Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность естественных монополий.




Главная задача любой фирмы – максимизация прибыли. В естественных монополиях это условие достигается при МС(Q)=MR(Q) (как и на рынке чистой монополии), но это не означает, что на рынке существует лишь одна компания (по классификации Антимонопольного Комитета, монополия - это компания с долей рынка более 25%). Но чаще всего доля естественного монополиста превышает 50%, что позволяет ему не снижать производства даже в условиях спада или кризиса. Для естественной монополии характерен особый вид предельных и средних издержек, который иллюстрирует экономию на масштабе производства. Особенностью технологии естественной монополии является свойство субаддитивности затрат производства (субаддитивность затрат – это свойство средних издержек убывать на всём протяжении рассматриваемого выпуска). Различают два вида естественной монополии: глобальную и локальную:

если средние издержки выпуска убывают на всём протяжении производства (при любом объёме), то такая монополия называется глобальной естественной монополией;

если убывание средних издержек наблюдается только в части, где есть платёжеспособный спрос, но далее функция издержек демонстрирует традиционную убывающую отдачу, то такая монополия будет считаться локальной: при соответствующем росте спроса возможно продвижение объёма производства в область возрастающих издержек, а значит в большей степени в конкурентную ситуацию.

Различие между глобальной и локальной естественными монополиями представлено на следующем рисунке.[5]

Организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки при относительно невысоких переменных издержках. Поэтому с каждой дополнительной единицей выпуска средние затраты снижаются. А потому необходимым условием их существования является достижение таких объёмов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Это характерно для таких видов деятельности как телефонное обслуживание (кроме услуг сотовой связи), метро, железнодорожный транспорт и т.п. Поскольку свободный вход на рынок невозможен, фирма-монополист будет удерживать экономическую прибыль. Размер этой прибыли зависит от того, насколько монопольная цена превышает фактическую величину средних издержек. Монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, что общество несёт определённые потери. А монополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительского излишка. Поэтому государство начинает регулировать отрасль естественной монополии различными способами. []

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определённый товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объёма производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.[]

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать её сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.[]

Существует множество методов регулирования естественных монополий, которые можно разделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим вначале методы ценового регулирования.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...