Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие естественных монополий.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Курсовая работа Тема: Естественные монополии: сущность и проблемы регулирования.
Выполнил студент 0703 группы Сироус Виталий Научный руководитель: доцент Синявская Э.Г.
Новосибирск 2011 Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. Понятие и сущность естественных монополий………………………4 1.1. Понятие естественных монополий………………………………………….4 1.2. Сущность естественных монополий………………………………………...5 Глава II.Методы регулирования естественных монополий.………………….7 2.1. Ценовое регулирование естественных монополий………………………...7 · Предельное ценообразование…………………………………………………..7 ·Ценообразование Рамсея на рынке однопродуктового монополиста………..7 ·Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии………………...8 ·Пиковое ценообразование………………………………………………………9 ·Регулирование цены на основе корзины товаров (дефлятор Х)…………….10 2.2.Неценовое регулирование естественных монополий…………………….11 ·Конкуренция за рынок монополии (конкуренция Демзеца)……………….. 11 ·Внедрение конкуренции на рынок естественной монополии……………….11 ·Контроль качества товара естественной монополии………………………...12 ·Регулирование инвестиционных решений («маржа»)……………………….12 ·Снижение барьеров входа в отрасль………………………………………….13 ·Реорганизация отрасли………………………………………………………...13 Глава III. Естественные монополии в Российской Федерации и за рубежом…………………………………………………………………………..14 3.1.Первый мировой опыт борьбы с естественными монополиями (на примереСША)……………………………………………………………….......14 3.2.Американский и европейский тип регулирования естественных монополий………………………………………………………………………..15 3.3. История развития с момента распада СССР и образования России…….15 3.4. Несовершенство Российского законодательства о регулировании естественных монополий………………………………………………………..16 3.5. Тарифная пауза……………………………………………………………...18 3.6.Ситуационный анализ на примере ОАО «Газпром»……………………...19 Заключение……………………………………………………………………...21Приложение……………………………………………………………………..22Список используемой литературы………………………………..………….24
Введение. Одной из причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии от масштаба, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. Естественные монополии играют значительную роль в экономике любой страны, так как к отраслям естественных монополий относятся энергетика, водоснабжение, коммуникации в домах, авиа- и железнодорожные перевозки и другие предприятия, обеспечивающие первостепенные потребности населения. Благодаря своей природе естественные монополии обеспечивают более эффективное использование ограниченных природных ресурсов. Но, несмотря на плюсы, возникают проблемы связанные с регулированием отраслей естественных монополий. В силу характера своей деятельности естественные монополии имеют возможность злоупотребления принадлежащей им экономической властью.Государство вмешивается в дела данных предприятий, так как без вмешательства они могут превратиться в настоящие монополии, диктующие на рынке услуг свои условия. Спрос на многие товары и услуги отраслей производственной и социально-бытовой инфраструктуры является, как правило, низкоэластичным. Следовательно, высокие цены на такие товары и услуги социально опасны. Целью данной курсовой работы является исследование сущности естественной монополии, изучение методов и проблемы их регулирования. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1. определить сущность и роль естественной монополии в экономике в рамках современной экономической теории; 2. подробно разобрать методы регулирования естественных монополий в теории; 3. проследить историю развития антимонопольного законодательства в России и в некоторых странах мира; 4. рассмотреть и проанализировать российские законодательные аспекты в отношении естественной монополии; 5. проанализировать регулирование естественных монополий на примере российских фирм; 6. определить современные тенденции развития данного вида рынка на примере развивающихся отраслей. В соответствии с поставленными задачами курсовая работа имеет следующую структуру. В первой главе раскрывается понятие и сущность естественных монополий. Во второй главе анализируются методы их регулирования. В третьей главе рассматривается история развития антимонопольного регулирования в России и за рубежом, а также «несостоятельность» некоторых современных российских правовых аспектов регулирования естественного монополиста. Работу завершают выводы и список используемой литературы. Глава I. Понятие и сущность естественных монополий. Понятие естественных монополий. Мы живём в век рыночных отношений, поэтому нуждаемся в изучении рынка. Рассматривая взаимодействие фирм на рынке, хотелось бы выделить такое понятие, как монополия. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т. д.), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей [Большая Советская Энциклопедия]. Особое место среди монополий занимают естественные монополии. Отличие естественной монополии отобычной заключается в том, что монополистическая прибыль в данном случае представляется «необходимым злом», так как высокие входные барьеры объясняются технологическими особенностями производства. Естественная монополия по своей сути – явление многогранное, поэтому сложно найти формулировку, которая охватывала бы все его стороны. Рассмотрим определения естественных монополий, которые дают различные источники (Впервые представление о понятии "естественная монополия" введено в 1848 году английским экономистом Джоном Стюартом Миллем в работе "Основы политической экономии"). 1. Естественная монополия – официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону (Экономический словарь). 2. Естественная монополия - это право собственности на редкие и особые элементы производства [10]. 3. Естественная монополия – монополия компании, обусловленная её уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определённые товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний (Словарь по экономике и финансам). 4. Однако существуют и другой подход к определению понятия естественной монополии. Так, автор статьи [6] высказывает своё несогласие по отношению к классическому определению понятия естественной монополии. Суть его подхода заключается в том, что следует расширить традиционное определение естественной монополии, принятое в экономической теории. «Естественной монополией следует считать любую деятельность, при которой конкуренция невозможна или неэффективна, а значит, нежелательна. А это требует переоценки целей контроля естественных монополий». Автор доказывает, что совершенная конкуренция может сопровождаться отсутствием стремления к единой цене, так как определение естественных монополий связывают с ситуацией, когда наличие нескольких конкурирующих фирм оказывается менее выгодным, чем наличие одной. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |