Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Теории международной торговли




 

1. Традиционные теории международной торговли. Концепции абсолютных и относительных преимуществ. Теория Хекшера-Олина.

 

Отправным пунктом теории А.Смита было утверждение, что богатство нации зависит не только и даже не столько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства становится не накопление золота и серебра, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда.

А. Смит подчеркивает решающее значение общественного разделения труда для экономического роста. При этом он обращает особое внимание на то, что разделение труда между странами, их специализация и вытекающий отсюда международный обмен товарами и услугами несут торгующим странам несомненные выгоды и способствуют их внутреннему экономическому развитию с наименьшими издержками.

Теория внешней торговли А.Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что:

•   единственным фактором производства является труд;

•   имеет место полная занятость, т.е. все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров;

•   в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами;

•   издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар;

•   цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого;

•   транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю;

•   внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.

 

На основании этих допущений строится концепция абсолютных преимуществ, отстаивающая выгодность взаимной международной торговли.

Рассмотрим условный пример:

Пусть страны Х и У производят, используя все свои внутренние ресурсы, только два товара - "а" и "b". При этом все производители внутри стран могут производить, а потребители - потреблять лишь эти два товара. Предположим, что за 1 час труда в стране Х производится 50 единиц товара "a" или 25 единиц товара "b". В таком случае при обмене внутри страны устанавливаются пропорции: за 1 ед. товара "b" - 2 ед. товара"а", или: за 1 ед. товара "а" - 0,5 ед. товара "b".

В стране Y за 1 час труда производится 40 единиц товара "а" или 100 единиц товара "b". Внутренние пропорции обмена: за 1 ед. товара "а" - 2,5 ед. товара "b", или: за 1 ед. товара "b" - 0,4 ед. товара "а".

Данные условного примера можно представить в таблице:

 

 

Таблица 2.1 - Случай абсолютного преимущества

  Товар "а" ( производство за час) Товар "b" ( производство за час)
Страна Х 50 единиц 25 единиц
Страна Y 40 единиц 100 единиц

 

Из примера очевидно, что страна Х имеет абсолютное преимущество перед страной Y по производству товара "а" (50>40), а страна Y - абсолютное преимущество перед страной Х по производству товара "b" ( 100>25).

Пропорции обмена для страны Х:

1а = 0,5b

1b = 2а

 

Пропорции обмена для страны Y:

1а = 2,5 b

1b = 0,4 а

Страны могут реализовать свои абсолютные преимущества через международную торговлю: стране Х выгодно экспортировать товар "а", а стране Y - товар "b" на рынки друг друга.

Очевидно, что производственные возможности стран Х и У разные. За 1 час труда страна Х производит товара «а» на 10 единиц больше, чем страна У, а страна У производит больше товара «в» на 75 единиц, чем страна Х. Здесь весьма существенным (и для данной концепции определяющим) является тот факт, что сравниваются абсолютные количества товаров в разных странах, производимые за один и тот же временной промежуток.

Второй существенный момент заключается в следующем: из двух (в данном примере) товаров каждая страна имеет абсолютное преимущество (т.е. производит в большем количестве) лишь по одному товару, а по другому товару преимущества должна иметь другая страна. Только при этих двух условиях концепция абсолютных преимуществ может объяснить взаимовыгодность внешней торговли.

В данном примере видно, что в стране Х производительность труда при производстве товара «а» выше, чем при производстве товара «в», а в стране У – наоборот. Это значит, что мы можем определить предельную норму технологического замещения при увеличении производства товара «в» за счет сокращения производства товара «а». Для теории абсолютных преимуществ этот момент имеет значение лишь в том смысле, что позволяет определить границы, в которых устанавливается цена на товары «а» и «в» при их экспорте-импорте. Эти границы будут следующими:

0,5 в < мировая цена «а» < 2,5 в

0,4 а < мировая цена «в» < 2 а.

Любая цена в этих пределах позволяет экспортерам товаров и их потребителям (которые будут в данном случае импортерами) получать дополнительные выгоды.

