Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРА, И ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ




 

Содержание конкретных средств и методов психологической подготовки, применяемых современными психологами, раскрывает следующая классификация.

По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на: 1) мобилизующие, 2) корригирующие, 3) релаксирующие; по содержанию: 1) психолого-педагогические, 2) преимущественно психологические, 3) преимущественно психофизиологические. В свою очередь, в первой группе могут выделяться: 1) убеждающие; 2) направляющие; 3) двигательные; 4) поведенческо-организующие средства;

во второй:

1) суггестивные, 2) ментальные, 3) социально-игровые средства;

в третьей:

1) аппаратурные, 2) психофармакологические, 3) дыхательные, 4) комбинированные.

По сфере воздействия дифференцируются:

1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы, 2) средства воздействия на интеллектуальную сферу, 3) средства воздействия на волевую сферу, 4) средства воздействия на эмоциональную сферу, 5) средства воздействия на нравственную сферу;

по адресату:

1) средства, направленные на психическую подготовку тренера, 2) средства управления непосредственно спортсменом или командой;

по времени применения:

1) предупреждающие, 2) предсоревновательные, 3) соревновательные, 4) постсоревновательные;

по характеру применения:

1) саморегуляция, 2) гетерорегуляция [8, c. 91].

Значение индивидуального подхода заключается в том, что ни один метод обучения и тренировки не может привести к должным результатам, если он применяется без учета индивидуально-психологических особенностей человека.

Конкретные задачи, которые преследуются при индивидуализации подготовки, — использовать все потенциальные возможности человека, все его личностные резервы, применять доступные методы и персонально дозируемые-приемы воздействия с учетом свойств характера и темперамента, психического состояния конкретной ситуации, поставленных целей и решаемых задач.

Степень индивидуализации учебно-тренировочной в воспитательной работы может быть различной. Во-первых, возможен совершенно одинаковый, нивелированный подход ко всем. Очевидно, что в этом случае индивидуализация равна нулю. Во-вторых, можно работать с подопечным отдельно, персонально, строя всю работу на основе тщательного учета его особенностей и реакции на педагогические воздействия. Здесь налицо предельная индивидуализация. Наконец, в-третьих, возможно условное разделение спортсменов по группам, основанное на определенном их сходстве. Это — индивидуализация по типам.

Индивидуализация обучения и подготовки спортсменов с ориентацией на типичные проявления заслуживает внимания. Применяя такой подход, оценив личностные особенности спортсмена и отнеся их к определенному типу проявлений, можно воспользоваться практическими рекомендациями, имеющимися в специальной психологической литературе. Значительно проще получить конкретную консультацию и у специалиста-психолога.

Недопустима «гипертрофия» индивидуального подхода, сведение его к так называемой «парной педагогике». Задачи воспитания и психологической подготовки спортсмена обязательно предполагают работу в коллективе и с коллективом. Наряду с индивидуальным правомерно говорить и о дифференцированном подходе, понимая под ним специальную работу со спортсменами с учетом их различий по ряду общих признаков: по полу, возрасту, образованию, опыту. Дифференцированный подход как бы предваряет индивидуальный. Вопрос этот пока изучен слабо. Поэтому можно привести лишь отдельные, наиболее общие сведения, необходимые для дифференцированного подхода [12, c. 65].

Половые различия. Обыденное представление склоняется к тому, что мужчины более спортивны, чем женщины. Действительно, мужчины по природе своей более склонны к участию в спортивной борьбе, дух соперничества у них выше, они в большей мере «конкурентны», амбициозны, активнее и инициативнее в игре и поединке. Можно говорить и о большей их устойчивости к стрессу в условиях напряженной деятельности. Мужчины менее впечатлительны и ранимы, менее конфликтны и менее внушаемы.

Женщины, тем не менее, имеют ряд положительных характеристик относительно требований спортивной деятельности. Они могут достичь лучших, чем мужчины, результатов в действиях, требующих ювелирной точности, лучше переносят однообразную, монотонную работу, более дисциплинированны. Но женщины более конфликтны в коллективе, требуют большего внимания со стороны тренера, нуждаются в большей опеке. В ситуации поражения, срыва, аффекта истерические реакции у женщин случаются чаще и протекают интенсивнее [13, c. 140].

