Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3. Национальное и международное регулирование торговли




Развитие международной торговли, выравнивая цены на мировом рынке на экспортируемую продукцию, приносит реальный выигрыш, как отдельным хозяйственным субъектам, так и национальной экономике в целом. Вместе с тем в реальной действительности большинство стран в той или иной степени ограничивают доступ на внутренний рынок зарубежной продукции, то есть реализуют внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика – политика государства, направляющая развитие внешнеторговых связей, воздействующая на структуру экспорта и импорта, поддержку отечественного производителя. Иначе говоря – это политика в области регулирования внешнеторговых операций.

Основой торговой политики многих стран в XV-XVIII вв. являлся меркантилизм (от итал. mercante – торговец, купец). Внешнюю торговлю они рассматривали как источник увеличения общественного богатства, поступления драгоценных металлов. Выгода от внешней торговли связывалась с получением преимуществ страны за счет других стран. Для преобладания притока золота и серебра из-за границы над их оттоком использовались жесткие меры. Такая внешнеторговая политика получила название протекционизма (от лат. protectio – защита, покровительство).

Протекционизм – это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении национальной экономики от иностранной конкуренции.

Развитие внешнеэкономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. принципа свободной торговли – фритредерства (от англ. free trade – свободная торговля). Политика фритредерства связана с минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Экономическая аргументация против протекционизма связана с разработкой теории сравнительных преимуществ.

Экономическая мысль XX в. развивается в дискуссии и противоборстве приверженцев свободной торговли и протекционизма. В настоящий момент доминируют фритредерские взгляды, однако в отдельные периоды наблюдается оживление протекционистских подходов (экономический кризис 1929-1933 гг., Первая и Вторая мировые войны). К началу XXI в. прочное место заняли концепции, рассматривающие национальное хозяйство в качестве открытой экономики, ориентированной на мировой рынок. Торговая политика колеблется между относительно либеральными и протекционистскими мерами. Практика демонстрирует различную степень государственного регулирования внешней торговли. Она зависит от конкретно-исторических, экономических, политических и социальных задач в стране и обстановки в мире.

У каждой разновидности торговой политики есть свои достоинства и недостатки, которые можно свести к следующим:

Аргументы противников протекционизма:

1. Тарифы замедляют экономический рост. Экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. В любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

2. Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и мировой экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

3. Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые покупают местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

4. Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

5. Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в импортозамещающих отраслях может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Аргументы сторонников протекционизма:

1. Необходимость защиты зарождающихся отраслей экономики, которые могут не выдержать конкуренции с сильными иностранными фирмами в самом начале своей деятельности на внутреннем рынке. Государство ограничивает ввоз импортной продукции.

2. Поддержка старых отраслей, которые временно оказались в тяжелом положении (например, в результате непредвиденных природных катаклизмов ил временного ухудшения экономической конъюнктуры). Государство также ограничивает ввоз импортной продукции.

3. Защита своего рынка от недобросовестной конкуренции. или демпинга. Политика демпинга - это продажа на внешнем рынке товара по ценам ниже равновесных с целью захвата и дальнейшей монополизации данного рынка. Государство ограничивает или запрещает продажу импортного товара по демпинговым ценам.

4. Тариф — важный источник бюджетных доходов. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие страны не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства.

5. Достижение внеэкономических целей:

•   государство стремится ограничивать внешнеторговые операции, чтобы поддержать определенный уровень самообеспечения страны на тот случай, если страна окажется изолированной от внешних рынков (например, в результате войны или блокады);

•   введение экономической блокады, запрещающей торговлю чисто политических соображений (например, блокада Ирака, Югославии);

•   проведение политики самоизоляции, когда развитие внешнеэкономических связей рассматривается как потенциальная угроза поддержанию традиционного жизненного уклада (Япония вплоть до ХХ века ).

Государство реализуя внешнеторговую политику может согласовывать свои действия с другими странами, иначе говоря регулирование международной торговли может быть:

•   односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами;

•   двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов друг друга;

•   многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского Союза (ЕС).

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

*   селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

*   отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

*   коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

*   скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.

С позиции эффективности проводимого курса, протекционистская внешнеторговая политика условно включает два последовательных этапа:

I   этап — поддержка отечественных товаропроизводителей, проведение политики обменного курса и применение прямых методов стимулирования экспорта;

II  этап — реформа регулирования импорта, в том числе:

а) переход от количественных ограничений к тарифам;

б) сокращение числа тарифных разрядов;

в) установление тарифных соотношений между импортом сырьевых ресурсов и конечной продукцией;

г)  упрощение системы тарифной классификации;

д) упрощение системы «таможенной очистки».

