Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Международная экономическая интеграция




 

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

 

Основная форма существования МЭИ - региональная экономическая интеграция (РЭИ). Это обусловлено во многом географическим фактором, уровнем развития средств коммуникации, особыми специфическими формами экономической жизнедеятельности стран-соседей, что послужило причиной того, что именно на уровне регионов интернационализация хозяйственной жизни приняла форму экономической интеграции.

Экономический регион формируется при условии, что интеграционные процессы на уровне частного капитала дополняются элементами хозяйственно-политической интеграции. В итоге формируется межгосударственный региональный комплекс с особым режимом функционирования, со своей институциональной структурой, со своими специфическими условиями экономического оборота на основе совместных правовых, торгово-политических и других акций на международной надгосударственной основе.

В возникновении и развитии интеграции огромное, нередко решающее значение приобретают конкретно-исторические особенности интегрируемых стран, специфика самого региона.

РЭИ протекает в двух различных, но взаимосвязанных слоях:

1) На уровне отдельных фирм, которые в процессе повседневной хозяйственной деятельности объективно осуществляют интеграцию. Очень важным направлением международной экономической интеграции является международное производственное сотрудничество. Это совместная координация производства и сбыта на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями, подрядное строительство, научно-техническое сотрудничество.

2) На межгосударственном уровне, когда регулирующая и регламентирующая деятельность правительственных органов создает условия для интеграционного переплетения производства и капитала в рамках данной группы стран или обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов, осуществляя хозяйственно-политическую интеграцию.

 

Как правило, РЭИ проходит в несколько этапов:

 

1.Зоны свободной торговли. С организации таких зон начинается интеграция. При этом между странами заключаются соглашения о снижении или отмене таможенных пошлин на все или определенные группы товаров. Общее направление на либерализацию внешней торговли соответствует общим тенденциям и вектору усилий ВТО.

 

2.Таможенный союз. Вырабатывается единая таможенная политика по отношению к третьим странам.

 

3.Общий рынок. Предполагает полную либерализацию межгосударственных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эти рынки становятся едиными для всех стран регионального объединения.

 

4.Валютный союз. Дополняет уже имеющиеся договоренности об общем рынке единой валютной политикой. Постепенно осуществляется переход к единой валюте. Организуется единый центральный банк или система центральных банков, осуществляющих согласованную валютную и эмиссионную политику.

 

5.Экономический союз. Является высшей формой экономической интеграции, при которой проводится общая экономическая политика. Создаются надгосударственные экономические органы, решения которых становятся обязательными для экономических субъектов стран союза.

 

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благопри-ятный условий для взаимодействующих сторон.

 

I. Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

II. Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

III. Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

 

В настоящее время в мировой экономике сформировалось более 60 региональных экономических группировок. Наиболее развитым экономическим регионом является Европейский Союз.

По континентам можно отметить следующие экономические группировки стран:

 

ЕВРОПА

 

I. Европейский Союз.

 

II.ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли создана в 1960 г. на основе Стокгольмской конвенции. В ЕАСТ вошли 11 стран, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн.

          

 III. ЕЭП - Европейское экономическое пространство образовано в 1992 г. 12 странами ЕС и 7 странами ЕАСТ в целях создания единого экономического пространства для свободного движения товаров, услуг, капиталов и людей. Это орган коор-динации цепи действий ЕС и ЕАСТ. В структуре ЕЭП два общих органа: Совет ЕЭП - высший политический орган и Объединенный комитет ЕЭП, отвечающий за текущую деятельность. ЕЭП функционирует сейчас как общий рынок с начальными элементами экономического союза (согласование политики в сфере экономики, экологии, науки и образования).

 

IV.СНГ - Содружество независимых государств создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за исключе-нием стран Балтии. Первоначально СНГ воспринимался как некоторая новая более свободная конфедеративная форма СССР.

 

АМЕРИКА

 

I.НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли создана на основе Соглашения между Канадой, США и Мексикой (подписано в 1992г.).

 

II.КАРИКОМ - Карибское сообщество и Карибский общий рынок созданы в 1973 г. на основе Договора Чагуарамас в качестве преемника Карибской ассоциации свободной торговли, основанной в 1968 г. Членами Сообщества являются 14 стран Карибского бассейна и 3 ассоциированных члена. Региональные члены - Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Монсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Ассоциированные члены - Виргинские Британские острова и острова Терке и Кайкос.