Возрастные различия. В спорте высших достижений сейчас немало спортсменов юношеского и даже подросткового возраста. В эти годы человек как личность еще не сложился: не сформировались полностью сознание, мировоззрение, интеллект, не устойчивы мнения, отношения взгляды, установки, жизненная ориентация.

Подчас юные спортсмены добиваются выдающихся достижений. Это свидетельствует о значительных физических и психических резервах растущего организма и развивающейся личности. Однако для юных спортсменов, как правило, характерно то, что в своем отношении к упражнениям и соревнованиям они плохо осознают меру риска и социальной ответственности за показанный результат. Это в какой-то степени позволяет их не испытывать сильной психической напряженности. Обычно юные спортсмены во всем полностью полагаются на своего тренера. Поэтому все его действия, применяемые формы и средства подготовки, интенсивность и объем нагрузки должны быть особенно тщательно продуманы исходя из того, что задания и установки будут восприниматься некритично и выполняться точно. Юный спортсмен, естественно, вносит мало корректив в свою подготовку. В силу указанных особенностей для юношеских команд более других подходит авторитарный стиль руководства.

Спортивный опыт. Малоопытные спортсмены, новички в команде нуждаются в большей опеке, в большей степени секундирования, в подробном и более конкретном планировании общей психологической подготовки и тактики поведения в каждом соревновании. Они обладают меньшей социальной защищенностью, болезненно реагируют на форму обращения к ним, замечания, указания, подсказки и пр. [19, c. 31].

В связи с этим одна из основных задач тренера в подготовке таких спортсменов — укрепление чувства уверенности в себе, формирование достаточно высокой самооценки. Достигается это поощрением, поддержкой в индивидуальных беседах и путем специального инструктирования опытных спортсменов относительно поведения с неопытными.

Опытные спортсмены — это ядро коллектива, его «золотой фонд». Они — опора, советчики и помощники тренера. Безусловно, тренер должен активно использовать возможность положительного влияния ветеранов на воспитание и психологическую подготовку команды, на формирование общественного мнения в команде, на создание атмосферы дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки, хорошего, боевого настроения.

В работе с выдающимися спортсменами сложная психологическая ситуация возникает в связи с большой их популярностью и ореолом незаменимости, вниманием к ним радио, прессы и любителей спорта. Нелегко даже самому самокритичному и умному спортсмену устоять против «звездной болезни». Перед тренером стоит сложная задача — сохранить большого мастера для спорта и не дать ему деградировать как личности.

Для ветеранов актуальным является вопрос о сроке прекращения занятий спортом. Стадия развития спортивных мотивов, Которую переживают ветераны, называется инволюцией мотивов. Суть заключается в том, что для спортсмена существенным становится вопрос, для чего он «до сих пор» отдает все силы спорту и не пора ли прекратить выступления в соревнованиях. От тренера и спортивного руководства во многом зависит, каким уйдет из спорта заслуженный спортсмен — с активным стремлением занимать передовые позиции в обществе или морально надломленным, неудовлетворенным, не готовым продолжать жизнь, достойную его спортивных титулов и званий [10, c. 203].

Образование. При организации индивидуальной психологической подготовки нельзя не учитывать уровня интеллектуального развития и образования спортсмена. Интеллектуально развитые спортсмены более способны к самовоспитанию, склонны к анализу и творческому активному участию в своей подготовке.

Они быстрее и, как правило, с большим желанием и пониманием дела овладевают сложными приемами самоубеждения и самовнушения, идеомоторной тренировки, аутогенной тренировки и др. Такие спортсмены ждут демократического подхода, отрицательно относятся к диктату и бескомпромиссным, категорическим распоряжениям, предпочитают, чтобы с ними советовались по всем вопросам организации их подготовки, чаще обсуждали теоретические и методические вопросы. В то же время развитый интеллект связан с сильным воображением и способностью к прогнозированию, что иногда приводит к излишнему «самокопанию», возникновению чувства тревоги за возможную неудачу в предстоящих ответственных соревнованиях, а это, в свою очередь, — к раннему и сильному предстартовому возбуждению.

Все эти факторы индивидуальных различий определяют выбор средств и методов психологической подготовки спортсмена.

Индивидуализация психологической подготовки предусматривает последовательное осуществление ряда шагов, представляющих собой диагностику, управление и контроль за эффективностью применяемых средств и методов.