В целях либерализации торговой политики государства реализуют систему мер, которая включает:

•   сближение внутренних цен с мировыми как конечная цель реформирования;

•   ослабление нетарифных ограничений;

•   введение единых тарифных ставок и их снижение;

•   снижение обменного курса национальной валюты и отказ от нормирования ее ресурсов;

•   отмена протекционистской защиты внутреннего рынка.

 

2. Тарифные методы ограничения торговли. Модели импортного и экспортного тарифа.

 

Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому одна часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Другая часть имеет своей задачей форсирование экспорта.

Все инструменты торговой политики делят на тарифные и нетарифные.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Эффективность введения таможенных пошлин с целью ограничения импорта зависит от эластичности спроса на импортируемую продукцию. Если эластичность высока, то может произойти резкое сокращение импорта. Увеличить эластичность можно путем развития производства товаров-субститутов на внутреннем рынке.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

•   фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

•   протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

•   балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины классифицируют по следующим признакам:

1. По способу взимания:

•   адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

•   специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г);

•   комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

•   альтернативные – применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

Таможенная стоимость товара — цена товара, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

2. По объекту обложения различных пошлин:

•   импортные — накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

•   экспортные — накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

•   транзитные — накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По характеру:

•   сезонные — применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

•   антидемпинговые — применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

•   компенсационные — накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

•   автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

•   конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого, как Генеральное соглашение о тарифах и торговле или соглашения о таможенном союзе;

•   преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

По типам ставок:

•   постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

•   переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

•   номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

•   эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 

Тарифные метода торговли являются преобладающими, однако в последнее время их роль снижается, вместе с этим возрастает значение нетарифных торговых барьеров.

Нетарифные методы регулирования международной торговли подразделяются на количественные, скрытые и финансовые. Боль­шинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо подда­ются количественной оценке и поэтому плохо отражены в статистике. Именно это качество нетарифных методов дает воз­можность правительствам использовать отдельные из них или ка­кую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отда­ется нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, до­полнительным налоговым бременем для населения. Нетарифные ограничения практически не регулируются между­народными соглашениями, и, используя их в своей торговой поли­тике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торго­вой организацией.

Количественные ограничения

Количественные ограничения — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

I. Квотирование (контингентирование)представляет собой огра­ничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.

По направленности действия квоты разделяются на:

·    экспортные — вводятся либо в соответствии с международны­ми стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством стра­ны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Укра­ины в начале 90-х годов);

· импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансиро­ванности торгового баланса, регулирования спроса и предло­жения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискрими­национную торговую политику других государств.

По охвату действия квоты делятся на:

· глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт опре­деленного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны импортируется или в какую страну он экспортируется.

· индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преиму­щества в экспорте или импорте товара тем странам, с кото­рыми имеются тесные взаимные политические, экономичес­кие и иные интересы.

Кроме того, по причинам введения выделяют квоты:

  • общие, определяемые для государственных нужд;
  • естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;
  • исключительные, вводимые в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

II. Лицензирование. Предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Лицензии могут быть:

· разовые – выдаваемые под осуществление конкретной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней;

· генеральные – выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок. Предприятие при этом вносится в государственный реестр.

· глобальные лицензии — разрешения ввезти или вывезти товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· автоматические лицензии — разрешения, выдаваемые немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Механизмы распределения лицензий разнообразны. В мировой практике используется открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. При открытом конкурсе лицензию получает фирма, предложившая за нее наивысшую цену; аукционная продажа позволяет внести конкуренцию в процесс распределения лицензий, дает возможность получить государству доход от их продажи. Система явных предпочтений означает их предоставление правительством наиболее авторитетным фирмам без предварительных заявок и переговоров. Затратным методом распределения лицензий является их передача в зависимости от наличия у претендентов производственных мощностей, квалифицированного персонала и других ресурсов.

III.Эмбарго. Это полный запрет на проведение экспортно-импортных операций. Может распространяться на определенные страны или в отношении отдельных видов продукции.

IV. «Добровольное» экспортное ограничение (ДЭО). Это форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышении цен.

Финансовые методы.

В практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субси­дировании правительством национальных экспортеров.

I.Субсидия — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискрими­нацию импорта.

1.По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые, непосредственно выплачиваемые государством его экспортерам в различных формах:

– выплата надбавок (премий) за экспорт,

– возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами (если первая выше),

– финансирование государством некоторых затрат экспортера (на исследование внешних рынков, проведение научно-исследовательских работ, льготные транспортные тарифы и др.);

· косвенные, предоставляемые посредством участия в капитале предприятий, взносов в финансовые фонды, предназначенные для поддержки предприятий и отраслей, в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им доходов в иных сферах: налогообложении, кредитовании, страховании.

2.По видам субсидии бывают:

· Внутренняя субсидия - бюджетное финан­сирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается. Рост цены обусловливает увеличение предло­жения и сокращение спроса. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш.

· Экспортная субсидия — финансовый нетариф­ный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать то­вар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

II.Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий фи­нансовое стимулирование государством развития экспорта нацио­нальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам — кре­дитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обя­зательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожи­данные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

III. Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний ры­нок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

В коммер­ческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм.

· Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по зани­женным ценам.

· Преднамеренный демпинг  — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения кон­курентов с рынка и последующего установления монопольных цен.
Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже средней.

· Обратный демпинг  — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

· Взаимный демпинг  — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встре­чается также редко в условиях высокой монополизации внутренне­го рынка определенного товара в каждой из стран.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины.

Антидемпинговая пошлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутрен­нем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в це­лях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

IV. Валютный контроль. Направлен на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами национального законодательства, регулирующего валютные операции, и выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте. Он предполагает установление ограничений на количество валюты, которое может получить экспортер (финансовые квоты), ограничений на количество валюты, которое может вывозить из страны ее гражданин, совершающий зарубежную поездку, ограничений на объем иностранных инвестиций в экономику.

Методы скрытого протекционизма

Существенную роль сре­ди нетарифных методов торговой политики играют методы скры­того протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

I.Технические барьерыскрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, адми­нистративные и иные нормы и правила построены так, чтобы пре­пятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространен­ные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

II.Внутренние налоги и сборы — скры­тые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавлен­ную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы).

III.Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от госу­дарственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.

IV.Требование о содержании местных компонентов— скрытый метод торговой политики государства, за­конодательно устанавливающего долю конечного продукта, кото­рая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

Примером многостороннего межправительственного соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade – GATT) и его преемница Всемирная торговая организация – ВТО (World Trade Organization – WTO). ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно, во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних рынках; во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и правила ведения мировой торговли.

Процесс создания ГАТТ берет свое начало в первые послевоенные годы, в тот период, когда проходило создание других многосторонних учреждений в области международных экономических отношений, таких как МБРР и МВФ. ГАТТ вступило в силу 1 января 1948 года.

ГАТТ 1947 г. – это 23 страны, связанные временным соглашением о взаимном снижении импортных пошлин по ограниченному кругу промышленных товаров.

Включает в себя 39 статей, объединенных в четыре раздела.

В первый раздел вошли 2 статьи, содержащие правовые нормы, определяющие режим наибольшего благоприятствования, и положение о взаимных тарифных уступках.

Второй раздел включает 21 статью. Они касаются вопросов таможенных режимов, налогообложения иностранных товаров, транзита, демпинга, применения правил торговли. Статья XI вводит запрет на применение количественных ограничений для стран-участниц ВТО; статья XV касается валютных ограничений; статья XVI посвящена субсидиям и т.д. В целом второй раздел включает статьи, касающиеся ограничения применения различных методов нетарифного регулирования в отношении стран-участниц.

Третий раздел состоит из 13 статей, касающихся различных соглашений и союзов между странами-членами организации, правил присоединения к ГАТТ.

Заключительная четвертая часть «Торговля и развитие» была включена в текст ГАТТ в 1964 году и формулирует положения, которые определяют условия участия в ГАТТ развивающихся стран.

Становление ГАТТ как международной организации происходило постепенно. В отличие от других международных организаций в основу ГАТТ не был положен учредительный акт, который определял бы компетенцию, сферу действия, структуру организации и т.п.

Высшим органом ГАТТ являлись сессии Договаривающихся Сторон, которые созывались один раз в год или по необходимости. Каждая страна-участница обладала одним голосом. Решение принималось большинством голосов.