Если предположить, что страна Х станет полностью специализироваться на производстве товара «а», а страна У – товара «в», то можно показать выгоды потребителей от внешней торговли. Например, пусть до международной торговли в стране Х потреблялось (и, соответственно, производилось) 20 единиц товара «а» и 15 единиц товара «в». После установления торговых отношений со страной У установилась цена на уровне:

1а = 1b

Эта цена соответствует условиям взаимовыгодности международной торговли. В таком случае страна Х будет производить 50 единиц товара «а», часть из которых она оставит для внутреннего потребления, а часть будет экспортировать в страну У в обмен на товар «в», который она сама уже не производит. Если предположить, что страна Х будет экспортировать 20 единиц товара «а», то она сможет по установившейся цене (1а = 1b) получить в обмен также 20 единиц товара «в». Соответственно, из пятидесяти произведенных единиц товара «а» для внутреннего потребления в стране Х останется 30 единиц (50-20=30).

Аналогично расширяется и внутреннее потребление в стране У. Таким образом, в результате мировой торговли страны, не меняя своих производственных возможностей, могут расширить внутреннее потребление обоих товаров.

 

Теория сравнительных преимуществ

 

Автором данной теории считается английский экономист Давид Риккардо. Он успешно доказал, что для осуществления международной торговли значение имеет лишь разница во внутренних пропорциях обмена у торгующих стран.

Рассмотрим условный пример:

Пусть страны Х и Y производят только два товара - "а" и "b". Причем страна Y может произвести за один час труда большее количество и товара "а", и товара "b" по сравнению со страной Х ( см. таблицу 2).

Таблица 2.2 -  Ситуация сравнительного преимущества

  Товар "а" (производство в час) Товар "b" ( производство в час)
Страна Х 50 единиц 25 единиц
Страна Y   66 единиц 100 единиц

 

        

        

                  

        

 

Из таблицы 2.2 видно, что страна Y обладает перед страной Х абсолютными преимуществами как по производству товара "b" (100>25), так и по производству товара "а" (66>50).

Однако внутренние пропорции обмена между товарами "а" и "b" на рынках двух стран различны: в стране Х за 1 ед. товара "а" можно получить 0,5 ед. товара "b", или: за 1ед. товара "b" - 2 ед. товара "а", в то время как в стране Y за 1 ед. товара "а" можно получить 1,5 ед. товара "b", а за 1 ед. товара "b" - 0, 66 ед. товара "а".

 

Пропорции обмена в стране Х:

1а = 0,5b

1b = 2а

 

Пропорции обмена в стране Y:

1а = 1,5 b

1b = 0,66 а

 

Очевидно, что производителям товара "а" в стране Х выгодно экспортировать его в страну Y, так как там можно за 1ед. товара "а" получить в обмен не 0,5 товара "b", а 1,5 "b". Точно так же производителям товара "b" в стране Y выгодно экспортировать этот товар в страну Х.

Таким образом, концепция сравнительных преимуществ доказывает, что странам выгодно торговать товарами в том случае, если на внутренних рынках этих стран существуют различные пропорции обмена товаров.

Разные внутренние пропорции обмена определяют границы мировой цены, по которой выгоден взаимный экспорт-импорт товаров, а также дают представление о возможных линиях торговых возможностей и выигрыше потребителей.

Издержки на производство товара «а», выраженные в единицах товара «в», т.е. относительные издержки на производство товара «а», в странах Х и У разные. В стране Х они сравнительно ниже. Т.е. страна Х имеет перед страной У сравнительные (относительно к затратам на производство товара «в») преимущества по товару «а».

В случае абсолютных преимуществ это условие международного обмена также соблюдалось. Но при этом кроме сравнительного преимущества страны имели также и абсолютные. Отсюда очевидно, что для выгодности внешней торговли обязательным условием является наличие именно сравнительных (относительных) преимуществ. При этом страны должны полностью специализироваться на производстве экспортных товаров, отказавшись от производства импортируемых.

