Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «психологическая подготовка» в психологии.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Курсовая работа

Психологическая подготовка спортсменов

Исполнитель: Пачин Виталий Валерьевич ,

студент 2 курса заочного отделения

факультета психологии

(специальность «Психология»)

Руководитель: Михальченко Г. Ф.,

доцент

Гродно 2016

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ СПОРТСМЕНОВ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ…….………………..5

1.1 Понятие «психологическая подготовка» в психологии………………....5

1.2 Исследование «психологической подготовки» в зарубежной психологии……………………………………………………………………….17

1.3 Исследование «психологической подготовки» в отечественной психологии……………………………………………………………………….20

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ…………………………… …………..….26

2.1 Методы исследования психологической подготовки спортсменов……………………………………………………………………...34

2.2 Результаты исследования психологической подготовки спортсменов…..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Спорт сегодняшнего дня – это одна из сторон нашей современной культуры и социальной жизни общества, имеющий свое содержание, структуру, закономерности и механизмы проявления. Зрелищность спорта притягивает к себе многомиллионные массы людей. Спорт не только спортивная борьба на аренах и дорожках стадионов, это наш образ жизни, в которой мы соревнуемся каждый день, это сфера становления личности и образа «Я», область, где реализуются мечты и желания, где каждый может найти свое место, Спорт – чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умения работать с ними, это один из немногих видов современной деятельности, где можно еще в период юности стать героем и звездой, о чем мечтает каждый.

Как часто приходится сталкиваться с проблемами, порой необъяснимыми в спортивной жизни. Спортсмена могут упрекнуть в том, что он не собрался, недооценил важность соревнования, расслабился или, наоборот, излишне зажался, слишком спокоен или чересчур агрессивен, впадает в депрессию и собирается покинуть спорт после неудач.

А сколько внутренних сомнений, размышлений до и во время соревнований; каково атлету, когда он остается наедине со своей травмой; как воспринимают спорт дети, пришедшие в спортивную секцию; как тренеру вести себя с победившей и проигравшей командой, да и вообще узнать, что творится внутри коллектива – можно долго перечислять огромную массу проблем, возникающих в спортивной практике.

Спортивная деятельность представляет собой один из немногих путей, где человек может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных результатов. Спорт является великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. Эта деятельность обладает высочайшей мотивацией, четкими критериями оценки результатов, требует высокой активности от человека. Она связана с большим физическим и психическим напряжением, необходимостью преодолевать не только сопротивление сильного соперника, но и собственные слабости. Спорт разносторонне формирует адаптационные возможности человека, включая социальные.

Объект исследования: психологическаяподготовка.

Предмет исследования: психологическая подготовка спортсмена.

Цель исследования – проанализировать психологическую готовность спортсменов к соревнованиям.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические и методологические подходы исследования психики спортсменов в работах зарубежных и отечественных психологов;

- проанализировать содержание психологической подготовки спортсменов;

- провести диагностику психологической подготовки спортсменов.

Гипотеза исследования – Результативность соревновательной деятельности, как показывают исследования ряда авторов, во многом определяется психологическими факторами. При этом немаловажно то, что данные факторы при правильном подходе поддаются управлению и контролю в процессе подготовки спортсмена.

База исследования – Государственное учреждение образования «Средняя школа №203». Экспериментальную группу составили учащиеся 9-11 классов, в количестве 14 человек, принимающих участие в городских соревнованиях по настольному теннису.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ СПОРТСМЕНОВ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

 

Понятие «психологическая подготовка» в психологии.

 

Термин «психологическая подготовка» чаще всего используется для обозначения обширного круга действий тренеров, спортсменов и менеджеров, которые направлены на формирование и развитие психических процессов и качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях.

Под «психической готовностью» спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности [12, c. 63].

Психологическая подготовка – один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом связана с повышением психологической культуры спорта, с междисциплинарным взаимодействием наук о спорте.

Весьма существенным понятийным компонентом психологической подготовки в спорте является взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной, технической, теоретической). Чаше всего психологическая подготовка рассматривается как один из видов подготовки. В этом случае ей, наряду с другими видами, отводится определенная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, назначаются соответствующие цели, формы и методы. Такой подход упрощает решение организационных задач и структурирование подготовки, однако является проблематичным для решения задач системного взаимодействия различных ее видов.

Например, спортсмен выполнил большой объем силовых нагрузок, но не занимался психотренингом. В логике рассмотрения психологической подготовки как одного из видов подготовки он носил свою физическую подготовленность, но не продвинулся в психологической. Однако, выполнение силовой нагрузки потребовало от него значительных волевых усилий, сосредоточение внимания, вестибулярной устойчивости и проявление других психических качеств. В результате произошли изменения и в его психологической готовности, но они не были учтены. Та же самая силовая нагрузка вполне могла быть использована для развитии волевых качеств или сосредоточения внимания. Тогда (в той же логике разделения видов подготовки) не были бы учтены изменения физических кондиций, что тоже неверно [14, c. 10].

Психологическая подготовка может быть рассмотрена не только как особый вид подготовки наряду с физической, специальной, тактической, теоретической, технической, но и как особая функция каждого из этих видов подготовки – функция формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной работы (в том числе и вне тренировки) для успеха в спортивной деятельности. Только в этом случае достигается более высокий системный уровень подготовки, когда все действия спортсмена организуются в соответствии с логикой высоких спортивных достижений, имеют четкую мотивационную структуру. И именно эта субъективизация способствует включению целенаправленных действий спортсмена в состав деятельности.

Субъективизация – условие и процесс возникновения и развития активности человека, в котором его психика обогащается знаниями и средствами преобразования действительности, заключенными в осваиваемой деятельности. Последующее использование этого обогащенного психического образа самим субъектом при решении практических задач создает предпосылки для оценки соответствия этого образа реальной действительности. Практическая проверка реального значения психического образа для данного субъекта делает его сторонником, приверженцем или, напротив, противником осваиваемой деятельности [18, c. 56].

Итак, психологическая подготовка – это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов и команд.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...