Первым и очень ответственным шагом индивидуализации психологической подготовки является изучение индивидуально психологических особенностей спортсмена. Завершается работа по изучению личности составлением подробной психологической характеристики, заполняемой по определенной схеме. Характеристика должна быть достаточно подробной и в то же время конкретной и содержать информации по таким основным.показателям, как направленность личности система отношений, психическое развитие, особенности поведении деятельности. Направленность личности: мотивы, интересы, установки, увлечения, основные потребности, идейная убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, сознание долга, уровень притязаний [5, c. 28].

Отношения: к людям, к делу, к личным достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам, критике, наградам поощрениям и наказаниям).

Психическое развитие: общие и специальные проявления основных.свойств нервной системы, темперамент, психические и волевые качества.

Отношения и поведение в тренировках: аккуратность, дисциплинированность, организованность, трудолюбие; активность, инициативность, самостоятельность; характер настроения, устойчивость помехам и неблагоприятным условиям. Любимые и нелюбимые упражнения, задания, ситуации. Отношение к частым разъездам смене спортивных залов, инвентаря; отношение к помощи и сказкам тренера.

Отношения и поведение в соревнованиях: типичное предстартовое состояние, сон в период соревнований, степень напряженности в самом начале и в ответственные моменты спортивной борьбы характерная динамика психического состояния в ходе состязание особенности разминки и настройки, реакция на действия товарищей по команде, отношение к судьям и судейству, реакция на зрителей особенности секундирования. Типичные причины срывов, ошибок «психологические барьеры», «коварные» упражнения, приемы и т. Ближайшие и перспективные цели и задачи в спорте. Наличие уверенности и стремления к соперничеству, к спортивной борьбе. Эмоциональные состояния после соревнования.

Психологическая характеристика не остается неизменной. Она дополняется по мере развития и становления личности спортсмен и в связи с совершенствованием его психологической подготовленности.

На основе точного представления о личности спортсмена и его психологической подготовленности осуществляется индивидуальное планирование психологической подготовки. Оно не должно сводиться лишь к определению задач.

Наряду с целями и задачами в индивидуальный план обязательно включают средства и методы психологической подготовки, их дозировку и место в учебно-тренировочном процессе.

С учетом данных индивидуального планирования применяются конкретные средства и методы управления психическим развитием спортсмена как осуществление процесса индивидуальной психологической подготовки.

Итак, в плане индивидуализации психологической подготовки по типологическим различиям есть продуктивные исследования психологов. Спортсмены с сильной нервной системой при благоприятных условиях значительно меньше нуждаются в специальной индивидуализации психологической подготовки, чем спортсмены со слабой нервной системой. «Слабые» показывают лучшую свою работоспособность в том случае, когда выполняют большой объем работы малыми дозами, для «сильных» лучше метод концентрированной тренировки.

Инертные спортсмены должны иметь подробный план действий в соревнованиях, продуманный до мелочей, иметь на любую сложную ситуацию запасной тактический вариант. Подвижные не нуждаются в таком тщательном планировании, перед ними ставят задачи в более общей форме. Кропотливая и объемная подготовительная работа утомляет подвижных, отбивает у них интерес, растрачивает нервную энергию и подавляет инициативу.

Подвижные нуждаются в специальной тренировке «на сосредоточенность внимания»; они склонны к самоуверенности, к излишне активной и разнообразной разминке, могут без особой надобности менять в соревнованиях тактический план. Если сложное задание не удается быстро выполнить, их интерес к нему заметно остывает.

Неуравновешенные при подготовке к соревнованиям в первую очередь должны заботиться о снижении сильного, возбуждения, о сохранении нервно-психической свежести, о том, чтобы всеми возможными средствами отдалить наступление стартового возбуждения, избежать сильного волнения. Решению этой задачи способствует овладение приемами саморегуляции психических состояний. Не следует спешить ставить перед ними ответственные задачи в соревнованиях. Они, как правило, задают чрезмерный темп в начале состязания. Надо строже и точнее регламентировать их действия в соревнованиях. При подготовке к старту неуравновешенному спортсмену очень трудно «отключиться» от мыслей о предстоящей борьбе.

Уравновешенные спортсмены стабильнее в проявлении» психических состояний, чем неуравновешенные, но нередко характеризуются недостаточной эмоциональной реактивностью. В этом случае тренеру приходится применять такие средства психологической подготовки, которые оказывают способствуют своевременной концентрации психической энергии; спортсмена.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...