: эргономики, психологии труда, социальной психологии, что дает возможность на другом материале обсуждать и разрабатывать сходные проблемы. Так, к примеру, К.К. Платонов (1972) психологическую подготовку к труду рассматривает с точки зрения проблемы способностей. Но существующий разрыв между прикладными областями, с одной стороны, и их разрыв с общей психологией — с другой, не позволял в то время начать обобщение разных видов подготовки (к разным сферам деятельности) в единую технологию, так как определенные методологические установки психологов были направлены в основном на формирование отдельных качеств либо «на укрепление взаимосвязи» между ними. При этом, если учесть, что разные сферы деятельности требуют разных качеств (и соответственно разных двигательных навыков), станет понятно, что такой эмпирический или функциональный подход не может дать качественно новой «картины» психологической подготовки. В соответствии с выделенными абстрактно идеальными качествами разрабатываются такие же отдельные и абстрагированные приемы формирования, которые при включении их в целостный реальный тренировочный процесс не дают заметного эффекта. Если же учесть, что список этих качеств, открываемых эмпирическим путем, постоянно расширяется, а количество их, по подсчетам К.К. Платонова, составляет около 1500, станет также понятно, что соответствующее увеличение количества приемов их формирования уже сейчас превышает временной объем тренировки, как и вообще подготовки спортсменов. Психологическая подготовка сама по себе не является частной проблемой психологии спорта, а есть общая проблема психологии как в теоретическом плане, так и в экспериментальном и прикладном аспектах.

Анализ, проведенный П.А. Рудиком в 1969 г., раскрывает сущность психологической подготовки в рамках психологии спорта. Он считает, что до разработки проблемы психологической подготовки спортсмена психология спорта изучала лишь влияние систематических занятий тем или иным видом спорта на развитие различных психологических функций. По его мнению, психологическая подготовка дает новое направление, основанное на изучении степени развития конкретных психических функций спортсмена с целью достижения больших успехов в определенном виде спорта, на изучении психических состояний и особенностей личности спортсмена соответственно требованиям избранного вида спорта. Поэтому предметом психологической подготовки для спортивных психологов становится целенаправленное совершенствование психических процессов, состояний и особенностей личности спортсмена. Другими словами, психология спорта сделала определенный шаг вперед — она переходит тем самым с эмпирического уровня исследования на теоретический, ограничивая свою предметную область и заполняя ее определенным содержанием. При этом она по-прежнему остается в рамках классической методологии психологии, если рассматривать ее более широко [25, c. 6].

В связи с этим в 70-е гг. характерно понимание того факта, что волевая подготовка, рассматриваемая как целостная реакция и как составная часть тренировочного процесса, не охватывает всего многообразия психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета разнообразных компонентов психики приводит к выделению психологической подготовки как особого образования в рамках именно подготовки, а не тренировочного процесса. Другими словами, именно и только в рамках собственно подготовки психология формирования качеств, необходимых для спортсмена, может получить свою определенность, а следовательно, и самостоятельность, выступая как тренировочный процесс, направленный на формирование тех или иных качеств, функций, процессов. Между тем психологическая подготовка осуществляется лишь путем «совершенствования» (П.А. Рудик, 1974) либо путем «воздействия» (А.А. Лалаян, 1977), направленных на обеспечение определенного состояния спортивной формы (или тренированности).

Сложилось такое положение, что в плоскости подготовки психологическая часть была представлена лишь социально-культурными мероприятиями (кинофильмы на этические и другие темы, беседы и встречи с ветеранами и т.д.), а в плоскости тренировочного процесса она была представлена лишь системой физических упражнений, где специализированных по своей направленности психологических приемов практически не существовало. При этом известно, что ни одно психологическое образование не возникает без движения, а точнее — без действия, которое только и предполагает смысл этого действия (осмысленное движение). Физические упражнения (или движения как более узкие) проходят только педагогическую обработку, психологическая же часть по-прежнему остается стихийно формируемой и нецеленаправленной — она происходит сама собой, в силу естественного процесса. Следовательно, и получаемый результат не прогнозируем, не стабилен, не устойчив, не надежен и т.д.— такова общая парадигма описания этих ситуаций. Попытку осуществить такую работу относительно специальной готовности, а не всей подготовки в целом, охватить трудноуловимые психологические факторы предприняла группа Д.А. Аросьева с сотрудниками.

В общем виде психология спорта относительно психологической подготовки не смогла выработать за счет собственного развития своего онтологического уровня, представленного собственным тренингом, особыми приемами и процедурами как диагностики, так и формирования, осуществляемого по своим законам и в своем собственном объеме времени. Сама же психология спорта оказалась спроецированной на другие предметные области — педагогику и теорию физического воспитания, трансформируясь в их методы и средства [22, c. 43].

С середины 70-х гг. роль психологической нагрузки заметно начинает осознаваться всеми: стресс, фрустрации, мотивация движения, внутригрупповые конфликты, эмоциональные срывы — вот неполный список трудностей, с которыми столкнулись все «обслуживающие» спортивные соревнования.