 

Теория сравнительных преимуществ не объясняет, почему в разных странах существуют различные меновые пропорции, то есть - откуда берутся эти сравнительные преимущества? На этот вопрос первыми попытались ответить в 30-е гг. ХХ века шведские ученые Эли Хекшер и Бертиль Олин. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках на производство одних и тех же товаров объясняются следующими причинами:

1) В производстве различных товаров факторы производства (труд, земля, капитал, наука, технологии) используются в различных соотношениях ( если преобладает труд, то производство товара является трудоемким; если используется много капитала по сравнению с трудом - то капиталоемким и т.д.).

2) Страны обеспечены факторами производства в различных соотношениях ( например, в Китае много труда по сравнению с капиталом, а в скандинавских странах больше капитала по сравнению с трудовыми ресурсами и плодородными землями).

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод:

В стране будет больше тех товаров, в производстве которых главную роль играет относительно избыточный фактор, так как это производство обходится дешевле, чем то, в котором значительное место занимает дефицитный для страны фактор. Например, в Японии выгоднее производить капиталоемкую продукцию (компьютеры, видеомагнитофоны, автомобили), чем сельскохозяйственную продукцию, требующую плодородных земель и соответствующего климата.

Соответственно, на внешний рынок страна будет экспортировать те товары, для производства которых используется относительно избыточный фактор, и импортировать те. в производстве которых используется дефицитный для данной страны фактор.

Можно, конечно, вырастить апельсины и в Норвегии, однако подходящие почвы и климат являются настолько дефицитным для Норвегии фактором, что производство одного апельсина обойдется этой стране во много раз дороже, чем в Марокко. Зато в Марокко нет в достаточном количестве своих наукоемких технологий и капитала, чтобы произвести сложную технику. Поэтому каждой из стран выгоднее специализироваться на производстве того товара, в структуре стоимости которого преобладают затраты избыточного фактора. То есть Норвегии выгодно производить и экспортировать наукоемкую и капиталоемкую продукцию, а Марокко - продукцию агробизнеса.

Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.

 

Новейшие теории международной торговли либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким-либо причинам остались необъясненными классическими теориями. Эти две группы новейших теорий рассматривают международную торговлю преимущественно со стороны предложения товаров.

Третья группа теорий полностью отрицает классические теории, объявляя их устаревшими, и предлагает собственное объяснение международной торговли. Эта группа теорий обычно в равной степени уделяет внимание анализу предложения и спроса на товары в международной торговле.

 

Теория «жизненного цикла продукта»

 

Статичная модель сравнительного преимущества не позволяла включить в анализ влияние НТП на закономерности изменения структуры международной торговли. В середине 60-х гг. американские экономисты М.Познер, Г.Хуфбауэр, Р.Вернон выдвинули теорию ЖЦП, в которой попытались объяснить раз-витие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е.периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Когда продукт только изобретен, он еще нуждается в совершенствовании. Для его производства требуется передовое оборудование, рабочая сила соответствующей квалификации и т.д., поэтому его выгоднее выпускать в странах, где он впервые появился в производстве или потреблении, - обычно это страны с высоким доходом, так как экономически новейшие товары относятся к предметам роскоши. Спустя некоторое время замысел и технология производства нового товара становится уже настолько отработанным, что дополнительные знания уже не столь необходимы для снижения издержек. Как только продукт становится более привычным и стандартизированным (зрелым), его производство в старее с высоким уровнем технологий теряет смысл. Производство этого товара перемещается в другие страны, которые могут использовать уже стандартную технологию. Под конец технология может настолько воплотиться в продаваемом оборудовании, что для производства самого товара уже не потребуется особая квалификация и оно переместится в развивающиеся страны, располагающие избытком дешевой рабочей силы.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок.

1. На стадии внедрения происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения, а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

3. На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизированных производственных процессах.

4.На стадии упадка спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

 

Гипотеза ЖЦП соответствует истории развития многих отраслей. Так, отрасли, развитие которых началось еще до Первой мировой войны, - текстильная, кожевенная, резинотехническая, целлюлозно-бумажная промышленность, - сейчас переместились в развивающиеся страны. Исследования показали наличие той же тенденции к перемещению производств по мере их стандартизации в нефтехимии, производстве конторского оборудования и полупроводников.

