Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ценовое регулирование естественных монополий.




· Предельное ценообразование.

Ценой, обеспечивающей Парето-эффективное равновесие на рынке, является цена, равная предельным издержкам (P=MC) – оптимальный вариант свободной конкуренции, так как он не сопровождается никакими потерями благосостояния. Данное ценообразование применительно к естественным монополиям и ведёт к потерям фирмы, поскольку из-за субаддитивности издержек естественного монополиста кривая предельных издержек расположена ниже кривой средних издержек на всём протяжении выпуска, и регулируемая цена, равная предельным издержкам, окажется ниже средних издержек производства товара (рис.1). Поэтому если государство избирает данный способ ценообразования, для удержания фирмы в отрасли правительству приходится предоставлять регулируемому монополисту субсидию в размере потерь компании, вызванных чрезмерно низкой ценой единицы товара. Но при данном ценообразовании появляется ряд негативных последствий. Во-первых, так как субсидия покрывает разницу между ценой и средними издержками, то у регулируемой фирмы появляются стимулы к завышению реальных издержек с целью получения повышенной субсидии, то есть появляется скрытая монопольная прибыль. Это происходит в связи с информационной асимметрией в отношениях между фирмой и регулирующими органами, то есть регулирующие органы обладают лишь той информацией, которую им предоставляет руководство фирмы. Во-вторых, если эффективный контроль издержек всё-таки происходит, то завышение затрат проявляется в ухудшении качества товара.[5]

· Ценообразование Рамсея на рынке однопродуктового монополиста.

Величина цены в данном случае определяется средними издержками (P=AC). Фирма не получает прибыли и не несёт убытков (рис. 2). Однако при данном методе регулирования безвозвратные потери остаются. Поэтому этот способ регулирования естественного монополиста носит название «второго наилучшего решения». Но информационная асимметрия будет стимулировать менеджмент фирмы к завышению издержек (или, по крайней мере, не стимулировать снижение издержек), либо к ухудшению качества товара. Поэтому в реальности регулируемая цена может включать в себя скрытую монопольную прибыль. Поскольку условия спроса и издержек подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена также требует постоянной корректировки. Чем более неопределёнными, а, следовательно, более изменчивыми, являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводиться подобные корректировки. Но чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства с тем, чтобы выиграть на разнице между уровнем цены и уровнем реальных издержек. Выбирая периодичность пересмотра регулируемых цен, государственные органы сталкиваются с дилеммой: эффективность размещения ресурсов или эффективность производства (чем короче интервалы между пересмотрами цен, тем в большей степени ценовые рычаги способствуют эффективному размещению ресурсов, но тем ниже стимулы к эффективным управленческим решениям и производству).[9]

· Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии.

Для минимизации потерь вследствие наличия естественной монополии в отрасли возможно применение принципа назначения разных цен для разных категорий потребителей. При проведении государством политики ценовой дискриминации на рынке естественной монополии происходит установление двух категорий цен и объёмов потребления услуг естественного монополиста.

При двух уровнях цен ценовая дискриминация также называется «двухставочный тариф». Цену P1 платят покупатели (рис. 3), готовые оплатить только предельные издержки выпуска (P1=MC). Им поставляется (Q1-Q2) объём продаж. Естественная монополия несёт потери в размере площади B. Например, государство может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищённых групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Самый распространённый пример – льготы за коммунальные услуги. Цену P2 платят покупатели, способные оплачивать высокий уровень своих расходов. Они получают Q2 объёма продаж. При этом цена P2 устанавливается таким образом, чтобы прибыль (размер площади А), получаемая естественной монополией от данной категории потребителей компенсировала вызванные предельным ценообразованием для первой категории покупателей (площади А и B должны быть равны).[5]