На первом плане оказалась проблема, связанная с эмоциональной неустойчивостью, что привело к стремлению непосредственно воздействовать на спортсмена с помощью аутогенных и гетерогенных приемов. Эти приемы были заимствованы из клиники и психотерапевтически ориентированной психологии. Применение этих приемов сразу же показало, что эффект их влияния зависит от систематической тренировки и от контроля за объективными показателями, известными в психологии.

Практическая потребность комплектования спортивных коллективов, управления этими коллективами, формирования межличностных отношений ставит тренеров в весьма затруднительную ситуацию, где здравого смысла и педагогического мастерства уже явно не хватает, а требуется знание психологических законов и закономерностей формирования личности и коллектива. Это привело к принятию разных практических мер. К коллективам, в частности, подключают второго тренера, организационного работника и т. п. Смыслом этих мер является повышение качества социальной заботы об отдельном спортсмене и коллективе в целом. Ситуация конфликтов достаточно известна практически всем, кто имеет дело с коллективом, независимо от того, спортивный это коллектив или нет. Подключение же психологов к работе в связи с этими практическими проблемами (причем кратковременное и реализуемое порой неспециалистами) привносит в подготовку спортсменов целый комплекс методик, социально-психологических приемов диагностики и формирования межличностных отношений.

Возрастающая идеологическая борьба и идеологические диверсии против спортсменов стран социализма заставляют специалистов разрабатывать определенные специфические приемы, направленные на идейное воспитание спортсменов и диагностику уровня сформированности базовых структур личности. Новые приемы социальной тренировки, как указывают М. Ванек и В. Гошек, первоначально предназначенные лишь для руководящих работников, начинают включать и в специальные программы для тренеров как необходимое орудие их работы с людьми (Я. Линарт, Я. Перлакт, 1975), и в тренировки в области социального взаимодействия. Необходимо отметить, что число работ в этой области возрастает, это соответственно приводит к разработке новых методических приемов — как диагностики уровня сформированности, так и формирования необходимого уровня воспитанности.

В то же время продолжаются исследования в области психофизиологии спорта, которая за продолжительное время развития накопила богатый эмпирический и экспериментальный материал, пытаясь в настоящее время развиваться в направлении описания психологических профилей, психологических «моделей». «Однако,— как отмечает А.В. Родионов,— сейчас сложилась такая ситуация, что поиски «моделей» (прежде всего для отбора) приводят к вульгаризации самой идеи, к попыткам определить какие-то наборы психических качеств в их количественных характеристиках, якобы присущих представителям данного вида спорта, не учитывающих условий деятельности и особенности личности, а главное — возможности компенсации недостатков, чем обычно и определяют выдающегося спортсмена». В связи с этими успехами и неудачами осуществляются попытки вернуться в теоретическом и прикладном аспектах к старым представлениям о психологической подготовке, в рамках которых она рассматривалась «как сложный условно-рефлекторный процесс» [24, c. 65].

Такое представление хотя и оправдано, но в настоящее время развития психологии уже является недостаточным, указывая лишь на один слой в области подготовки и соответственно в системе личности спортсмена. С другой стороны, утверждение, сделанное в этой же работе о том, что «это педагогический процесс», также является неконкретным, так как не указываются средства и методы психологической работы со спортсменом или самостоятельной работы спортсмена над самим собой.

Все же в рамках этих исследований происходит разработка новых приемов и процедур диагностики состояния готовности, устойчивости, надежности и т. д. (например, Е.Г. Козлов, 1980, Н.А. Худадов, 1979, В.А. Плахтиенко, 1980).

Кроме того, усилился приток молодых спортсменов, порой еще с неоформленным и несформировавшимся характером, не воспитавших в себе устойчивых моральных, волевых качеств. В связи с этим наметился разрыв между чисто спортивной подготовкой и воспитанием личности, результатом чего явилось противоречие между двигательными и личностными возможностями молодых спортсменов. Возникает необходимость активизировать процесс воспитания личности, используя при этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного воспитания, но и все средства и методы современной психологии. Необходимо обобщить полученный экспериментальный и теоретический материал и уже на этой основе строить методологически обоснованную предметную область психологической подготовки.

Если учитывать, что современная психология представляет собой разветвленную сеть порой пересекающихся планов и плоскостей анализа, подходов к своему объекту-человеку, становится понятной огромная ответственность психолога в такой важной работе, как психологическая подготовка или вообще обеспечение спортивной деятельности. В настоящее время психолог должен не только владеть знаниями и навыками, используемыми в других видах психологического анализа: в социальной психологии, структурной психолингвистике, эргономике, психологии труда и т.д. При этом он должен, работая на материале спорта, не только вычленять свою предметную область и план анализа, но уметь соотносить эту область с соседними, не отрываясь от них, т.е. быть и методологом и логиком, используя эти знания для конфигурации различных сторон научного предмета (на что претендует теория физического воспитания, хотя до сих пор фактически никакой работы не было проделано).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...