 

III.МЕРКОСУР - Южный общий рынок создан в 1995 г. на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в целях создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Ведутся переговоры с другими латиноамериканскими странами о расширении зоны свободной торговли на все другие страны Латинской Америки, что фактически означало бы введение в действие латиноамериканской зоны свободной торговли (Л АФТА). Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами; свободное движение капиталов и рабочей силы; введение единого внешнего тарифа; координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, а также в валютно-финансовой сфере.

 

АЗИЯ

 

 I.АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии создана в 1967 г. на основе подписания Бангкокской декларации, которая в 1976 г. была дополнена Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацией АСЕАН, подписанной в Бали в 1976 г. В 1992 г. была подписана Сингапурская декларация, которая имела целью углубление экономического и политического сотрудничества и интеграции в регионе. Члены АСЕАН - девять стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд.

 

II.САЭЕ - Совет арабского экономического единства создан в 1964 г, государствами - членами Лиги арабских государств. В состав САЭЕ входят 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палестина, Сирия, Сомали, Судан. Члены общего рынка - семь стран - членов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия.

 

АФРИКА

 

 I.ЮДЕАК- Таможенный и экономический союз Центральной Африки создан в 1966 г. и стал преемником Экваториального таможенного союза. В его составе шесть государств: Габон, Камерун, Конго, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея. В цели Союза входят поэтапное создание и развитие общего рынка стран Центральной Африки и укрепление реально действующего общего рынка.

II.ЭКОВАС - Экономическое сообщество государств Западной Африки создано в 1975 г. согласно Договору об экономическом сообществе государств Западной Африки, вступившему в силу в 1976 г. В составе членов ЭКОВАС - 16 стран: Бенин, Буркина Фасо, Кот-д-Ивуар, Острова Зеленого Мыса, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того.

 

III.САДК - Южноафриканское сообщество развития создано в 1992 г. путем подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании сообщества. В составе САДК - 11 стран-членов: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР. Основным направлением деятельности САДК является последовательная ликвидация препятствий на пути свободного движения капитала, рабочей силы, товаров и услуг.

 

IV.КОМЕСА - Общий рынок Восточной и Южной Африки образован в 1994 г. как преемник Преференциальной зоны торговли государств Восточной и Южной Африки (РТА) на основе Договора о создании общего рынка стран Восточной и Южной Африки. Договором предусматривается возможность преобразования КОМЕСА в Экономическое сообщество, если цели создания общего рынка будут достигнуты. В составе КО-МЕСА - 20 стран-членов: Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские острова, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Свазиленд, Судан, Танзания, Уганда, Эритрея, Эфиопия.

 

ЕС является самым развитым интеграционным образованием в мире и представляет собой высшую форму интеграции.

До 1957 года в Европе были образованы:

•   Европейское объединение угля и стали;

•   Европейское общество по атомной энергии.

 

С 1957 года начался процесс создания экономического региона. Его основные этапы:

Первый (1957-1967 гг.). По Римскому договору 1957 г. было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В этом Договоре была определена последовательность мероприятий:

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

4) проведение общей аграрной и транспортной политики;

5) создание валютного союза;

6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

7) унификация налоговых законодательств;

8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

 

На данном этапе была создана зона свободной торговли. Страны-участницы:

ФРГ

Франция

Италия

Люксембург

Нидерланды

Бельгия.

С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика и создан единый аграрный рынок.

Начиная с 1963 г., развивающиеся страны получили возможность вступать в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. Количество таких стран составило 20 стран.

 

Второй этап (1968-1985 гг.). Создается таможенный союз. К ЕЭС присоединяются:

Дания (1973 г.)

Ирландия (1973 г.)

Великобритания (1973 г.)

Греция (1981 г.)

Португалия (1986 г.)

Испания (1986 г.).

Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетике.

Количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕЭС, увеличилось до 66.

В 1979 г. была создана европейская валютная система на базе единой расчетной единицы ЭКЮ. В этом же году были проведены первые выборы в Европейский Парламент; были созданы:

Европейский Совет

Совет Европы

Европейская Комиссия

Европейский Суд.