Таким образом, теория ЖЦП не только учитывает НТП, но и объясняет механизм постоянного изменения соотношения компонентов в издержках производства, вызванного динамизмом международной специализации и кооперации. Недостаточно сказать, что специализироваться на производстве такого-то товара выгодно такой-то стране. Надо сказать не только где, но еще и когда. Производство телевизоров вначале было возможным только в развитых странах, а теперь на выпуске телевизоров и видеомагнитофонов стало выгодно специализироваться развивающимся странам. Иными словами, в теории ЖЦП был развит рикардианский принцип «сравнительных издержек» в условиях международной специализации не только в пространстве, но и во времени.

 

Теория «эффекта масштаба»

 

В начале 80-х гг. П.Кругман и К.Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в первую очередь развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских ТНК, что неизбежно ведет к возрастанию объемов внутрифирменной торговли.

 

Теория внутриотраслевой международной торговли

 

К началу 60-х гг. стало очевидно, что развитые страны, особенно в Западной Европе, где образовалось интеграционное объединение, все больше торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли.

Одним из первых на эту тенденцию обратил внимание и разработал соответствующую модель венгерский экономист Белла Баласса.

Внутриотраслевая торговля – обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли.

Причины:

•   различия во вкусах потребителей данной страны, которые хотят иметь больший выбор товаров (как своих, так и зарубежных) в рамках одной товарной группы;

•   пересекающийся спрос. Страны экспортируют те промышленные товары, для которых существует емкий внутренний рынок. Поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт;

•   эффект масштаба.

 

Внутриотраслевая торговля не приводит к перемещению больших групп занятых из секторов, экспорт которых падает, в сектора, экспорт которых развивается. Т.е. из импортозамещающих отраслей в экспортоориентированные. Поэтому в данном случае нет падения доходов владельцев факторов производства. Наоборот, эти доходы увеличиваются за счет роста объемов производства. Это выгодно отличает с социальной точки зрения внутриотраслевую международную торговлю от межотраслевой.

 

В конце ХХ века наиболее значительными исследованиями в области теории международной торговли считается теория конкурентных преимуществ М.Портера.

Причины появления данной теории следующие:

 

*   произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна охарактеризовать конкурентные преимущества;

*   произошли изменения в технологиях;

*   появились новые индустриальные страны;

*   фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы.

 

В соответствии с теорией М.Портера, конкурентоспособность страны на мировом рынке определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):

 

1. Факторные условия, т.е. те конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли:

*   людские ресурсы;

*   физические ресурсы;

*   инфраструктура;

*   ресурс знаний и информации;

*   денежные ресурсы

 

2. Условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью. Условия спроса определяются структурой внутреннего спроса; его величиной и характером роста; интернационализацией спроса. Структура внутреннего спроса во многом зависит от структуры населения по полу, возрасту, доходу и т.п.; от требовательности и разборчивости покупателей; от предполагаемых предпочтений в спросе и потребностей покупателей.

Величина и характер роста внутреннего спроса зависят от емкости рынка, степени его насыщенности данным товаром, возможности его расширения за счет использования новых технологий.

Интернационализация спроса проявляет свое влияние как фактор конкурентных преимуществ в том случае, если: граждане данной страны посещают активно другие страны и ориентируются на зарубежные стандарты товаров и услуг; развитие ТНК ведет к интернационализации торговли и использованию мирового опыта производств товаров.

 

3. Стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество. Наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.

 

4. Характер родственных и поддерживающих отраслей (кластеров), имеющихся в стране, т.е. наличие или отсутствие в стране кластеров, конкурентоспособных на мировом рынке. Если, например, поставщики фирмы будут также динамичны, как и потребители ее товаров, если они будут вести исследования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет в конечном счете оказывать положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.

 

Каким же образом формируется мировая цена товара, по которой одни страны будут покупать его у других? В условиях свободной торговли товары будут обмениваться при таком соотношении цен, которое устанавливается в промежутке между существующими внутри каждой из стран относительными ценами на товары, которыми они торгуют. Это было рассмотрено при анализе концепций абсолютных и относительных преимуществ.