Таким образом, услуга (товар) предоставляется любому покупателю, кто готов оплачивать, по крайней мере, величину предельных издержек. Естественная монополия в целом организует безубыточное производство, поэтому государству нет необходимости выплачивать субсидии. Использование различных тарифов в зависимости от ёмкости платёжеспособного спроса разных групп покупателей повышает общественное благосостояние. Однако, во-первых, система «перекрёстного субсидирования» может иметь довольно сильные побочные негативные результаты, которые не могут быть заранее учтены при разработке схемы ценообразования. Во-вторых, использование ценовой дискриминации повышает неустойчивость рынка естественной монополии, создавая стимулы для входа на рынок потенциальных конкурентов. Такая ситуация складывалась на рынке телефонных услуг США незадолго до расформирования АТТ. Высокие цены на услуги междугородной телефонной связи использовались для субсидирования производства местных телефонных услуг. Междугородная связь других телефонных компаний стала конкурентоспособной, несмотря на преимущество АТТ в издержках. Начался вход конкурентов на рынок естественной монополии. Таким образом, используя схему ценовой дискриминации, регулирующие органы должны учитывать наличие потенциальных конкурентов. В случае угрозы входа использование перекрёстного субсидирования должно сочетаться с созданием барьеров входа – в противном случае не будет обеспечена сбалансированность бюджета естественного монополиста.[]

· Пиковое ценообразование.

Пиковое ценообразование применяется в отраслях естественной монополии тогда, когда присутствуют два условия: есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт). (1)Схема ценообразования, помимо общей цели достижения максимума общественного благосостояния, должна заинтересовать компании в создании производственных мощностей, достаточных для удовлетворения «пикового» объёма спроса.

Пусть t=1,…, T – период времени; Qt – выпуск фирмы; b – дополнительные издержки использования капитала в период пика спроса. Вне пика (точка максимального спроса) b=0. Наблюдается обычная ситуация производства. Совокупные издержки фирмы будут равны: TC = cQ 1. Ценообразование вне пика P1=AC=c. В период пика спрос резко возрастает. Имеющихся мощностей обычного уровня будет недостаточно для удовлетворения этого объёма. А ввод дополнительных мощностей требует дополнительных расходов в размере b. Эти издержки должны быть оплачены теми потребителями, которые предъявляют повышенный спрос. Поэтому в период пикового спроса цена товара будет установлена на более высоком уровне:

P2 = c+b>P1.[5]

· Регулирование цены на основе корзины товаров (дефлятор Х).

В данном случае естественная монополия может изменять цены в пределах, не превышающих средний уровень цены корзины товаров. Может использоваться следующая методика установления на срок (4-5лет) расчёта ежегодного тарифа:

Pt=(Пt-Xt+Zt)Pt-1,

где Pt– цена корзины товаров будущего года; Pt-1 – цена корзины товаров текущего года; Пt – ежегодный темп инфляции относительно издержек на сырьё; Xt – фактор роста производительности; Zt – другие экзогенные факторы, оказывающие влияние на поведение фирмы.

К недостаткам этого метода относится то, что он не устраняет сравнительно большую вероятность недоинвестирования фирмы с целью избежать экспроприации прибыли государством, а также проблему качества предоставляемых услуг.[5]

Но данная модель регулирования естественных монополий имеет и ряд достоинств. Во-первых, в центре внимания находится наиболее важный для потребителей параметр – уровень цен. Во-вторых, прозрачность и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений. В-третьих, упрощение процесса регулирования для компаний и регулирующих органов. Компания может изменять уровень и структуру тарифов по заданной формуле, а регулятор не должен участвовать в изнурительных процедурах пересмотра цен и детального рассмотрения инвестиционной программы. В-четвертых, стимулирование эффективности. Производителям гарантируется сохранение выгод от повышения эффективности в период между пересмотром Х. Модель "дефлятор-Х" менее подвержена затратной неэффективности и тенденции к завышению капиталоёмкости (эффект Аверча-Джонсона). Поскольку компания имеет право присваивать все прибыли, у неё возникают стимулы для повышения производственной эффективности, вытекающие из неограниченной максимизации прибыли. При правильном определении параметра Х часть предполагаемой возросшей эффективности будет передаваться потребителям в виде более низких цен.[]










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...