 

Третий этап (1986-1993 гг.) Был создан Общий рынок на основе Единого Европейского Акта, подписанного в 1985 г. Произошла ликвидация оставшихся барьеров на пути передвижения товаров и факторов производства, введено взаимное признание финансовых лицензий.

Страны ЕЭС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Число развивающихся стран, ассоциированных с ЕЭС, достигло 69.

 

Четвертый этап (1993 – по настоящее время).

В начале 1992 г. в голландском городе Маастрихте был подписан Договор об образовании Европейского Союза (ЕС), который вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Он предусматривал единое гражданство ЕС (параллельно с национальным), формирование валютного, экономического и политического союзов.

В 1995 г. в состав ЕС вошли:

Финляндия

Австрия

Швеция.

Деятельность стран ЕС координируется следующими надгосударственными органами:

1.Европейский Совет – состоит из глав государств или правительств стран-участниц. В него входят также председатель Европейской Комиссии, министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Это директивный орган ЕС, который принимает решения по ключевым стратегическим вопросам:

•   прямые выборы в Европейский Парламент

•   принятие новых членов

•   сельскохозяйственная политика

•   отношения с третьими странами.

 

2.Европейский Парламент – представительный и консультативный орган ЕС. Избирается на пятилетний срок. Принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, заключения соглашений об ассоциации с развивающимися странами и т.п.

 

3.Совет ЕС (Совет Министров) – состоит из министров правительств государств-членов. Это межправительственный орган ЕС. Принимает решения на уровне министров иностранных дел, финансов, экономики, сельского хозяйства. Он обладает реальной властью, т.к. принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства ЕС.

 

4.Европейская Комиссия (Комиссия ЕС) – надгосударственный исполнительный орган. Управляет повседневной деятельностью ЕС, обладает законодательной инициативой, готовит предложения на рассмотрение Совета ЕС, осуществляет контроль над выполнением решений.

 

5.Европейский Суд – верховная судебная инстанция ЕС, высший апелляционный суд. Состоит из 13 судей, назначаемых на 6 лет по взаимному соглашению между правительствами ЕС. Наблюдает за единообразием применения правовых документов ЕС, выносит решения по применению законодательных норм ЕС.   

 


 

 


Тема 7. Платежный баланс

 

В условиях открытости национальной экономики каждая страна взаимодействует с внешним миром по двум основным направлениям – в сфере торговли товарами и услугами и в финансовой, валютной сфере. Эти взаимоотношения отражаются в платежном балансе страны.

ПБ – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром в течение определенного периода времени, обычно – года.

 

Хозяйственная единица (юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом Республики Беларусь, если, располагаясь на экономической территории страны, она имеет центр экономического интереса, ведет и намеревается продолжать хозяйственную деятельность или экономические операции в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного (более одного года) времени.

 

 

В основе составления ПБ лежат два принципа:

1) охват всех внешнеэкономических операций страны за определенный период;

2) двойная бухгалтерская запись операций.

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса, международной инвестиционной позиции и валового внешнего долга Республики Беларусь относится к функциям Национального банка Республики Беларусь (далее Национальный банк). Разработка статистики внешнего сектора осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в шестом издании Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (МВФ, 2009 г.), других изданиях МВФ методологического характера.

Хозяйственная единица (юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом Республики Беларусь, если, располагаясь на экономической территории страны, она имеет в этой стране центр экономического интереса, ведет и намеревается продолжать хозяйственную деятельность или экономические операции в течение неопределенно долгого или определенного, но достаточно продолжительного (более одного года) времени.

К экономической территории Республики Беларусь относится географическая территория страны, которая находится под юрисдикцией Правительства Республики Беларусь и в пределах которой могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Экономическая территория страны включает воздушное пространство, территориальные анклавы в других странах (четко отмеченные земельные участки, которые находятся в других странах и принадлежат или арендуются Правительством Республики Беларусь в дипломатических, военных, научных или других целях, свободные зоны и таможенные склады и предприятия, эксплуатация которых осуществляется под контролем таможенных органов). Экономическая территория Республики Беларусь не включает анклавов иностранных правительств и международных организаций, которые расположены в пределах географической территории Республики Беларусь.