ГАТТ выполняла роль форума для многосторонних переговоров, в ходе которых разрабатывались пакеты документов по правилам международной торговли, в основном в сфере тарифного и нетарифного регулирования международной торговли товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности. Всего было проведено восемь раундов, первый из которых прошел в Женеве в 1947 году.

ВТО, окончательно пришедшая на смену ГАТТ с 1996 г., имеет более стройную и жесткую структуру. Ее полноправными членами являются 134 государства, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Все страны – члены ВТО принимают обязательство по выполнению около 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений).

К основным функциям ВТО относятся:

· контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО;

· организацию и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО;

· наблюдение за торговой политикой членов ВТО;

· сотрудничество с другими международными организациями по вопросам торговой по­литики;

· прием новых членов;

· разрешение торговых споров между странами-членами.

Главные задачи ВТО:

· либерализация международной торговли;

· обеспечение ее справедливости и предсказуемости;

· содействие экономическому росту и повышению благосостояния людей.

Структура ВТО:

• Министерская конференция (Ministerial Conference) — высший орган ВТО, состоя­щий из представителей на уровне министров всех стран-членов, который собирается не реже раза в два года и полномочна принимать решения по всем вопросам, касающимся выполнения многосторонних торговых соглашений.

• Генеральный совет (General Council) — орган, также состоящий из представителей всех стран-членов, отвечающий за ежедневную работу ВТО. Генеральный совет может собираться в форме Органа по разрешению споров (Dispute Settlement Body) и Органа по наблюдению за торговой политикой (Trade Policy Review Body).

• Специализированные советы: Совет по торговле товарами (Council for Trade in Goods), Совет по торговле услугами (Council for Trade in Services), Совет по связанным с торговлей аспектам интеллектуальной собственности (Council for Trade-Related Aspects of Intellectual Property) — рабочие органы Генерального совета, занимающиеся надзором за исполнением многосторонних торговых соглашений в соответствующих областях.

• Секретариат (Secretariat) — технический орган, состоящий из примерно 500 сотруд­ников и возглавляемый генеральным директором, главная задача которого заключается в оказании содействия странам-членам по организации многосторонних торговых перегово­ров, предоставлении технической помощи, изучении торговой политики и предоставлении правовых консультаций при разрешении торговых споров.

В соответствии с положениями статьи XII Соглашения об учреждении ВТО любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешнеэкономической политики, может присоединиться к Организации на условиях, согласованных между кандидатом и членами ВТО.

Процедура присоединения предусматривает несколько этапов:

· Первый – получение статуса наблюдателя при основных и вспомогательных органах ВТО;

· Второй – начало осуществления процесса присоединения к ВТО, что предполагает образование Рабочей группы;

· Третий – подготовка и передача в Секретариат ВТО Меморандума о внешнеторговом режиме страны-кандидата, заполнение специальных вопросников, подготовка ответов на уточняющие вопросы членов Рабочей группы по Меморандуму;

· Четвертый – подготовка и проведение многосторонних переговоров в рамках соответствующей Рабочей группы и двусторонних переговоров по доступу к рынкам товаров и услуг.

Решение о принятии в ВТО нового члена принимается большинством в две трети голосов. После принятия положительного решения страна-кандидат имеет право подписать протокол и присоединиться к Организации после ратификации документов.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является проведение их национального законодательства в полное соответствие с положениями пакета соглашений «Уругвайского раунда», которые распространяются практически на все сферы внутренней хозяйственной деятельности страны: национальные системы ценообразования, налогообложения и субсидирования, валютно-финансовая политика, государственная торговая политика, СЭЗ и др.

Механизм вступления в ВТО предполагает выполнение страной-кандидатом следующего набора требований:

· почти полное связывание тарифов на довольно низком уровне;

· обеспечение национального режима, в том числе в налоговой сфере, для товаров и услуг;

· справедливая и транспарентная таможенная оценка;

· беспристрастное лицензирование импорта;

· устранение искажающих торговлю механизмов при осуществлении экспортных операций;

· обязательства по защите прав интеллектуальной собственности;

· согласованный доступ на рынки в отдельных специфических секторах;

· транспарентные процедуры экспертизы в области стандартов и сертификации;

· ограничение инвестиционных барьеров;

· по мере возможности, участие в многосторонних соглашениях, например, Соглашении о государственных закупках, и признание новых соглашений, например, Соглашения об информационных технологиях.

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...