Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследование «психологической подготовки» в отечественной психологии




 

История внедрения практических психологических методов в спорт в отечественной психологии начинается с 1954 года. В этом году была защищена первая докторская диссертация по спортивной психологии А.Ц. Пуни. Однако на данный момент многие вопросы спортивной психологии являются открытыми. К ним можно отнести и проблему изучения профессионально-важных качеств психолога в спорте.

С целью выяснить причины невостребованности и низкой эффективности деятельности психолога со спортсменами, как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений был разработан и проведен опрос. Респондентов также просили выделить профессионально-важные качества, которыми должен, на их взгляд, обладать психолог, работающий в области спорта.

В опросе приняли участие 32 специалиста в области спорта и спортивной психологии, которым было предложено ответить на вопросы анкеты о причинах невостребованности психолога в спорте. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что работа психолога в области спорта предъявляет требования к интеллектуальной, поведенческой, личностной и межличностной сферам деятельности. Вот перечень наиболее часто встречаемых в ответах качеств, которые, по мнению респондентов, являются необходимыми, для того чтобы работа психолога в спорте была эффективна:

1. высокий интеллект;

2. теоретическая подготовка и опыт практической работы;

3. поведенческая гибкость;

4. коммуникабельность и способность устанавливать доверительные отношения;

5. личный опыт в качестве спортсмена;

6. чувство юмора;

7. способность к сопереживанию, эмпатичность;

8. терпимость и выдержка;

9. вовлеченность в работу.

Встречались и более оригинальные ответы: внешняя привлекательность; патриотизм; «психолог должен быть авторитетом»; «нет строгого перечня качеств. Любовь и уважение к людям (к каждому) профессиональные знания, желательно собственный опыт как спортсмена, остальное – вопрос индивидуального стиля работы». С последним приведенным мнением нельзя не согласиться, однако индивидуальный стиль работы появляется лишь с опытом, успешность которого во многом обусловлена профессионально-важными качествами.

Большинство перечисленных профессионально-важных качеств могут относиться к психологу, который работает в любой сфере деятельности. Но очевидно, что работа психолога в области спорта предъявляет особенные, специальные требования к его личности. Учет таких особенных профессионально-важных качеств необходим при профессиональном отборе, профессиональной ориентации, а также при подготовке специалистов для работы в области спорта. Таким образом, изучение профессионально-важных качеств является перспективной областью исследований, а также необходимым условием решения проблем эффективности и востребованности психолога [2, c. 18].

Профессиональным пространством спортивного психолога является спортивная деятельность; специфика его работы заключается в ориентации на изучение психических феноменов в реальных жизненных ситуациях. Спортивный психолог имеет дело с реальными проблемами реального спортсмена (ребенка, взрослого). Деятельность психолога в таких условиях строится не как рефлексия ученого по поводу некоторой психической реальности, существующей безотносительно к практике, а как особый тип изучения, понимания, которое способствует развитию человека.

Анализируя деятельность практического психолога в спорте, Г.В. Ложкин приходит к мнению, что основная работа психолога сводится к оказанию психологической помощи другому. Проблемы другого – это и жизненные, и профессиональные проблемы. Психолог принимает их в форме задач и решает.

Неспециалист (тренер) сводит эти проблемы к типичным, для которых уже выработаны стандартные решения. Далее психолог анализирует и разграничивает позицию другого, дифференцируя его ролевое и жизненное поведение. Неспециалист (тренер) не различает множества ролей. Психолог ориентирует другого в его целях, открывая иные типы взаимодействия. Неспециалист преследует свой интерес. Позиция спортивного психолога основана на профессиональной рефлексии, позиция неспециалиста – на его Я-концепции.

Исходя из этого, психолог передает отрефлексированную информацию другому в адекватной для него языковой культуре, соблюдая при этом этические нормы. Для неспециалиста «нет проблем» как в получении, так и в передаче психологической информации. Чаще всего он использует псевдоквалифицированный лексикон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность собственного высказывания

С нашей точки зрения, психологическая подготовка спортсмена является сложноорганизованным целым образованием. Она имеет свое строение и дифференцируется на ряд уровней, каждый из которых имеет свои способы работы, движется по своим законам, требует применения собственных средств и методов исследования и воздействия. Исходя из содержания развития подготовки и применения средства системного анализа, можно выделить следующие уровни в психологической подготовке: психофизиологический, собственно психологический и социально-психологический. Каждый из них имеет свои законы, которые в спорте находят собственное преломление и в то же время не полностью входят в спортивную деятельность со своей сложной проблематикой и научным аппаратом.