Платежный баланс представляют собой результат внешнеэкономических операций, совершаемых между резидентами Республики Беларусь и нерезидентами. В платежном балансе регистрируются изменения в объеме активов и обязательств, которые произошли в результате осуществления операций. В платежном балансе отражаются операции, как сопровождаемые фактическими платежами, так и не предполагающие денежных платежей.

При оценке операций платежного баланса используются рыночные цены.

Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость создается, преобразуется, обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие-либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому. Такой переход может быть оформлен юридически, а может предполагать фактическую передачу ресурсов или установление контроля над этими ресурсами другой стороной. Если переход права собственности не очевиден, считается, что он происходит в тот момент, когда оба участника операции делают соответствующие записи в своих бухгалтерских книгах или счетах.

Платежный баланс рассчитывается в долларах США и белорусских рублях.

При оценке операций платежного баланса используется информация из разных источников, поступающая в разные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций по дебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия вводится статья платежного баланса ”Статистические расхождения“, которая рассчитывается как разница между сальдо финансового счета и сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом.

Стандартное представление платежного баланса группирует внешнеэкономические операции с товарами, услугами, доходами и финансовыми ценностями в соответствии со стандартной классификацией, аналогичной СНС и другим системам макроэкономической статистики, в результате которой сальдо между операциями платежного баланса равно нулю.

Аналитическое представление является реорганизацией стандартного представления данных платежного баланса, в результате которого выделяется сальдо платежного баланса, требующее финансирования за счет расходования резервов, привлечения кредитов МВФ или других международных организаций, а также другого исключительного финансирования (накопления просроченной задолженности, прощения долга или реструктуризации долга и др.).

Основными источниками информации, используемыми при разработке платежного баланса, являются:

банковская система отчетности о внешнеэкономической деятельности, которая находится в компетенции Национального банка Республики Беларусь;

система отчетности организаций – резидентов Республики Беларусь о внешнеэкономических операциях;

другие официальные источники информации Республики Беларусь;

информация Центрального банка Российской Федерации.

При разработке и анализе данных платежного баланса для перекрестной сверки используются данные международной банковской статистики и зеркальная статистика стран-партнеров, получаемая как от разработчиков платежных балансов других стран, так из сборников, публикуемых международными финансовыми организациями.

Система банковской отчетности охватывает два типа респондентов:

депозитные организации Республики Беларусь, которые отчитываются как о внешнеэкономических операциях своих клиентов – резидентов Республики Беларусь, так и своих собственных внешнеэкономических операциях;

организации – резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны.

Система отчетности нефинансовых организаций – резидентов Республики Беларусь используется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь при сборе информации о международной торговле товарами и  услугами, о взаимных обязательствах организаций Республики Беларусь с внешнеэкономическими партнерами по экспортно-импортным операциям, при сборе информации о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны и предоставлении белорусских инвестиций за границу.

Официальные источники информации Республики Беларусь, к которым относятся Национальный статистический комитет, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет другие республиканские и местные органы управления, представляют информацию Национальному банку в соответствии со специальными формами отчетности на месячной или квартальной основе.

Информация Центрального банка Российской Федерации получается ежеквартально на основе согласованного регламента обмена информацией между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь.

Все внешнеэкономические операции страны можно разделить на два крупных блока. В первом отражаются операции по движению товаров, услуг, доходов и текущих трансфертов. Он получил название «Счет текущих операций» (или текущий счет). Во втором блоке показаны операции по движению капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, а также в виде кредитов и займов. Сюда же включаются капитальные трансферты. Этот блок называется «Счет движения капитала и финансовых ресурсов» (или капитальный счет).

Ведущая роль в платежном балансе принадлежит текущему счету и его важнейшей составляющей – торговому балансу, в котором отражается экспорт и импорт товаров и услуг. Именно экспорт товаров и услуг является главным и наиболее надежным источником поступления в национальную экономику валютных средств, которые в дальнейшем используются для оплаты импорта, формирования валютных резервов страны, осуществления инвестиций. Поэтому формирование положительного сальдо торгового баланса (то есть превышение экспорта над импортом) является одной из важнейших макроэкономических целей государства.

Кроме того, в текущем счете отражается движение доходов, как полученных отечественными собственниками ресурсов за рубежом и ввезенных в страну (в виде зарплаты, процентов, дивидендов и т.п.), так и вывезенных из страны иностранными субъектами хозяйствования. Текущие трансферты – это безвозмездные дары, денежные переводы родственников и т.п. Сюда включаются денежные (валютные) средства, которые не используются в дальнейшем в качестве инвестиций.