 

Эффект для потребителей страны-импортера

 

Так как товар импортируется по более низкой цене, чем существовавшая на внутреннем рынке до международной торговли, то потребители имеют возможность купить большее количество товара по более низким ценам. То есть для потребителя эффект является положительным.

 

Эффект для производителей страны-импортера

 

Производители проигрывают, так как импортные товары продаются по более низким ценам. Это ставит отечественных производителей перед проблемой снижения цен в условиях существования иностранной конкуренции. Для них эффект отрицательный.

 

Эффект для страны-импортера

 

В целом страна выигрывает от импорта более дешевой продукции, так как объем дополнительных покупок потребителей больше, чем сокращение продаж отечественных производителей. К тому же конкуренция вынуждает производителей совершенствовать технологию и снижать издержки производства.

 

Теория Хекшера-Олина дает возможность оценить последствия внешней торговли для владельцев различных факторов производства, так как изменение относительных цен на товары на мировом рынке приводит к росту вознаграждения одних факторов производства за счет других.

Страны экспортируют товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов, относительно избыточных для этих стран, и небольших затрат относительно дефицитных факторов.

В краткосрочном периоде специализация на производстве определенного товара приводит к тому, что цены на этот товар на мировом рынке увеличиваются, а значит растет спрос на тот фактор, который являются определяющим при производстве данного товара. Ограниченность предложения данного фактора приводит к росту его рыночной цены. В результате растут доходы владельцев данного фактора производства.

Одновременно страна расширяет импорт товара, в произ-водстве которого большой удельный вес занимает дефицитный для данной страны фактор. Цены на импортируемые товары ниже, чем были на внутреннем рынке до международной торговли. Отечественные производители данного товара будут сокращать его производство, что приведет к падению спроса на соответствующие факторы производства. В результате доходы владельцев этих факторов будут снижаться.

Таким образом, порождаемое международной торговлей изменение структуры национального производства и потребления означает изменение структуры спроса на факторы производства. Отрасли, которые начинают быстро развиваться, предъявляют спрос на дополнительные ресурсы, а отрасли, где объем производства уменьшается, будут эти ресурсы освобождать. В результате в краткосрочном периоде внешняя торговля обуславливает перераспределение доходов в зависимости от того, в какой отрасли занят данный фактор производства: растут доходы тех, кто связан с отраслями, ориентированными на экспорт, и падают доходы в отраслях, конкурирующих с импортом.

В долгосрочном периоде большую роль играет мобильность факторов производства, их перелив из отрасли в отрасль. Владельцы факторов производства стремятся приспособиться к изменившейся структуре спроса и найти себе применение в растущих отраслях. В результате в экспортоориентированных отраслях увеличивается предложение соответствующих факторов. Цены на них начинают сокращаться. Одновременно в импортозамещающих отраслях подобное предложение падает, и цены на факторы производства растут.

Таким образом, со временем на рынках факторов производства восстанавливается нарушенное равновесие между спросом и предложением, и уровень доходов постепенно выравнивается. Однако ставки доходов в итоге изменяются. Причина этого: разное соотношение одних и тех же факторов производства в экспортоориентированных отраслях и импортозамещающих отраслях. Тот фактор, который является относительно избыточным для экспортных отраслей, одновременно, как правило, является относительно дефицитным в импортозамещающем производстве. В результате импортозамещающие отрасли не могут предложить достаточно много относительно дефицитных для них факторов производства, а следовательно в целом ставка дохода по этому фактору производства в долгосрочном периоде возрастает. Одновременно из импортозамещающих отраслей изымается достаточно большое количество относительно избыточного для них фактора. Однако в экспортных отраслях этот фактор занимает небольшой удельный вес, а значит спрос на него значительно не возрастает. В результате в целом в долгосрочном периоде цены на этот фактор снизятся и ставка дохода по нему упадет.

Исследовав этот феномен, американские экономисты В.Столпер и П.Самуэльсон сформулировали вывод, известный как теорема Столпера-Самуэльсона: в долгосрочном периоде развитие внешней торговли приводит к увеличению доходов владельцев фактора производства, который интенсивно используется в экспортных отраслях, и к падению доходов владельцев фактора производства, который интенсивно используется в отраслях, конкурирующих с импортом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...