Важно то, что соответствующие научные дисциплины, «обслуживающие» эти уровни, имеют свое видение, свой угол зрения на спортивную деятельность. Так, социально-психологический уровень указывает на такой «объект», как соревнование, где происходит противоборство двух тактик, техник и сил, но объектом для исследования и воздействия для психолога здесь является собственно команда. Поэтому предметом выступают отношения в команде, воздействия команды на развитие личности, ее формирование, а также влияние личности и роль ее в команде как коллективе, становление личности и спортивного коллектива. Психологический уровень указывает на отношения человека к самому себе, вскрывая пласт свойств, качеств человека, обеспечивающих его способность осуществлять деятельность. Здесь предметом выступают не только знания и умения, навыки и привычки, не только психические процессы и функции, но и такие сложные явления, как самосознание, самооценка, мировоззрение и сознание личности — одним словом, отношение к себе как человеческой личности. Психофизиологический уровень указывает на отношение человека к возможностям своего организма как анатомо-физиологической данности. При такой дифференциации психологической подготовки можно осуществить не только комплексность воспитания, но и реализовать системность в подготовке, так как человек будет «охвачен» во всей своей полноте, во всех своих проявлениях. Следовательно, при осуществлении такого подхода открывается возможность строить более надежные прогнозы.

При таком подходе возможна стыковка с другими науками (социологией, философией, теорией физического воспитания и т.д.) в области общей подготовки как более сложно организованной социотехнической системы.

Итак, психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Но в центре всей проблематики остается человек, независимо от того, кто он: тренер, организатор, спортсмен и пр. Поэтому акцент современных исследований смещается в сторону личности человека-спортсмена как высшей инстанции управления не только психическими процессами, но и психофизиологическими функциями. Понятно, что процессы обучения, управления, организации и формирования в рамках подготовки и тренировочного цикла протекают эффективнее, если они опосредуются личностью спортсмена. Следовательно, раскрытие структуры личности, ее конкретное экспериментальное наполнение и практическое ограничение (направленность) должны составить основное содержание работ.

Организацию и проектирование эксперимента, а также мер, связанных с управлением и формированием личности, невозможно осуществить без определенного теоретического представления, которое должно находиться в определенном логическом (а следовательно, и практическом) соответствии с основной задачей — задачей подготовки. Анализ существующих представлений о структуре личности позволяет выделить три уровня, в которых личность себя осуществляет (к примеру, работы К.К. Платонова, Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина и др.). При этом мы исключаем уровень «биологически обусловленный» (по терминологии авторов) на том основании, что этот уровень относится к человеку вообще и составляет лишь условие, предпосылку для формирования психических структур личности. Таким образом, у личности, взятой как целое, есть также взаимосвязанные стороны (которые структурно соответствуют и подготовке), свои уровни, находящиеся в иерархической взаимозависимости друг от друга. Чтобы не усложнять терминологически, обозначим их также: психофизиологический, психический и социально-психологический. Первый из них составляет «базис» (основание формирования личности) — это перцептивно-моторная сфера (по данным работ, начиная с трудов И.М. Сеченова и кончая работами А. Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, Дж. Брунера и т.д.). Второй уровень включает в себя отдельные психические процессы. К третьему относятся высшие проявления личности, такие, как мировоззрение и направленность [6, c. 114].

В заключение отметим, что такое системно-деятельностное представление, на наш взгляд, позволит более целенаправленно строить систему подготовки с ориентацией на комплексное воспитание «всестороннего гармонического развития личности» спортсмена. Основными задачами при этом являются задачи диагностики и формирования целостной системы личности. Поэтому необходимо «отфильтровать» эти приемы и процедуры, отобрать несколько годных для диагностики того или иного уровня личности и на основе этого предложить определенное количество формирующих методик (в рамках самостоятельной психологической подготовки) для психотренинга.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...