В капитальном счете с положительным знаком отмечаются операции по привлечению финансовых ресурсов из-за рубежа (получение кредитов, привлечение прямых и портфельных инвестиций, получение капитальных трансфертов), а с отрицательным знаком – операции по предоставлению иностранным субъектам хозяйствования кредитов и займов и по размещению за рубежом прямых и портфельных инвестиций отечественными субъектами хозяйствования. Таким образом, все международные сделки с активами (за исключением официальных валютных резервов, принадлежащих центральному банку) выделяются в счет движения капитала. Положительное сальдо капитального счета определяется как чистый приток капитала в страну.

Оба счета платежного баланса тесным образом связаны друг с другом. Если формируется отрицательное сальдо по текущему счету, то у страны наблюдается дефицит валютных средств. Т.е. поступлений от экспорта недостаточно для оплаты импорта. В таком случае страна прибегает к привлечению иностранного капитала в той или иной форме. Причем приток капитала больше его оттока. В результате страна за счет положительного сальдо капитального счета компенсирует отрицательное сальдо текущего счета. И наоборот.

Считается, что платежный баланс находится в состоянии равновесия, если отрицательное сальдо по одному счету точно равно положительному сальдо по другому. При этом важно, чтобы по счету текущих операций наблюдалось именно положительное сальдо (хотя это удается далеко не всегда большинству стран). В противном случае страна становится должником на мировых финансовых рынках, что в долгосрочной перспективе может привести к ухудшению ситуации в национальной экономике (например, в связи с выплатой долгов по кредитам).

Равновесие платежного баланса является внешним макроэкономическим равновесием и может быть выведено из основного макроэкономического тождества для открытой экономики:

 

            Y = C + I + G + NX  

 

где: Y – совокупный национальный доход (ВВП);

  С – совокупные потребительские расходы домашних хозяйств;

  I – валовые инвестиции;

  G – государственные расходы (закупки);

NX – чистый экспорт, т.е. разница между экспортом и импортом (которая может иметь и отрицательные значения).

 

Из данного тождества можно вывести еще одно условие макроэкономического равновесия – равенство совокупных инвестиций и совокупных сбережений в стране. При этом необходимо учитывать, что в открытой экономике все инвестиции представлены как сумма отечественных и зарубежных инвестиций, а сбережения осуществляются отечественными субъектами хозяйствования – потребителями (собственниками ресурсов) и государством.

В таком случае сбережения могут быть представлены как разница между совокупным доходом и расходами домашних хозяйств и государственного сектора:

 

      Y – (C + G) = Y – C – G = S    

В итоге макроэкономическое тождество для открытой экономики примет следующий вид:

 

Y – C – G = I + NX, или: S = I + NX  

 

Проведем небольшие преобразования данного уравнения:

  S – I = NX, или: I – S = -(NX)    

 

Данное равенство означает не что иное, как равновесие платежного баланса, поскольку разница инвестиций и сбережений в открытой экономике фактически отражает состояние капитального счета, а чистый экспорт – состояние текущего счета.

Если формируется отрицательный чистый экспорт (т.е. дефицит текущего счета), то это означает, что внутренних сбережений не хватает для оплаты импорта, и страна прибегает к помощи внешних займов и кредитов, т.е. привлекает внешние инвестиции. В итоге совокупные инвестиции (I) больше внутренних сбережений (S): I – S = -(-NX). На мировой арене страна выступает в качестве должника. Следовательно, дефицит ПБ по текущим операциям финансируется чистым притоком капитала на счет движения капитала.

Если формируется положительное сальдо текущего счета, то в стране образуется относительный избыток валютных средств, которые она может разместить за рубежом в виде займов, кредитов, прямых и портфельных инвестиций. Т.е. будет наблюдаться превышение национальных сбережений над инвестициями и часть этих сбережений уйдет на внешние финансовые рынки. На мировой арене страна выступает в качестве кредитора. Следовательно, активное сальдо текущего счета сопровождается чистым оттоком капитала, так как избыточные средства текущего счета будут использоваться для покупки недвижимости за рубежом или предоставления займов другим странам.

 

 


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...